Борьба всех против всех: как на дом в почти 200 квартир оставили всего 30 парковочных мест и что из этого вышло

27 марта 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий

Борьба всех против всех: как на дом в почти 200 квартир оставили всего 30 парковочных мест и что из этого вышло

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий

Бетонный колодец по улице Воронянского, 50/4, в Минске. Во дворе этого дома нет детской площадки, нет живописной прогулочной дорожки для мамочек с колясками. Здесь есть только парковка: маленькая, мест на 30, если становиться по правилам. За эти места, а также за соседнюю территорию идет отчаянная борьба автовладельцев. Желающих оставить машину предостаточно: жильцы дома, работники и посетители различных организаций, расположенных здесь же, пациенты двух поликлиник. Как разделить между всеми то, чего и так не хватает? Репортаж Onliner.by из двора, где все борются против всех.

Кажется, что в этот двор можно заехать только случайно. Любая надежда найти здесь место для парковки — безрассудна. Мест нет, а машины стоят даже там, где мест никогда и не было. На зеленой зоне видны свежие рытвины. Если бы здесь была детская площадка, она наверняка была бы занята автомобилями. Детей спасает то, что площадки нет. Двор тупиковый, спроектирован буквой «о». Если в плотном трафике кому-то нужно выехать, то начинается что-то наподобие игры в змейку, когда «голова» цепочки старается не врезаться в свой же «хвост».

— Когда мы заселялись, мы знали, что с парковкой будут сложности. Но никто не предполагал, что дойдет до такого, — девушка Людмила, жительница упомянутого дома, говорит растерянно. — Я знаю, что в минских дворах трудно найти, где припарковаться в вечернее время. У нас же мест нет круглосуточно. А что будет, если сюда понадобится заехать пожарной машине? Переехав, мы стали заложниками нашего двора.

В доме, по словам Людмилы, 187 квартир. Многоэтажка делит двор с офисным зданием. На автомобилях, помимо жильцов, приезжают работники и клиенты многочисленных фирм, посетители магазинов, фитнес-центра, кафе, парикмахерской и т. д. Часть мест на парковке выделена для людей с ограниченными возможностями — на нижнем этаже жилого дома располагается Центр реабилитации и социальной поддержки инвалидов.

Во дворе идет борьба. Борются все и со всеми: пешеходы с водителями, жильцы с приезжими, ГАИ с нарушителями, нарушители с заявителями.

Водители против поликлиники

Рядом с жилой многоэтажкой находятся две поликлиники: 38-я городская и 5-я стоматологическая. У них — своя территория, свой проезд. Разумеется, все его использовали для парковки, пока на въезде не установили шлагбаум. Он мгновенно стал яблоком раздора между соседями.

— На этой территории раньше парковались жильцы нашего дома, — не скрывает Людмила. — Было где оставить машину, где развернуться, если нужно. Теперь руководство поликлиник для своих нужд отгородило этот проезд вместе с площадками для парковки.

И полетели по всем инстанциям жалобы. В управление архитектуры и строительства администрации Октябрьского района, к примеру, такие письма поступают в среднем раз в месяц. А с момента установки шлагбаума прошло только полгода. В администрации, впрочем, неизменно отвечают, что его установка была согласована со всеми компетентными органами и произведена в соответствии с законодательством.

Некоторые жильцы дома, однако, считают, что их просто не хотят услышать.

— О нашей проблеме знают абсолютно все: администрация, ГАИ. Но никто ничего не предпринимает. Из-за этого шлагбаума затруднен проезд во двор. Здесь круглосуточно огромный трафик. Одна сторона дороги занята припаркованными авто. А оставшейся ширины проезжей части не хватает для разъезда встречных машин, — говорит Людмила.

На самом деле водители легковых автомобилей в состоянии разъехаться — шлагбаум досаждает местным не этим. И люди требуют не отодвинуть его, а снести. Почему? Потому что он перекрыл въезд на территорию, которую водители уже считали своей.

— Когда машины парковались в этом проезде и на площадках возле поликлиник, двор не был настолько загруженным. За шлагбаумом есть асфальтированная площадка — только на ней раньше помещалось машин 25—30. Теперь у местных туда доступа нет, — замечает Людмила.

По другую сторону шлагбаума

У руководства 5-й стоматологической поликлиники на этот счет другое мнение.

— Вся территория, въезд на которую преграждает шлагбаум, передана в пользование городской поликлинике, — отметила главный врач учреждения Наталья Мартинкевич. — Есть ряд директивных документов, в соответствии с которыми я как руководитель несу ответственность за ее целевое использование.

На этой территории, по словам главврача, располагается транспорт трех медицинских учреждений — двух поликлиник и Республиканского научно-практического центра спорта. Здесь находятся служебные гаражи, выезд из которых раньше был регулярно заставлен стоящими машинами.

Оборудованы площадки для вывоза медицинских отходов, и мусоровоз имеет возможность к ним беспрепятственно подъехать. Наталья Мартинкевич рассказала, что раньше, когда проезд был заставлен автомобилями жильцов, забрать мусор было невозможно.

— Контейнеры приходилось вывозить к проезжей части на улице Воронянского. За это мы получали наказание от санитарных служб, — пояснила главврач. — Также поликлиники отвечают за уборку этой территории. Как вы думаете: когда здесь стояли машины жильцов, хоть один водитель пришел с лопатой убрать снег? А мы получали штрафы за то, что не содержим территорию в порядке.

В настоящее время за шлагбаумом могут парковаться работники и посетители медучреждений.

— Все сотрудники обязаны оставлять машины только здесь — чтобы не занимать дворы и проезжую часть по улице Воронянского. Кроме того, в холле поликлиник для посетителей висит объявление с рекомендацией парковаться за шлагбаумом. На нем указан номер телефона — достаточно позвонить и сказать, к какому врачу назначен визит, — говорит Наталья Мартинкевич. — Ко мне с просьбой предоставить им место обращались и жильцы соседнего дома. А проживают там, я не стесняюсь об этом сказать, непростые люди. Но я всем отказала. Мы готовы предоставить места только тем, кто имеет соответствующие льготы, — то есть инвалидам.

Водители против центра реабилитации

Кстати, даже на то минимальное количество мест, которое предусмотрено во дворе дома номер 50/4, жильцы могут претендовать не в полной мере. Часть парковочных мест предусмотрена для людей с ограниченными возможностями. В основном их используют сотрудники и посетители Центра реабилитации и социальной поддержки инвалидов, расположенного в этом доме. Многие из приезжающих сюда людей имеют проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Инвалидам-колясочникам было бы весьма затруднительно искать место для автомобиля где-нибудь поодаль, а затем своим ходом добираться во двор.

Для парковки инвалидов выделили 25 метров — установлен соответствующий знак. Отдельные водители, впрочем, игнорируют ПДД и занимают эти места. Часто это становится причиной вызова ГАИ.

У местных жителей аргумент тот же: мест мало, машин много.

— Мы не против, чтобы отведенные места для людей с ограниченными возможностями были. Но 25 метров — это слишком много. Будем добиваться того, чтобы оставили метров 15, — говорит Людмила.

По другую сторону знака

В Госавтоинспекции Октябрьского района о проблемном дворе по улице Воронянского знают хорошо. И выезжать туда приходится часто.

— Двор небольшой, всего в нем предусмотрено около 30 машино-мест. И часть из них — где-то 5—7 — выделены для парковки инвалидов. Мы проанализировали сообщения, касающиеся этой территории, — около половины поступает по поводу парковки именно на этих отведенных местах, — рассказали в ГАИ. — Нарушители ПДД привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Время от времени используется эвакуатор.

В Центре реабилитации и социальной поддержки инвалидов говорят о том, что готовы на компромисс с автовладельцами.

— Мы пытались договориться. Ночью нам места на парковке не нужны — пожалуйста, оставляйте здесь свои машины. Но к началу рабочего дня отведенные места должны быть свободны. У нас четверо штатных сотрудников водят автомобили, при этом имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, двое — колясочники. И ежедневно нас посещают люди с ограниченными возможностями. Кто-то приезжает сам, кого-то привозят на машине, — пояснили в организации.

Общий язык пока найти не удалось. Причем не всегда проблема в местных жильцах, часто места занимают приезжие.

— Такое ощущение, что водители просто не видят знака. На моих глазах две девушки, которые приехали в кафе, припарковались в зоне его действия. А когда я попросила переставить авто, даже не поняли, в чем дело. Поэтому мы обратились в ГАИ с просьбой нанести соответствующую разметку на проезжей части — так уж водители точно заметят, — добавила представительница центра.

Организация борется только за те места, на которые вправе рассчитывать и которые закреплены за людьми с ограниченными возможностями.

— Если бы все соблюдали ПДД, нам бы этих шести мест хватало для нормальной работы центра. Но их занимают посторонние водители, некоторые на много дней. Мы вызываем ГАИ, а автовладельцы пишут жалобы на нас. Видимо, у них есть какой-то заводила. Одна женщина мне как-то прямо сказала: «Вы сами объявили нам войну!» Но мы ни с кем не хотим воевать. Для нас это очень неприятная ситуация, — рассказала собеседница.

Центр реабилитации и социальной поддержки инвалидов занимается социально направленной работой, проводит бесплатные занятия для людей с ограниченными возможностями по физкультуре, танцам, вокалу, организованы также компьютерные курсы.

Водители против администрации

Между тем свой шлагбаум на въезде во двор дома номер 50/4 жителям установить не дают.

— Ответ на все наши просьбы один и тот же: как вы установите шлагбаум, если в вашем дворе столько организаций? Есть требования, и в эти требования наш двор не вписывается, — говорит Людмила. — Но получается, что пока мы делим парковочные места с соседями, эти самые соседи ограждают свою территорию. К поликлиникам въезд уже закрыли, скоро, наверное, и в соседних дворах появятся шлагбаумы. И для нас тогда наступит настоящий коллапс.

Еще одна особенность: местные жильцы не могут просто найти место для парковки чуть поодаль. Уже потому, что чуть поодаль — на улице Воронянского — вдоль края проезжей части (где это разрешено) также все занято. Это особенность района, который проектировался без учета растущей автомобилизации населения.

По другую сторону двери

Администрация Октябрьского района уже направила официальный ответ на жалобу жильцов. Им предлагают создать кооператив, разработать проектно-сметную документацию и найти средства для строительства парковки. Участок для нее готовы выделить неподалеку от дома.

— Первое время подъезд к этой парковке будет осуществляться по временной схеме от улицы Жуковского. Это продлится до тех пор, пока не будут завершены работы по строительству метрополитена в этом районе, — рассказал начальник управления архитектуры и строительства администрации Октябрьского района Арсений Середа. — Кстати, во втором полугодии планируется приступить к реконструкции улицы Жуковского: финансирование на это есть, проектно-сметная документация разрабатывается. После этого будет создан постоянный подъезд к жилым домам, а через него — и заезд на стоянку, если она будет построена.

Есть и другие варианты. Например, можно воспользоваться подземными паркингами соседних домов. Однако места там придется выкупать, и такой выход из ситуации ударит по кошельку автовладельцев. Готовы ли они к этому?

— Мы считаем, что нас просто бросили с нашей проблемой. Город не предоставил места для парковки во дворе, а соседнюю территорию от нас огородили. Но мы не опускаем руки и будем добиваться того, чтобы наши права учитывались, — говорит Людмила.

Специалисты по ландшафтному дизайну в каталоге услуг Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by