Мелкая, на первый взгляд, авария. Водители осматривают поврежденные бамперы своих автомобилей и соглашаются составить Извещение о дорожно-транспортном происшествии, или, как его еще называют, европротокол. Это удобно, а страховая компания обязуется выплатить потерпевшему компенсацию в размере до 400 евро. Но как быть, если восстановление машины эта сумма не покроет, а в суде водитель, изначально признавший себя виновником ДТП, станет требовать признания европротокола недействительным? Сегодня Onliner.by рассказывает историю автовладельца, который, казалось, был застрахован от всего, но все равно остался ни с чем.
Дорожно-транспортное происшествие случилось 3 сентября в Дзержинске на перекрестке неравнозначных дорог. Александр Антонович ехал за рулем своего Volkswagen Polo.
— По одной из улиц было не проехать из-за ремонта — щебень бил по кузову. И я свернул с нее, навигатор сразу «занервничал». Наконец через дворы я и попал на ту злополучную улицу, — рассказал водитель.
Он подчеркивает, что не видел каких-либо знаков или указателей, а потому ориентировался только на данные навигатора. Маленькая улица где-то в частном секторе, почти нет движения, что может случиться? Volkswagen приближался к перекрестку. Водитель обратил внимание на знак, висящий на перпендикулярном направлении, — треугольник, обращенный острым концом вниз. Видеть его лицевую сторону мужчина не мог, но предположил, что это знак 2.4 — «Уступить дорогу».
— Я сделал вывод: раз такой знак висит на другом направлении, значит, я еду по главной дороге и меня должны пропустить, поэтому выехал на перекресток. В этот момент справа начал движение автомобиль Peugeot — мы столкнулись, — сказал Александр Антонович.
Только тогда мужчина узнал, что двигался по дороге с односторонним движением, причем в неверном направлении.
— Я вышел из машины. Женщина за рулем Peugeot говорила кому-то по телефону: «Дима, я попала в ДТП...» Я осмотрелся и увидел на улице, откуда я приехал, знак — квадрат со стрелкой [«Дорога с односторонним движением». — Прим. Onliner.by]. Тогда я понял, где оказался, — добавил водитель.
Александр Антонович не отрицает, что нарушил ПДД, но является ли это нарушение причиной аварии?
Из возражений водителя Peugeot:
«Он [водитель Volkswagen. — Прим. Onliner.by] управлял своим автомобилем с грубым нарушением Правил дорожного движения, а именно: сознательно заехал на улицу Молодежную, игнорируя знак „Въезд запрещен“, <...> и двигался против движения, поскольку она имеет статус улицы с односторонним движением, что обозначено знаками „Направление движения“. <...> При осмотре автомобилей он пояснил это тем, что управлял машиной по навигатору, хотя должен понимать, что навигатор не освобождает от обязанности соблюдения ПДД».
На место ДТП приехал сотрудник ГАИ.
— Инспектор пообщался с нами обоими. Я объяснил ему, как я ехал, дополнительных вопросов не возникло. Сотрудник ГАИ предложил составить европротокол, если я считаю повреждения автомобиля незначительными, — рассказал собеседник. — На первый взгляд казалось, что с машиной ничего серьезного не произошло. О европротоколе я слышал и раньше, хотя сам никогда не сталкивался с таким. Полагал, что суммы выплаты хватит, чтобы восстановить автомобиль.
В Извещении о дорожно-транспортном происшествии женщина, водитель Peugeot, указала, что она является ответственной за причинение вреда. Стороны зафиксировали повреждения, которые были нанесены их машинам, поставили подписи и разъехались.
Из возражений водителя Peugeot:
«Я, не имея опыта в подобных ситуациях, из добрых побуждений (чтобы истец получил страховое возмещение), тоже считая повреждения автомобилей незначительными и не осознавая в силу полученного стресса возможных последствий, учинила свою подпись в Извещении о своей вине, чем недобросовестно и воспользовался истец».
Впоследствии в своих возражениях водитель Peugeot предположила, что водителю Volkswagen составление европротокола было на руку.
«Истцу было выгодно заполучить подпись в Извещении во избежание административной ответственности за допущенное им нарушение ПДД, во избежание составления официального протокола ГАИ с указанием обстоятельств ДТП с составлением схемы расположения транспортных средств и осмотра повреждений, полностью уличающих его в совершенном ДТП и лишающих его права на полное возмещение вреда», — указала женщина в своих возражениях.
Здесь необходимо отметить, что у водителя Volkswagen, помимо договора об обязательном страховании гражданской ответственности, было оформлено каско. Это значит, что даже без европротокола, вне зависимости от установления виновности, он мог бы рассчитывать на страховые выплаты в полном объеме.
Кстати, владельцам новых либо дорогостоящих автомобилей, у которых оформлено каско, специалисты рекомендуют в случае ДТП вызывать ГАИ и оформлять произошедшее надлежащим образом, а затем обращаться в свою страховую компанию за соответствующей выплатой.
— Непосредственно на месте происшествия нельзя абсолютно точно определить, какой автомобилю нанесен урон, нет ли скрытых повреждений и во сколько обойдется его восстановление. Хватит ли этих 400 евро, в особенности если машина стоит на гарантии и ремонтировать ее придется в сервисном центре у официального дилера? Ничего нельзя предвидеть. Поэтому лучше избегать ненужного риска, — говорят эксперты.
А вот протокол за нарушение ПДД, то есть за движение по улице с односторонним движением, действительно, по словам Александра Антоновича, никто не составлял. Впрочем, для него это слабое утешение.
Александр Антонович приобрел свой Volkswagen Polo в 2015 у официального дилера в Минске. В 2016-м машина находилась на гарантийном обслуживании. Соответственно, автовладелец обратился в сервисный центр для проведения оценки повреждений и последующего восстановления.
— Стоимость ремонта примерно в 2,5 раза превысила страховую выплату в 400 евро. Кроме тех повреждений, которые были зафиксированы в Извещении о дорожно-транспортном происшествии (переднее крыло, передний бампер, крепление правой фары), обнаружились скрытые повреждения. Общая стоимость восстановительного ремонта машины составила более 2047 рублей (или около 1 тыс. евро в эквиваленте), — рассказал собеседник.
Страховая компания выполнила свои обязательства и выплатила положенные 400 евро. Остальное мужчина заплатил из своего кармана. Он не мог предъявить страховщику дополнительные требования о возмещении вреда — это предусмотрено законодательством (п. 192 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь №530 от 28.08.2006). Поэтому Александр Антонович обратился в суд с просьбой взыскать потраченную им сумму с владельца Peugeot — более 1166 рублей.
— Перед этим я направил другой стороне письмо с предложением выплаты суммы ущерба в добровольном порядке, однако ответа на него получено не было, — отметил наш читатель.
Прежде чем в суд было подано исковое заявление, адвокат предупредил своего клиента о возможных рисках. Одна из таких опасностей — угроза встречного иска. Именно с этим и столкнулся водитель Volkswagen. Его оппонент попросил суд считать Извещение о дорожно-транспортном происшествии, то есть европротокол, недействительным. «Иск не признаем, так как считаем его необоснованным и даже абсурдным. Истинной причиной ДТП явилось умышленное грубое нарушение им [водителем Volkswagen. — Прим. Onliner.by] нескольких пунктов Правил дорожного движения», — сказано в возражениях водителя Peugeot.
Выслушав обе стороны, суд Дзержинского района вынес свое решение. «В данном дорожно-транспортном происшествии усматривается вина обоих водителей», — говорится в мотивировочной части.
Суд пришел к выводу, что при пересечении перекрестка водитель Volkswagen нарушил требования пунктов 108, 110, 112 ПДД, а водитель Peugeot — требования знака приоритета 2.4 «Уступить дорогу». При этом допущенные обоими участниками аварии нарушения состоят в прямой причинной связи с возникшим ДТП и причинением повреждений их транспортным средствам.
«Оснований для возмещения вреда, причиненного повреждением транспортного средства, одному из владельцев за счет другого в данном случае нет, соответственно требования о взыскании причиненного ущерба удовлетворению не подлежат. По этим же основаниям, а также поскольку в судебном заседании установлено, что Извещение о дорожно-транспортном происшествии не содержит достоверных сведений об обстоятельствах, а именно о месте ДТП и наличии либо отсутствии на нем знаков приоритета, а также поскольку в нем указаны недостоверные сведения о том, что единственным виновным в ДТП лицом является <...> [водитель Peugeot. — Прим. Onliner.by], суд полагает, что данное Извещение является недействительным», — сказано в мотивировочной части.
Александр Антонович обжаловал решение районного суда и готовится к новому рассмотрению.
Кроме того, кассационный протест на решение районного суда направил прокурор Дзержинского района. «Данное решение [суда. — Прим. Onliner.by] является незаконным, необоснованным и подлежит отмене», — сказано в этом документе.
Между тем специалисты отмечают, что на практике признание европротокола недействительным если и встречалось, то нечасто. Установить все обстоятельства ДТП, чтобы определить степень виновности водителей, в настоящее время затруднительно, так как не были сделаны соответствующие замеры, как это бывает при оформлении аварии сотрудниками ГАИ.
Есть мнение, что если решение суда останется в силе и европротокол будет признан недействительным, то не будет действовать и лимит в 400 евро на страховую выплату. Соответственно, водитель Volkswagen сможет обратиться за компенсацией в свою страховую компанию. Впрочем, говорить об этом пока рано.
Александр Антонович не скрывает своего разочарования.
— Я нередко попадал в ДТП. В прошлый раз машину крепко разбили — страховая оплатила все полностью, я даже приятно удивился, — замечает мужчина. — А сейчас, получается, я был в этой ситуации наиболее защищенным из всех и оказался в результате разутым.
Ремонт и обслуживание авто в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by