25 марта 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Вангую, что Ford поедет со второй полосы налево». Опять про проезд на площади Бангалор

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Этот ролик на момент публикации набрал более 50 тысяч просмотров на YouTube. Хотя ничего эдакого не произошло: обычный конфликт на круговом перекрестке. Автор видео ехала строго по знакам и разметке. В какой-то момент прозвучал клаксон и возник спор с водителем Mitsubishi, который остановился, открыл дверь и даже стал тыкать пальцем на проезжую часть… «Увы, при проезде этой площади следует иметь в виду, что не все знают о непривычной схеме организации дорожного движения, а значит, нужно быть готовым уступать», — считает наш эксперт, с которым мы снова выехали на площадь Бангалор в Минске, чтобы напомнить о правильном проезде кругового перекрестка.

Автор видео въезжала на перекресток по улице Сурганова. Потом она планировала повернуть налево. Водитель явно была в курсе схемы, которая указана на информационных знаках. По задумке поворачивающие налево (или разворачивающиеся) должны выехать в карман, а потом вправе попадать в любой из трех открывающихся рядов. Девушка так и действовала. Но, как нередко бывает, справа по третьей полосе двигался Mitsubishi, водитель которого хотел также повернуть налево.

«Причем этот водитель утверждал, что он едет правильно и тут проезжает так несколько раз в день», — прокомментировала видео автор.

— На самом деле девушка — молодец, а вот ее оппонент не прав, — считает Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам Юрий по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Согласно требованиям знака и разметки, он должен был продолжить движение прямо, на улицу Орловскую.

Напомним историю вопроса. Четыре года назад на площади принципиально изменили организацию дорожного движения. Главный недостаток старой схемы заключался в том, что большинство водителей (около 85%) пропускали меньшинство (примерно 15%), которые поворачивали налево или разворачивались по кругу.

Чтобы отсечь меньшинство и дать преимущество большинству, прямо на кругу установили светофоры. Кроме того, эксперты решили задействовать четвертую полосу, которая существовала там всегда, но никто ее реально не использовал.

Для этого придумали карман, куда надо, по задумке, заезжать для поворота налево или разворота. Об этом нюансе много говорили, объясняя новый принцип движения. Тот, кто внимательно изучил схему (она размещена на знаке перед въездом на площадь) и потратил пару минут на обучающий ролик, разобрался. Но, увы, не все регулярно читают форумы в интернете и погружаются в изучение вопроса.

Как отмечали сами авторы проекта, схема очень специфическая для Беларуси и на ходу в ней разобраться непросто. То есть в идеале водителю заранее стоит ознакомиться с нюансами, что, понятное дело, сложно требовать от всех автомобилистов.

— Кто может не знать об особенностях? — рассуждает эксперт. — Те, кто ездят там редко. Например, иногородние водители. Или же автомобилисты, которые движутся по привычке. В результате возникает неразбериха, в которой в невыгодном положении оказываются те, кто как раз следует ПДД. Им мало того, что нужно помнить обо всех нюансах, так еще отслеживать ситуацию справа и быть готовыми тормозить.

Случай с девушкой не единичный. На форуме Onliner.by регулярно появляются ролики с площади Бангалор. Вот, например, такую видеозапись разместил пользователь, зарегистрированный под ником Kesha8. Он был недоволен, как круг проезжает водитель Hummer. Тот совершал поворот налево, не заезжая в карман.

— Ситуация схожая, — просматривает ролик Виталий Жуковский. — Автор видео заметил, что собирается сделать водитель Hummer, и заранее притормозил, посигналил, но главное — избежал столкновения.

Третий ролик был размещен примерно тогда же, когда и второй, — в начале марта. Необычность его в том, что автор видео предсказал маневр водителя Ford. Вероятно, косвенные признаки, в частности транзитные номерные знаки, подсказали, что автомобилист может быть не в курсе нынешней схемы движения.

— Автор ролика оказался полностью прав, — говорит эксперт. — Более того, налево, если следовать актуальной схеме, не могли ехать ни BMW, ни Ford. Последний автомобиль, можно сказать, подрезал машину, в которой был установлен регистратор. Опять-таки все разъехались без проблем, хотя не без применения клаксона.

Кстати, есть одна примета, которая объединяет все эти ролики. В той или иной степени мы наблюдаем так называемый синдром регистратора. Авторы видео сигналили, потом выкладывали запись на YouTube.

С одной стороны, хорошая реакция: больше людей задастся вопросом, как правильно ездить, — значит, возникнет меньше аварийных ситуаций. С другой, авторы видео, ожидая конфликта, готовы были его поддерживать, как того требуют законы жанра.

Ранее, анализируя движение по улице Богдановича, эксперт рекомендовал выбирать для движения прямо через площадь Бангалор вторую полосу. Логика такая: если уж кто-то ошибется (умышленно или нет) и начнет поворачивать/разворачиваться не из той полосы, то меньше шансов, что вас подрежут справа.

Еще один нюанс, который нужно иметь в виду при выезде на круг, связан с работой светофоров. Во-первых, сразу загорается стрелка, и она не дает преимущества, следовательно, нужно быть готовым уступить тем, кто движется по кольцу. Во-вторых, не все из едущих по кругу останавливаются на красный сигнал светофора.

Некоторое время мы наблюдали за ситуацией сверху. Да, многие явно знают, как правильно поворачивать налево или разворачиваться, чинно заезжают в карман. Но случается, им мешают те, кто пытается совершить такой же маневр вразрез требованиям знаков и разметки. Иногда из-за этого образуются заторы, движение останавливается, другие водители (которые едут прямо) начинают перестраиваться.

Сами попытались подловить такую ситуацию. Но, к счастью, никто не старался нас подрезать справа. Все двигались либо прямо, либо строго за нами.

Подытоживая, можно сказать, что такие конфликты — малая плата за увеличение пропускной способности и снижение аварийности. После внедрения новой схемы количество мелких ДТП сократилось на 40%, а пропускная способность на проблемных въездах выросла на 40%, на благополучных — на 10—15%.

В опросе, который недавно проводился на Onliner.by, 2300 человек оценили изменения как положительные, 500 пользователей отнеслись к коррективам нейтрально, чуть более 100 участников форума считают их негативными.

— Так уж выходит, что водители, которые знают обо всех нюансах, несут двойную ответственность — по ПДД и моральную, — заключает Виталий Жуковский. — Им приходится действовать по задумке новой схемы и при этом учитывать, что кто-то может не знать особенности, и быть готовым уступить. Только так можно избежать конфликтов.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by