«Даем автомобилям вторую жизнь». Репортаж с литовской авторазборки

14 февраля 2017 в 8:00
Источник: Андреас Журовас. Фото: Максимас Малиновскас

«Даем автомобилям вторую жизнь». Репортаж с литовской авторазборки

Источник: Андреас Журовас. Фото: Максимас Малиновскас

Уходит целая эпоха: некогда процветавшие литовские авторазборки сейчас прекращают работу. Склады «бэушных» запчастей, где можно было найти на свою «ласточку» любую деталь — от стеклоподъемника до двигателя, закрываются один за одним. Профессионалы, начинавшие бизнес 20—25 лет назад, ностальгируют: «Эх, были времена…» В Вильнюсе, впрочем, еще остались классические «автошроты», как их называют на немецкий манер. Побывав на одном из них, мы посмотрели, как там все устроено, и, разумеется, поинтересовались ценами.

Спальный микрорайон Юстинишкес на окраине Вильнюса. Среди жилых многоэтажек примостился гараж в несколько уровней. Нижний занимает фирма, профессионально занимающаяся разбором автомобилей на запчасти. Гаражные боксы приспособлены под склады — там теперь хранятся коробки передач, двигатели, кузовные элементы и так далее. Разукомплектация происходит прямо в коридоре.

— Начиналось все лет 20—30 лет назад, когда появились первые иномарки, — вспоминает один из старожилов литовского гаражного автобизнеса. — Сначала их везли моряки, полулегально — продавали, как говорят, из-под полы. Это был шик проехаться на таком авто! Затем стали гонять простенькие машины из Германии — Ford Orion, Opel Record, Volkswagen Golf. Потом пошли первые BMW, Audi и Mercedes. А раз появились новые автомобили, значит, нужно было их обслуживать. Так возник спрос на запчасти, и потихоньку стали привозить битые машины, разбирать, продавать комплектующие. Зарождалась новая автосфера.

Мы разговариваем в офисе, расположенном прямо в гаражах. Впрочем, офис — это громко сказано. По обстановке видно, что фирма переживает не лучшие времена. Время как будто замерло здесь. Два стола, пара стульев, диванчик. В шкафах — пластиковые контейнеры из Ikea с наиболее популярными комплектующими. На отдельном стеллаже — автомагнитолы по 5—6 евро за штуку.

— Есть капот на четвертый Golf? Мы звонили, вроде бы нашли,— периодически сюда заглядывают посетители.

— Раньше от клиентов отбоя не было, — вздыхает Валерий, нынешний директор фирмы, который изо всех сил сейчас пытается удержать ее на плаву. — А сейчас, эх…

Валерий, руководитель фирмы

В Литве небольшие компании, которые занимаются разбором автомобилей на запчасти (их еще называют autosavartinas, или «автошрот»), переживали пик в конце 1990-х — начале 2000-х. Основными рынками сбыта были Россия, Украина, Латвия, Эстония и, разумеется, Беларусь. Изменение правил ввоза запчастей в Таможенный союз сильно подорвало этот сегмент автосферы.

— Где-то с 2014-го поток белорусов сократился, — продолжает руководитель фирмы. — Мы открыли второй филиал, который сейчас едва концы с концами сводит. Если бы вернуть все назад, я бы крепко подумал, заниматься ли этим делом вообще.

Второй фактор, существенно повлиявший на ситуацию в Литве, это открытие заводов по выпуску автозапчастей и комплектующих в Китае.

— Сейчас новые щетки стеклоочистителя, произведенные в Китае, стоят 5 евро, — кивает на стеллаж Валерий. — Демпинг сделал свое дело… Стало меньше работы, меньше клиентов, меньше спроса.

В коридоре «цеха по авторазборке», впрочем, кипит работа. Как сюда попадают автомобили? Основных путей два. Машины специально пригоняют для разукомплектации, например, из Великобритании. Несколько таких праворульных экземпляров ждали своей очереди на улице.

Но чаще сами литовцы сдают «уставшую» (или побывавшую в аварии) машину на авторазборку. После ужесточения процедуры прохождения техосмотра в этой стране многие задумались, а стоит ли устранять мелочи? Иногда экономически выгоднее избавиться от обременительного транспортного средства и купить новый автомобиль. «Там кнопочка застревает, здесь стеклоподъемник не работает, тут сквозная коррозия… Мелочей набирается много — их исправление повлечет большие расходы. Так зачем мучиться?»— литовцы рассуждают примерно так.

— Вот Skoda Octavia побывала в ДТП, и от нее избавились, сдав нам, — показывает директор autosavartinas. — А у этого Volkswagen Touareg была серьезная неисправность коробки переключения передач. Вон тот Passat пригнали из Англии. Beetle не смогли продать и сдали нам.

Стоимость приобретения автомобилей фирмой вовсе не секрет: Volkswagen Passat B4 возьмут за 200 евро, его предшественника третьего поколения — за 100 евро, Skoda Octavia (первое поколение) — 600—700 евро. Эта авторазборка занимается четырьмя марками — Volkswagen, Skoda, Audi и Seat. Вообще, данная автосфера очень сегментирована: кто-то специализируется на французских машинах, кто-то — на «японцах», кто-то — на «американцах».

Есть определенный лимит времени для первичной «работы» с автомобилем. Сначала предстоит утилизировать опасные жидкости, снять аккумулятор, амортизаторы, подушки безопасности. Остальное можно законсервировать: неопасные отходы (покрышки, обивку салона, стекла и пр.) по литовским законам фирма вправе хранить в таком состоянии не более года.

Разумеется, антифриз и жидкость гидроусилителя руля в канализацию никто не сливает. Техжидкости хранят в бочках, ведется их строгий учет. Чтобы понять, насколько все серьезно, приведем в пример один факт: соответствующую документацию оформляет фирма, специализирующаяся на таких услугах (проще и дешевле отдать это на аутсорсинг, чем выделять штатную единицу).

— Контроль со стороны криминальной полиции, экологической инспекции и других служб достаточно серьезный. Но мы работаем легально, и скрывать нам нечего. За утилизацию отходов платим, используем сертифицированное оборудование, — руководитель фирмы демонстрирует компрессор, с помощью которого можно откачать жидкость для заправки кондиционеров.

Чтобы полностью разобрать автомобиль, опытному сотруднику «автошрота» нужен всего один рабочий день и стандартный набор инструментов. Последовательно снимаются все детали, затем позиции заносят в прайс-лист, а запчасти систематизируют. Всего здесь около полумиллиона единиц разных деталей!

Только на первый взгляд кажется, что на складе авторазборки с трудом можно что-то найти. Отдельный бокс предназначен для хранения двигателей. Хорошая возможность детально рассмотреть мотор. Но автовладельцев больше интересует ценник: голый (без навесного оборудования — кронштейнов, насосов, датчиков и пр.) двигатель на Volkswagen Sharan (выпускавшийся в 1995—2000 годах) стоит 150 евро, на Skoda Octavia (первого поколения) — 200 евро, на Passat B5 — столько же.

— Перед тем как снять мотор, мы обязательно делаем видеозапись и отправляем в архив, — объясняет Валерий. — Если впоследствии у клиента возникнут претензии, то сможем предъявить доказательство, как работал двигатель. Это очень помогает в спорных случаях.

По соседству складируют коробки переключения передач. Это тоже ходовой товар: за них просят от 100 до 300 евро. «Из-за сложившейся экономической ситуации фирма в основном работает на внутренний рынок. Лишь 15—20% запчастей уходит на экспорт», — приводят такие данные сотрудники авторазборки.

Большая часть склада отведена под хранение кузовных элементов. Кажется, тут можно найти все на старые автомобили марок, которыми занимается «автошрот». Крыша на Audi Allroad, например, стоит 30 евро. За капоты просят примерно столько же (на Audi A4 — 30 евро, на Audi 80 B4 — 20—30 евро, на Volkswagen Golf — 20 евро).

Продать задние боковые стекла — целая проблема, поэтому их обычно утилизируют. Передние боковые реализуются лучше: скажем, на Audi A6 стоят по 30 евро.

Особенная ценность такой авторазборки — здесь можно найти любую мелочь, которую сложно отыскать в интернете или же придется ожидать несколько недель в случае доставки. Вот ящик с бачками для жидкости гидроусилителя руля (от 5 до 25 евро), там висят ремни безопасности (от 10 евро), оригинальные колесные диски (от 5 до 20 евро за штуку).

В конце концов остается голый кузов, который, как правило, сдают на лом, получая за это небольшие деньги. Работают в фирме восемь сотрудников — в основном люди в возрасте, которые пришли в бизнес в начале 2000-х.

— Среди белорусов есть такое распространенное мнение: в 1990-х автомобили делали хорошие, надежные, а сейчас, мол, они не такие выносливые, — разговорились с авторазборщиками. — Вы видите все изнутри, знаете каждую деталь. Как на самом деле?

— Не сказали бы, что все старое исключительно хорошее. Многое зависит от того, кто ездил и как обслуживал машину. Из Германии, например, приходят живые, ухоженные экземпляры. В Литве точно такие же автомобили не в таком состоянии.


От посещения вильнюсской авторазборки остались двоякие впечатления. С одной стороны, сложилось ощущение давно устоявшегося бизнеса, в котором роли четко распределены — один разбирает, другой продает, третий утилизирует. В результате хорошо потребителю, который может избавиться от старой машины или найти дефицитную запчасть. Но с другой стороны, возникает чувство вчерашнего дня (назовем его так), словно время здесь застыло, а будущее умчалось вдаль.

Автомобильные диски в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by