Пользователь нашего форума с ником savsash — увлеченный велосипедист, который сознательно выбирает для движения проезжую часть. В ряде случаев это является нарушением ПДД, отсюда внимание со стороны ГАИ и недовольство со стороны автомобилистов. Так стоит ли оно того? Свои мысли на этот счет наш читатель высказал в разговоре с корреспондентом Onliner.by.
Сразу отметим, что savsash не является профессиональным велогонщиком.
— Я, наверное, больше любитель. Хоть и тренируюсь, езжу в группах, иногда вместе со спортсменами-ветеранами, — пояснил он.
Его средняя скорость на шоссейном велосипеде составляет порядка 33—34 км/ч.
— Речь именно о средней скорости, которую я поддерживаю в ходе тренировки, рабочая дистанция для меня — 60 км. Если говорить о максимальной скорости, то, спринтуя на ровном участке дороги в безветренную погоду, я раскручивал до 65 км/ч, — рассказал собеседник.
Велосипедист сделал вывод, что на таком велосипеде и с такой скоростью безопаснее двигаться по проезжей части.
— Безопаснее в первую очередь для пешеходов: я не могу предугадать, кто выскочит перед велосипедом, кто поменяет направление движения. Опять же, люди выгуливают собак: темный поводок бывает непросто разглядеть. Трудно сориентироваться: собака гуляет сама по себе или все-таки на поводке. Это чревато опасной ситуацией, — пояснил велосипедист.
Еще одна особенность шоссейных велосипедов: чаще всего на них устанавливают контактные педали. Обувь к ним пристегивается, что позволяет эффективнее прилагать усилия при педалировании. С другой стороны, в случае экстренной ситуации можно просто не успеть «выстегнуться», что для велосипедиста означает падение.
— Также нужно вспомнить про вездесущие бордюры. Для велосипедиста их можно расценивать как препятствие, постоянно преодолевать которое бывает затруднительно, — говорит велосипедист.
Savsash тренируется на проезжей части: чаще — за городом, но иногда приходится ехать в городской черте.
— Большинство водителей ведут себя адекватно — с ними опасных ситуаций не возникает. Но все равно на тысячу километров произойдет два-три инцидента, когда либо кто-то подрежет, либо к бордюру прижмет и так далее, — рассказал велосипедист.
Для примера Savsash опубликовал два видеоролика, снятых камерой, которая установлена на его велосипеде.
Первый инцидент произошел на выезде из города по Партизанскому проспекту. Велосипедист ехал по проезжей части вблизи правого ее края. Скорость, если верить прибору, составляла около 60 км/ч — дорога шла под уклон. В момент, когда он поравнялся с грузовиком, двигавшимся слева, водитель стал перестраиваться. Пришлось быстро сбавлять скорость, чтобы не оказаться между прицепом и бордюром. К тому же велосипедист рисковал наехать на ливневку, что могло вызвать падение: ширина колеса на шоссейном велосипеде составляет в среднем всего 23—25 мм.
— Согласен, что в этом случае водитель грузовика мог меня не заметить. Возможно, просто не посмотрел в боковое зеркало при перестроении, — предположил собеседник.
Добавим, что велосипедист мог оказаться в мертвой зоне для водителя. В нее рискуют попасть даже автомобилисты, что уж говорить о едва заметном велосипеде.
Рассмотрим другую ситуацию. Велосипедист также едет вдоль края проезжей части, но его опережает водитель Volkswagen Sharan, которому нужно повернуть направо.
— Я считаю, что водитель сознательно меня подрезал, вынудив резко тормозить и менять направление движения. На велосипеде я всегда оглядываюсь, проезжая перекрестки и съезды, жестом показываю, куда собираюсь ехать, и, когда уверен, что водитель меня понял, продолжаю движение. В этом случае все было точно так же. А уже потом боковым зрением я увидел, что машина меня опережает, — рассказал наш читатель.
По его словам, именно на съездах и возникают самые опасные ситуации на дороге.
— Мы часто ездим по трассе Р28 (Минск — Молодечно — Нарочь). Там есть съезд на трассу Р65 (Заславль — Дзержинск — Озеро). И постоянно водители стараются опередить колонну, чтобы потом съезжать направо. Приходится резко тормозить, а мы всегда едем плотно: у велосипедистов это называется сидеть на колесе. Поэтому резкое торможение чревато «гармошкой», то есть завалом. Обратная ситуация происходит на выездах. Если водитель пропускает велосипедистов, мы движемся у правого края проезжей части. Так происходит чаще всего. Но если машина не замедляется, приходится перестраиваться левее, чтобы освободить для нее полосу разгона.
Иногда с велосипедистами движется машина прикрытия. Но она не гарантирует полной безопасности.
Велосипедист признается, что общение с сотрудниками ГАИ бывает — выписывают штрафы за езду по проезжей части. Однако важно помнить, что не во всех случаях велосипедисту запрещено по ней ехать.
П. 148 Правил дорожного движения гласит, что движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
При наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста (п. 148.3).
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров (п. 148.2).
Это значит, что, к примеру, двигаясь за городом по обочине, велосипедист не нарушает ПДД.
К тому же все участники дорожного движения должны соблюдать п. 7.2 Правил, который обязывает их не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми.