17 февраля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Подделывают и водительские удостоверения, и техпаспорта. Вопрос, какого качества фальшивка?

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Во время одного из рейдов с Транспортной инспекцией поступило срочное сообщение: нужно остановить маршрутку! Искомый микроавтобус был обнаружен возле железнодорожного вокзала в Минске. Как оказалось, потребовалось проверить техпаспорт — водитель якобы предъявлял фальшивку. Обычно все подозрительные документы поступают экспертам. В топе подделок — водительские удостоверения и техпаспорта на автомобили. Сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз рассказали о том, как обнаружить липу и чего остерегаться водителям.

— Пытаются подделывать всё — водительские удостоверения, техпаспорта на автомобили, страховые полисы, сертификаты о прохождении техосмотра, — перечисляет Александр Можейко, начальник управления экспертизы документов, денежных знаков и почерка Государственного комитета судебных экспертиз. — На экспертизу поступают в основном подделки белорусских документов, меньше — российских. Бывают, впрочем, экзотические варианты. Попадались, например, фальшивки из Грузии и Йемена.

Александр Можейко

Интересно, что выявляют бóльшую часть фальшивок сотрудники ГАИ, работники станций диагностики, Транспортной инспекции. Словом, те, кто постоянно имеет дело с такими документами. Эксперты говорят: «Ничего удивительного в этом нет. Когда каждый день проверяешь документы на право эксплуатации и управления транспортными средствами, а попадает в руки подделка, сразу понимаешь: что-то не то. Это может быть отличие в цветовой гамме, качестве бумаги, форме документа, наличии и расположении отдельных реквизитов. Обычно качество подделок настолько низкое, что это бросается в глаза».

Нам показывают два водительских удостоверения старого образца. Одно якобы было выдано в Гродно, второе — в Витебской области. Оба документа — подделки, но разного качества. Честно говоря, неспециалисту распознать подвох иногда затруднительно.

Но эксперты усмехаются: «Тут же все очевидно. Техпаспорта и водительские удостоверения если и подделывают, то с помощью принтеров способом капельно-струйной печати или же посредством плоской офсетной печати, которая является одной из самых доступных в полиграфии. Присутствует имитация степеней защиты, но далеко не всех, да и сами эти попытки не выдерживают никакой критики».

В качестве доказательства специалист просвечивает оба удостоверения в ультрафиолетовых лучах. В настоящих правах «проявляются» диагональная широкая полоска и «облачко» в районе фамилии.

Уже на этом этапе «документ» из Витебской области можно отсеять — проверку он категорически не проходит.

— А вот удостоверение из Гродно с этой точки зрения выполнено сносно, — констатирует эксперт.

Однако достаточно исследовать «документ» с помощью спектрального микроскопа, и все становится ясно. Попытку сымитировать еще одну степень защиты эксперты называют провальной.

— Микрокапсулы, которые должны быть размещены хаотично, явно из другого вещества, — комментирует специалист. — Выявить такую подделку проще простого.

Чаще всего, по словам сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз, используются дешевые средства и методы подделки.

Вот красноречивая статистика: в прошлом году изъяли 254 поддельных документа. Около половины были сделаны с помощью капельно-струйной печати — грубо говоря, распечатаны на банальном принтере. С помощью электрофотографии (лазерные принтеры, ксерокопировальные аппараты) изготовлены 40 фальшивок. Около 90 подделок выполнены с помощью плоско-офсетной печати. И ни одной — с помощью высокой или глубокой печати.

Пример типичной липы — техпаспорт на Audi A6 (1996 г. в.), будто бы выданный жителю Минска. Попытались подделать голограмму, но микрокапсулы (степень защиты) все выдают. Сразу заметно, что они имеют четкую структуру, а у подлинных документов эти элементы совсем другие — как бы «вживлены» в структуру бумаги. Для эксперта это все равно что увидеть грубую орфографическую ошибку в диктанте.

Подделки российских документов, с которыми тоже приходится сталкиваться экспертам, — более высокого качества. Нам демонстрируют паспорт транспортного средства — аналог нашего техпаспорта, который выдается заводом-производителем или таможенными органами. Это важнейший документ, с помощью которого можно легализовать машину.

В данном случае паспорт якобы был выдан российской таможней на Toyota Solara 2002 г. в., ввезенной из Финляндии. Честно говоря, нам, как непрофессионалам, было бы сложно заподозрить подвох. Документ как документ — печати имеются. На первый взгляд, указаны правдоподобные сведения.

— Сразу видно, что подделка приличного качества, если вообще уместно использовать такой эпитет в отношении подделок, — говорит Александр Можейко. — Но профессионалу распознать ее ничего не стоит. Первое, что выдает фальшивку, — цветовая гамма. Второе — оттиск печати таможни, который явно напечатан на принтере. Если положить рядом два документа — этот и подлинный, — то разница сразу станет очевидной. У сотрудника регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ, который ставит автомобили на учет, такой «паспорт транспортного средства» сразу вызовет подозрения.

Может ли распознать подделку обычный автомобилист, который, например, отправился за машиной в Россию? В принципе, да. Эксперты советуют изучить, как должен выглядеть паспорт транспортного средства и другие документы, сравнить их с образцами, которые обычно представлены на стендах.

Не лишним будет взять увеличительный прибор. Следует обратить внимание на детали (обычно на поддельных документах печати размытые, нерезкие) или даже просто взглянуть на просвет (места, которые могли подчищать, сразу станут заметны).

— Но самым правильным будет проверить легальность предоставленных документов с помощью сотрудников компетентных органов, — считают эксперты.

По поводу запросов. После того как белорусы стали массово ездить за автомобилями в Россию, работы у экспертов прибавилось. По правилам регистрации транспортное средство ставится на учет после получения ответа из правоохранительных органов РФ. Но ответы приходят не всегда, поэтому документы отправляют на экспертизу. Понять, о каких объемах идет речь, поможет одна цифра: в 2016 году было проведено 18 тысяч таких экспертиз! Выявлено всего около 80 фактов подделок паспортов транспортных средств.

Самое сложное, когда имеешь дело с частичными подделками, признаются эксперты. Случается, в подлинном документе исправлена одна цифра или буква, например в номере шасси.

Был случай в Бресте, когда человек нашел чужое удостоверение инвалида, наклеил свое фото. Однако выявить подлог все равно можно — любое внесение изменений сопряжено с подчисткой, дописками и пр. Такие фальшивки легко обнаруживают, скажем, контролеры в общественном транспорте.

Еще один документ, который иногда пытаются подделать, — это сертификат о прохождении техосмотра. В прошлом году зафиксировано 20 таких фактов. Комментарии экспертов аналогичные: «Низкое качество. Оттиски в отдельных случаях не штампом нанесены, а напечатаны. Сотрудники ГАИ или работники станции диагностики такие случаи легко выявляют».

Среди популярных позиций, которые имитируют, — листки нетрудоспособности, удостоверения инвалида и документы на проезд в общественном транспорте. А вот автомобильные регистрационные знаки практически не подделывают.

Почерк фальшивок говорит о том, что исполнители — разные люди. По словам экспертов, если бы был один центр, то его уже давно бы обнаружили и прикрыли. Есть подозрения, что часть подделок поступает из России. В Беларуси профессиональное оборудование подконтрольно.

— Сымитировать все способы полиграфической печати очень дорого, да и экономически невыгодно. Проще и дешевле получить документ легально, — подытоживает Александр Можейко. — Большинство фальшивок делают в подпольных мастерских на устаревшем или дешевом оборудовании. Качество печати, бумаги, пленок невысокое. Иногда преступники даже не в состоянии сымитировать форму документа или дензнака.

Когда-то говорили, что талон на проезд более защищен, чем доллары США. Эксперты уверяют, что такого рейтинга нет, но все документы перед отправкой в типографию проходят экспертизу. Если средств защиты нет или они недостаточные, документы просто не допустят в обращение. Однако всегда возникает вопрос, сколько степеней защиты должен иметь 55-копеечный талончик на проезд в общественном транспорте?

Счетчики банкнот и монет в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by