34 909
21 марта 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Куда крыша поехала? Обзор багажных систем для автомобилей

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Картину, корзину, картонку, а еще рассаду, дорожную сумку, садовый инвентарь, пленку для парника, велосипед, удочки и пр. Все это как-то надо перевезти на дачу в хетчбэке, в котором, кроме водителя, поедут еще и пассажиры. Как транспортировать имущество? На крыше! На немецком автобане на каждой пятой машине перевозят велосипеды, каноэ или боксы. У нас это только-только входит в обиход. Ассортимент не такой широкий, как мог бы быть. А одна из примет потенциального интереса — повышенный спрос на аренду: рейлинги бронируют за полгода до поездки! Насколько увеличивается расход с боксом на крыше? Можно ли ехать со скоростью 120 км/ч? Почему на многие паркинги въезд заказан? В преддверии дачного и отпускного сезонов рассказываем о багажных системах, представленных на рынке Беларуси.

Едва ли наличие продольных рейлингов на крыше при покупке автомобиля белорусы считают важной опцией. Так — дополнительный аксессуар: может быть, когда-нибудь... Скорее принципиален кузов машины, поэтому у нас котируются универсалы и внедорожники. Хотя возить постоянно дополнительный объем и переплачивать за необходимость дважды в год воспользоваться им, мягко говоря, недальновидно. Багажная система вполне может решить поставленные перед началом дачного сезона задачи. Тем более что покупать ее необязательно — сейчас очень популярна услуга аренды.

Про наличие продольных рейлингов мы завели разговор неспроста. Если они имеются на крыше автомобиля, то задача при выборе багажной системы существенно упрощается. Большинство производителей предлагают варианты для установки поперечных рейлингов именно на штатные держатели. Это, так сказать, основа конструкции, фундамент для большого спектра возможностей.

— Это самый простой и популярный вариант, — делится опытом Евгений, менеджер одного из минских магазинов, продающих и сдающих напрокат багажные системы. — Если у вас есть продольные штатные рейлинги, считайте, вам не придется переплачивать за различные переходники и беспокоиться о возможных вмятинах на кузове. Нужны только упоры и сами поперечные рейлинги.

Перед покупателем открываются широкие возможности. Самые бюджетные варианты — польского (например, Taurus) и российского производства (у нас распространены Atlant, LUX, «Муравей»). Есть чуть дороже — итальянские G3 и Menabo, испанские Norauto. В самом верху — шведские Thule, прочно занимающие премиум-сегмент.

Обычно в этом случае установочный комплект состоит из упора с замком и самих поперечных рейлингов. Кажется, проще некуда, но когда начинаешь вникать в нюансы, оказывается, что не все так просто.

Классический вариант: поперечные дуги (серебристого цвета) установлены на штатные рейлинги (черного цвета) автомобиля, а соединены с помощью упоров

На что нужно обратить внимание при выборе системы крепления и в чем разница? Суть, как всегда, кроется в мелочах. Если сформулировать основные преимущества для пользователя, то это надежность, удобство эксплуатации, простота в обслуживании, заменяемость деталей (мелочей, которые нередко теряются) и отсутствие посторонних шумов.

Вопрос безопасности должен стоять на первом месте, и роль установочного комплекта в этом случае ключевая. Как рассказывают специалисты, хорошие производители устраивают краш-тесты и гарантируют надежность конструкции при соблюдении рекомендаций. Иначе...

Пару лет назад на витебской трассе у Citroen Picasso снесло шкаф, который перевозили на крыше автомобиля. Установочный комплект просто сорвало. Благо груз рухнул не на ехавшую следом машину, а на прицеп, содержимое которого разбросало по всей дороге. На нашем форуме приводят примеры, когда боксы, кое-как прикрученные к крыше, срывало на скоростных трассах. В худшем случае за это может грозить уголовная ответственность (если кто-то пострадает или погибнет).

Как-нибудь обратите внимание в городе — даже по Минску ездят автомобили с проржавевшими рейлингами простейших конструкций. В определенный момент владелец такой машины решит погрузить туда важный груз, который надо перевезти на дачу. Выдержит ли установочный комплект, который переживает кризис усталости металла, проверку парусностью?

— Как-то приезжал водитель Volvo XC90, — вспоминает Евгений. — Он год отъездил с рейлингами одного из дешевых производителей. Снять просто так не удалось — пришлось взять в руки болгарку... А вот комплект премиум-класса. Он сдается в аренду уже два года. Посмотрите, как пережил зиму анодированный металл: ничего не окислилось, сердечники работают так же мягко. Резинки даже при 30-градусном морозе не дубеют, лишь слегка похрустывают, но при этом легко отсоединяются. В дешевых рейлингах резинки подчас не выдерживают холодов и буквально рассыпаются в руках.

Теперь про удобство. Вообще-то обращаться на специализированную станцию для установки рейлингов не надо. Это под силу сделать даже чайнику. Хотя разница между бюджетными вариантами и премиум-сегментом заметна. Для монтажа первых, не исключено, потребуются простейшие инструменты, услуги пассажиров и физическая сила, вторые прикручиваются легким движением руки с помощью крутелок, задвижек и пр. приспособлений.

Возможность заменить в любой момент какую-нибудь деталь тоже крайне важна. Болезнь некоторых багажных систем — в потере заглушек, болтов, резиновых прокладок и т. д. Иногда можно, конечно, не обращать внимания и продолжать ездить. Но перфекционисты вряд ли согласятся с этим условием.

Типичная багажная система: поперечный рейлинг крепится к штатному продольному с помощью упора

— Небольшой пример. Житель Москвы направлялся за границу, загрузил сумки в бокс, закрыл, а когда возвращался домой, оставил ключ на тумбочке. Опомнился только в Беларуси на заправке. Хотел уже вскрывать бокс, но кто-то посоветовал обратиться к нам, — продолжает специалист. — Благо это был шведский Thule. Нам понадобился только код замка, чтобы найти необходимый ключ. По приезде в Минск он взял его, сделал дубликат и решил проблему. Такая же опция есть, например, у Norauto. Дешевые производители, как правило, о подобном нюансе не заботятся.

Продуманность конструкции также выражается в универсальности определенных элементов. Так, у премиум-производителей крепления для каноэ и велосипедов будут одинаковыми, они подойдут под любой рейлинг. Например, у Thule таким целям служит Т-образный паз, который прикрыт резиновой прокладкой.

В такой паз вставляются крепления для велосипедов и каноэ

Даже такая мелочь, как возможность заменить сердцевину замка, может быть чрезвычайно удобной. Представьте, что число ключей может доходить до двенадцати. Таскать увесистую связку? Шведы предлагают комплект из 12 сердцевин, правда стоит он $55 в эквиваленте. Зато есть возможность заменить все замки (сделать это можно просто повернув ключ на 90 градусов и вытащив сердцевину) и использовать один ключ.

Еще один немаловажный нюанс, который нужно учитывать при выборе поперечных рейлингов, — это шум, точнее его отсутствие. Дело в том, что при движении на скорости багажная система, разрезая воздух, свистит. Говорят, даже нужно повышать голос, чтобы услышать собеседника.

Именно поэтому конструкции поперечных рейлингов постоянно совершенствуются. Самыми шумными считаются квадратные, их называют load-bar. Они наиболее дешевые (у Thule комплект стоит $40 в эквиваленте). Чуть дороже — aero-bar (полукруглые, $50 в эквиваленте за комплект), уже с универсальным Т-образным пазом. Самые новые и бесшумные — wing-bar (цена — $100 за комплект в эквиваленте). Кстати, последний вариант часто устанавливают неверно: более узкой частью вперед. Тут будет уместна аналогия с самолетным крылом, толстая часть которого призвана рассекать воздух и не допускать характерного хлопка сзади.

Что делать, если продольных штатных рейлингов у автомобиля нет (а таких машин большинство)? Разумеется, производители подумали о владельцах таких транспортных средств. Выпускают специальные переходники, которые соединяют кузов и рейлинги. Однако машин сейчас очень много, поэтому как быть? Вариантов два. Первый — универсальные рейлинги, которые подходят для нескольких марок. Второй — свой адаптер для каждой модели автомобиля, которые предлагают, в частности, премиум-производители.

— Например, Thule и Norauto выпускают сотни, если не тысячи переходников — специалисты называют их KIT (элемент монтажного комплекта), — в подтверждение Евгений демонстрирует каталог. — Учтены все возможные варианты, включая бюджетные автомобили российской сборки, Geely и даже индийскую Tata. Такой адаптер благодаря точному повторению силуэта дверного проема и верхней части кузова максимально плотно прилегает к поверхности, обеспечивая надежность фиксации.

В случае использования некачественного переходника, на крыше могут появиться вмятины или потертости. И это нередкость, предупреждают специалисты. Они привели свежий пример: недавно приехал владелец Lexus, у которого в результате эксплуатации дешевого адаптера оказалась повреждена крыша автомобиля.

Есть совсем необычные варианты установки поперечных дуг. Иногда автопроизводители в угоду дизайну делают продольные рейлинги заниженными, и для установки багажной системы требуются специфические адаптеры — их еще называют интегрированными. Например, с такой необходимостью могли сталкиваться владельцы некоторых кроссоверов Audi, Kia и Hyundai.

Сейчас самый интересный вопрос — в стоимости. На рынке можно найти варианты от 80—100 рублей (адаптеры и поперечные дуги). Это, так сказать, старт. Потом — все дороже и дороже в зависимости от позиционирования бренда. На вершине ценовой линейки стоит Thule как самый известный премиум-производитель.

Для примера: комплект упоров с поперечными дугами у шведов стоит от $170—180 в эквиваленте, адаптеры-переходники (KIT) — $50—100 в эквиваленте, велокрепления — от $75 в эквиваленте, крепления для каноэ — от $100 в эквиваленте.

Имея фундамент багажной системы, туда можно поместить много чего. Скажем, пять-шесть велосипедов или два каноэ. Но многие предпочитают боксы. Это становится все более популярным у белорусов. Вместительность такого ящика измеряется в литрах. Чаще всего выбирают 400—500-литровые варианты.

— Многим кажется, что туда мало чего поместится, — говорит Евгений. — На самом деле объем боксов позволяет перевозить множество необходимых по хозяйству или на отдыхе вещей: несколько чемоданов, горные лыжи, детские коляски и даже мебель. Но нельзя забывать про весовое ограничение. Производитель рекомендует не превышать общую массу груза в 50—75 кг (в зависимости от модели бокса).

Такой автомобильный «ящик» внешне выглядит хрупким (к слову, весит он немного и взрослый человек легко поднимет конструкцию на крышу, чтобы закрепить на рейлингах). Несмотря на это, специалисты уверяют, что он довольно прочный: даже небольшие камушки, вылетевшие из-под колес, не пробьют корпус, хотя царапины наверняка оставят. Вообще, все глянцевые боксы со временем царапаются, и потому более практичной считается матовая поверхность.

При выборе бокса стоит обратить внимание на возможность открывания с двух сторон, синхронизации с центральным замком автомобиля и наличие других допопций (антискользящий коврик, подсветка, набор чемоданов и сумок).

Как показывает опыт, вандалов и прочих злоумышленников багажные системы мало интересуют. А вот чего стоит опасаться, так это забывчивости. Случается, автовладелец, запамятовав о багажной системе, заезжает на паркинг и... Как-то водитель Audi Q7 умудрился смолоть бокс в муку — не услышал из-за громкой музыки характерного хруста.

— Раньше производители боксов не рекомендовали превышать скорость, скажем, в 120 км/ч, однако в инструкциях к последним моделям, например, Thule этого ограничения нет, — напоминают специалисты. — Да, наличие бокса сказывается на расходе топлива. Он может повыситься до 10%, но не более того.

Рекомендации по использованию обычно размещены на наклейках внутри боксов

Стоимость также сильно зависит от производителя. Цены начинаются от 500 рублей (за 390-литровый вариант от российских компаний). А премиум-производитель может запросить 2—2,3 тысячи за топовые модели (максимального объема и с допопциями).

В общем, цены кусаются! А если бокс нужен всего лишь на выходные, чтобы перевезти вещи на дачу, или на неделю-две отпуска? Сейчас можно найти услуги по аренде багажных систем (включая адаптеры, поперечные рейлинги и пр.). Поскольку спрос носит сезонный характер, то, как правило, арендодатель заключает договор, просит предоплату, а в случае отказа возвращает лишь часть суммы.

Рассказывают, что услуги по прокату становятся все более популярными. При нас бокс возвращала владелица Volkswagen Touran, которой нужно было перевезти вещи из Минска во Вроцлав. Осталась очень довольной: «Ехала в Польше 140—160 км/ч, как будто ничего сверху не было. Расход? Слегка увеличился, зато не пришлось платить за грузоперевозки».


Есть ощущение, что белорусы пока не распробовали багажные системы, хотя в Западной Европе они чрезвычайно популярны. Ассортимент явно будет расширяться, выбор станет больше. Пока словно есть две крайности — или бюджетные варианты, или дорогие модели топовых производителей. При повышении спроса наверняка появятся и средние варианты.

Благодарим за помощь в подготовке публикации интернет-магазин Xmedia

Багажные системы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by