04 мая 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, личный архив Александра Антоновича

«Был застрахован, кажется, от всего, а остался разутым»: история о европротоколе

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, личный архив Александра Антоновича

Мелкая, на первый взгляд, авария. Водители осматривают поврежденные бамперы своих автомобилей и соглашаются составить Извещение о дорожно-транспортном происшествии, или, как его еще называют, европротокол. Это удобно, а страховая компания обязуется выплатить потерпевшему компенсацию в размере до 400 евро. Но как быть, если восстановление машины эта сумма не покроет, а в суде водитель, изначально признавший себя виновником ДТП, станет требовать признания европротокола недействительным? Сегодня Onliner.by рассказывает историю автовладельца, который, казалось, был застрахован от всего, но все равно остался ни с чем.

Авария на перекрестке

Дорожно-транспортное происшествие случилось 3 сентября в Дзержинске на перекрестке неравнозначных дорог. Александр Антонович ехал за рулем своего Volkswagen Polo.

— По одной из улиц было не проехать из-за ремонта — щебень бил по кузову. И я свернул с нее, навигатор сразу «занервничал». Наконец через дворы я и попал на ту злополучную улицу, — рассказал водитель.

Александр Антонович

Он подчеркивает, что не видел каких-либо знаков или указателей, а потому ориентировался только на данные навигатора. Маленькая улица где-то в частном секторе, почти нет движения, что может случиться? Volkswagen приближался к перекрестку. Водитель обратил внимание на знак, висящий на перпендикулярном направлении, — треугольник, обращенный острым концом вниз. Видеть его лицевую сторону мужчина не мог, но предположил, что это знак 2.4 — «Уступить дорогу».

— Я сделал вывод: раз такой знак висит на другом направлении, значит, я еду по главной дороге и меня должны пропустить, поэтому выехал на перекресток. В этот момент справа начал движение автомобиль Peugeot — мы столкнулись, — сказал Александр Антонович.

Только тогда мужчина узнал, что двигался по дороге с односторонним движением, причем в неверном направлении.

— Я вышел из машины. Женщина за рулем Peugeot говорила кому-то по телефону: «Дима, я попала в ДТП...» Я осмотрелся и увидел на улице, откуда я приехал, знак — квадрат со стрелкой [«Дорога с односторонним движением». — Прим. Onliner.by]. Тогда я понял, где оказался, — добавил водитель.

Александр Антонович не отрицает, что нарушил ПДД, но является ли это нарушение причиной аварии?


Из возражений водителя Peugeot:

«Он [водитель Volkswagen. — Прим. Onliner.by] управлял своим автомобилем с грубым нарушением Правил дорожного движения, а именно: сознательно заехал на улицу Молодежную, игнорируя знак „Въезд запрещен“, <...> и двигался против движения, поскольку она имеет статус улицы с односторонним движением, что обозначено знаками „Направление движения“. <...> При осмотре автомобилей он пояснил это тем, что управлял машиной по навигатору, хотя должен понимать, что навигатор не освобождает от обязанности соблюдения ПДД».

Из возражений водителя Peugeot

Европротокол

На место ДТП приехал сотрудник ГАИ.

— Инспектор пообщался с нами обоими. Я объяснил ему, как я ехал, дополнительных вопросов не возникло. Сотрудник ГАИ предложил составить европротокол, если я считаю повреждения автомобиля незначительными, — рассказал собеседник. — На первый взгляд казалось, что с машиной ничего серьезного не произошло. О европротоколе я слышал и раньше, хотя сам никогда не сталкивался с таким. Полагал, что суммы выплаты хватит, чтобы восстановить автомобиль.

В Извещении о дорожно-транспортном происшествии женщина, водитель Peugeot, указала, что она является ответственной за причинение вреда. Стороны зафиксировали повреждения, которые были нанесены их машинам, поставили подписи и разъехались.


Из возражений водителя Peugeot:

«Я, не имея опыта в подобных ситуациях, из добрых побуждений (чтобы истец получил страховое возмещение), тоже считая повреждения автомобилей незначительными и не осознавая в силу полученного стресса возможных последствий, учинила свою подпись в Извещении о своей вине, чем недобросовестно и воспользовался истец».

Из Извещения о дорожно-транспортном происшествии

Одно обстоятельство

Впоследствии в своих возражениях водитель Peugeot предположила, что водителю Volkswagen составление европротокола было на руку.

«Истцу было выгодно заполучить подпись в Извещении во избежание административной ответственности за допущенное им нарушение ПДД, во избежание составления официального протокола ГАИ с указанием обстоятельств ДТП с составлением схемы расположения транспортных средств и осмотра повреждений, полностью уличающих его в совершенном ДТП и лишающих его права на полное возмещение вреда», — указала женщина в своих возражениях.

Здесь необходимо отметить, что у водителя Volkswagen, помимо договора об обязательном страховании гражданской ответственности, было оформлено каско. Это значит, что даже без европротокола, вне зависимости от установления виновности, он мог бы рассчитывать на страховые выплаты в полном объеме.

Кстати, владельцам новых либо дорогостоящих автомобилей, у которых оформлено каско, специалисты рекомендуют в случае ДТП вызывать ГАИ и оформлять произошедшее надлежащим образом, а затем обращаться в свою страховую компанию за соответствующей выплатой.

— Непосредственно на месте происшествия нельзя абсолютно точно определить, какой автомобилю нанесен урон, нет ли скрытых повреждений и во сколько обойдется его восстановление. Хватит ли этих 400 евро, в особенности если машина стоит на гарантии и ремонтировать ее придется в сервисном центре у официального дилера? Ничего нельзя предвидеть. Поэтому лучше избегать ненужного риска, — говорят эксперты.

А вот протокол за нарушение ПДД, то есть за движение по улице с односторонним движением, действительно, по словам Александра Антоновича, никто не составлял. Впрочем, для него это слабое утешение.

Сколько может стоить ремонт Volkswagen Polo

Александр Антонович приобрел свой Volkswagen Polo в 2015 у официального дилера в Минске. В 2016-м машина находилась на гарантийном обслуживании. Соответственно, автовладелец обратился в сервисный центр для проведения оценки повреждений и последующего восстановления.

— Стоимость ремонта примерно в 2,5 раза превысила страховую выплату в 400 евро. Кроме тех повреждений, которые были зафиксированы в Извещении о дорожно-транспортном происшествии (переднее крыло, передний бампер, крепление правой фары), обнаружились скрытые повреждения. Общая стоимость восстановительного ремонта машины составила более 2047 рублей (или около 1 тыс. евро в эквиваленте), — рассказал собеседник.

Страховая компания выполнила свои обязательства и выплатила положенные 400 евро. Остальное мужчина заплатил из своего кармана. Он не мог предъявить страховщику дополнительные требования о возмещении вреда — это предусмотрено законодательством (п. 192 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь №530 от 28.08.2006). Поэтому Александр Антонович обратился в суд с просьбой взыскать потраченную им сумму с владельца Peugeot — более 1166 рублей.

— Перед этим я направил другой стороне письмо с предложением выплаты суммы ущерба в добровольном порядке, однако ответа на него получено не было, — отметил наш читатель.

Суд

Прежде чем в суд было подано исковое заявление, адвокат предупредил своего клиента о возможных рисках. Одна из таких опасностей — угроза встречного иска. Именно с этим и столкнулся водитель Volkswagen. Его оппонент попросил суд считать Извещение о дорожно-транспортном происшествии, то есть европротокол, недействительным. «Иск не признаем, так как считаем его необоснованным и даже абсурдным. Истинной причиной ДТП явилось умышленное грубое нарушение им [водителем Volkswagen. — Прим. Onliner.by] нескольких пунктов Правил дорожного движения», — сказано в возражениях водителя Peugeot.

Из возражений водителя Peugeot

Выслушав обе стороны, суд Дзержинского района вынес свое решение. «В данном дорожно-транспортном происшествии усматривается вина обоих водителей», — говорится в мотивировочной части.

Суд пришел к выводу, что при пересечении перекрестка водитель Volkswagen нарушил требования пунктов 108, 110, 112 ПДД, а водитель Peugeot — требования знака приоритета 2.4 «Уступить дорогу». При этом допущенные обоими участниками аварии нарушения состоят в прямой причинной связи с возникшим ДТП и причинением повреждений их транспортным средствам.

Из мотивировочной части

«Оснований для возмещения вреда, причиненного повреждением транспортного средства, одному из владельцев за счет другого в данном случае нет, соответственно требования о взыскании причиненного ущерба удовлетворению не подлежат. По этим же основаниям, а также поскольку в судебном заседании установлено, что Извещение о дорожно-транспортном происшествии не содержит достоверных сведений об обстоятельствах, а именно о месте ДТП и наличии либо отсутствии на нем знаков приоритета, а также поскольку в нем указаны недостоверные сведения о том, что единственным виновным в ДТП лицом является <...> [водитель Peugeot. — Прим. Onliner.by], суд полагает, что данное Извещение является недействительным», — сказано в мотивировочной части.

Что дальше?

Александр Антонович обжаловал решение районного суда и готовится к новому рассмотрению.

Кроме того, кассационный протест на решение районного суда направил прокурор Дзержинского района. «Данное решение [суда. — Прим. Onliner.by] является незаконным, необоснованным и подлежит отмене», — сказано в этом документе.

Из кассационного протеста прокурора

Между тем специалисты отмечают, что на практике признание европротокола недействительным если и встречалось, то нечасто. Установить все обстоятельства ДТП, чтобы определить степень виновности водителей, в настоящее время затруднительно, так как не были сделаны соответствующие замеры, как это бывает при оформлении аварии сотрудниками ГАИ.

Есть мнение, что если решение суда останется в силе и европротокол будет признан недействительным, то не будет действовать и лимит в 400 евро на страховую выплату. Соответственно, водитель Volkswagen сможет обратиться за компенсацией в свою страховую компанию. Впрочем, говорить об этом пока рано.

Александр Антонович не скрывает своего разочарования.

— Я нередко попадал в ДТП. В прошлый раз машину крепко разбили — страховая оплатила все полностью, я даже приятно удивился, — замечает мужчина. — А сейчас, получается, я был в этой ситуации наиболее защищенным из всех и оказался в результате разутым.

Ремонт и обслуживание авто в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by