28 888
24 июня 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«У водителя Volkswagen был мизерный шанс смягчить удар». Разбор движения с прицепом

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Во время дачного сезона резко вырастает количество грузоперевозок. Речь не только о фурах, но также о частном транспорте, когда скарб до загородных участков доставляют на крыше, в прицепе или багажнике автомобиля. Поскольку занимаются этим непрофессионалы, порой такие поездки оборачиваются бедой. В центре внимания на прошедшей неделе была авария под Слуцком: прицеп-дача отсоединился и выехал на встречную полосу. Но не только этот сюжет предложил рассмотреть в традиционном выпуске Юрий Краснов, решивший продемонстрировать навыки вождения автомобиля с «багажом».

Громкая авария произошла неделю назад на трассе Минск — Микашевичи. Водитель Nissan Navara буксировал прицеп-дачу, который отсоединился и выехал на встречную полосу. Там он врезался во встречный автомобиль Volkswagen Touran. А вскоре появилось видео момента происшествия.

После столкновения предстала такая картина. Лобовое стекло Volkswagen разбито — мойка торчит с водительской стороны, а на проезжей части лежат куски фанеры, досок и пр. В результате аварии пострадали водитель и пассажирка Touran (53-летний мужчина и 54-летняя женщина).

— Вообще, эта ситуация — повод поговорить не только об особенностях движения с прицепом, но также о перевозке грузов, — считает Юрий Краснов. — Что нужно проверять перед поездкой, как контролировать обстановку и с какой скоростью двигаться.

По его словам, часто именно непрофессионалы попадают в аварийные ситуации. Автолюбители не знают, а скорее забывают, о мерах предосторожности и иногда действуют не очень осмотрительно.

— Следствию еще предстоит выяснить, по назначению использовался ли прицеп-дача, — продолжает эксперт. — У меня, например, возникли вопросы, почему мойка оказалась в лобовом стекле Volkswagen и была ли она установлена как положено. И еще, обратите внимание, как легко отсоединился прицеп-дача: вероятно, в результате наезда на неровность проезжей части произошло качение и...

В ролике хорошо видно, что сцепное устройство после отсоединения не «кивнуло» вниз, как часто бывает, а, словно дуло танка, «смотрело» вперед. Так где находился центр тяжести у прицепа-дачи?

— Впрочем, пользователей, как всегда, больше интересует другое. Например, мог ли водитель Volkswagen уйти от столкновения. Кто-то посчитал, что да, — читает комментарии под роликом Юрий Краснов. — Я много раз просмотрел видео. Думаю, пострадавший даже не сразу заметил, что прицеп отсоединился — он ведь какое-то время за внедорожником двигался. Только через мгновение его словно невидимая сила толкнула в сторону, и он выехал на встречную полосу. Расстояние же было критически маленьким. Теоретически, конечно, можно было увернуться. Но это идеальный сценарий, который не всегда может реализовать даже тренированный спортсмен-автогонщик.

Как считает эксперт, имеет значение, куда смотрел водитель Volkswagen: вдруг именно в этот момент он перевел взгляд на зеркало заднего вида? В той ситуации все решали доли секунды, достаточно было сиюминутного отвлечения внимания...

Конечно, сидя в офисном кресле за ноутбуком, рассуждать просто. Но в реальных дорожных условиях большинство комментаторов, скорее всего, не успели бы даже понять, что случилось.

— У меня у самого произошла аварийная ситуация на МКАД, связанная с перевозкой грузов, — вспоминает Юрий Краснов. — Впереди двигался грузовик, из его кузова вылетела картонная коробка. Я сразу начал снижать скорость, но, оценив траекторию, решил ускориться. Внезапно коробка тоже изменила планы и упала на крышу, сломав антенну. А шофер грузовика уехал как ни в чем не бывало. Можно начать сразу реагировать, но ведь ты не знаешь, предотвратят ли эти действия ДТП. Так и в рассматриваемой ситуации: водитель Volkswagen максимум что мог сделать — смягчить удар, подставить свою машину так, чтобы удар был скользящим. Но опять-таки мы не можем утверждать, что у него было на это время.

Постепенно разговор зашел о перевозках грузов и правильном их размещении. Известный факт: если центр тяжести будет находиться за осью прицепа, то на скорости он может начать «вилять». В случае когда основной груз расположен между осью прицепа и задней частью автомобиля, потерять управление уже сложнее.

— Непрофессионалы очень быстро забывают, что они перевозят грузы. Как правило, это происходит уже через 5—10 минут поездки, — обращает внимание эксперт. — Вспоминаю такой случай. По МКАД двигался водитель из Гомельской области, он вез сайдинг. Но запамятовал про него и выехал в крайнюю левую полосу кольцевой дороги для опережения. Ветром панели сдуло и выбросило на проезжую часть. Мало того что сайдинг потерял, так водитель еще резко перестроился и зацепил грузовик…

Другой пример. Водитель кроссовера взял в аренду бокс. Забыл об этом и заехал на паркинг. В салоне громко играла музыка. Когда мужчина вышел из салона, обомлел: бокс буквально стерло в порошок.

— Нужно учитывать не только вес груза, но также его специфику, — отмечает Юрий Краснов. — Как-то с ул. Скорины на МКАД выезжал грузовик, шофер лихо входил в поворот, и в результате два или три рулона жести укатились на проезжую часть, причем в один из них врезался легковой автомобиль. Даже профессионалы забывают, что перевозят…

Отдельный вопрос — скорость и маневрирование автомобиля с прицепом. Это тоже немаловажный фактор, который не учитывают водители.

На этой неделе было размещено еще одно видео с участием автомобиля с прицепом. Автора ролика возмутил маневр водителя такой машины.

— Конечно, первый вопрос: почему сам автор видео двигался в крайней левой полосе? По ролику сложно понять, догонял он впереди ехавший автомобиль или совершал опережение машины, оставшейся за кадром, — рассуждает эксперт. — Но сам факт перестроения автомобиля с прицепом очень спорный. Что хотел сказать этим водитель? Продемонстрировать, мол, ты не имел права так ехать?

«Имеются также нюансы по поводу технического состояния транспортного средства. На автомобиле указатель поворота „моргает“, а на прицепе я не вижу. Замечаю только красную тряпочку…»

Чтобы уточнить некоторые детали, мы связались с автором видео. Он объяснил, что ездит по трассе часто, но такой водитель встретился ему впервые. Причем мужчина за рулем Renault, поравнявшись, жестами стал показывать, дескать, почему тот не едет по первой полосе.

— Вне населенного пункта на обычных дорогах автомобилям с прицепом разрешено двигаться со скоростью не более 70 км/ч, на автомагистралях — не более 90 км/ч, — напоминает Юрий Краснов. — Но нужно помнить еще об одном ограничении, указанном в технических характеристиках прицепа. Завод-изготовитель вправе сам назначить лимит. Часто видно, что это требование не очень-то соблюдают, а машины с прицепом движутся со скоростью потока.

Эксперт рекомендует перед поездкой на автомобиле с прицепом проверить сцепное устройство, страховочный трос, а также световые приборы. У нас поначалу не работал указатель поворота (на прицепе). Тогда воспользовались «вэдэшкой», и лишь убедившись, что все сигналы исправны, выехали со стоянки.


— Эх, люблю ездить с прицепом! — признается в конце выпуска Юрий Краснов. — Но чтобы поездка по-настоящему приносила удовольствие и была комфортной, нужно соблюдать ряд условий. Во-первых, помните, что у прицепов для легковых автомобилей, как правило, нет своей тормозной системы, следовательно, остановочный путь увеличивается. Во-вторых, учитывайте, что обзор ограничен: через салонное зеркало увидите далеко не все. В-третьих, никаких резких движений при перестроении, повороте или развороте. Ведь ваше транспортное средство получило продолжение, которому тоже нужно пространство. А вообще, ездите как водитель автобуса: аккуратно и с достоинством!

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by