Летом 2013 года в Беларусь въехал первый электромобиль Nissan Leaf. Сегодня в нашей стране более пяти десятков электрических машин и порядка 30 «открытых» мест, где можно их зарядить. Tesla перестала вызывать wow-эффект, на Nissan Leaf уже не тыкают пальцем, а на публичных зарядных станциях люди перестали парковать бензиновые машины. Даже у нас электрокары перестают быть чем-то экзотическим и превращаются в такую же реальность, как гибридные машины. Опросы показывают, что около 40% автомобилистов уже сегодня готовы пересесть на модель без ДВС, если бы на трассах и в городах была подходящая инфраструктура. Несмотря на то, что сегодняшняя сеть зарядок в Беларуси позволяет фактически свободно путешествовать по стране на электромобиле, остаться с разряженной батареей посреди поля шансы все же есть. В комментариях часто пишут, что владельцам EV-моделей не мешало бы возить с собой бензиновый генератор в багажнике. Иногда советуют каким-нибудь магическим образом «подсоединиться» к проводам, свисающим между столбами вдоль дороги. Порой в интернете рекомендуют просто отбуксировать электрокар, таким образом зарядив его. Сегодня мы проверим, как в белорусских реалиях возможно зарядить машину «завтрашнего дня».
Для эксперимента мы пригласили главного «тесловода» Беларуси — Артура, который владеет компанией Tesla-Cars и знает, наверное, всех владельцев электрокаров в нашей стране. «Подопытным кроликом» стала дорестайлинговая Model S 2014 года выпуска с задним приводом и аккумулятором на 85 кВт·ч. Каким же образом эту машину можно зарядить в Республике Беларусь? Сейчас узнаем.
Любой электромобиль можно заряжать от обычной бытовой розетки, торчащей из стены в вашей спальне. Этот факт греет душу всем мечтателям, которые надеются когда-нибудь обзавестись машиной с электромотором. Действительно, звучит обнадеживающе. Ведь обычных розеток полно — не пропадешь. Но на практике все не так просто. Во-первых, бытовая розетка должна быть обязательно заземлена. И во-вторых, она отдает мощность максимум 3 кВт. Другими словами, за один час батарея Tesla пополнится на 3 кВт. Получается, зарядка Tesla Model S 85 займет 28 с половиной часов.
Эта розетка иногда встречается в быту, но проще ее отыскать на СТО или мойках. Аппараты высокого давления работают как раз от трехфазной красной розетки. Здесь уже мощность вырастает до 10,5 кВт, что позволяет зарядить 85-киловаттную батарею с нуля до 100% примерно за восемь часов. Этого вполне достаточно для «жизни» — можно оставлять машину заряжаться на ночь и утром уезжать на работу с «полным баком».
В отличие от двух верхних вариантов зарядки, устройство IEC 62196 Type 2 создавалось исключительно для электромобилей. Его называют «самой компактной зарядной станцией». По факту так и есть — Type 2 (или, как еще его называют, Mennekes) занимает места чуть больше, чем настенный телефон. Type 2 является общепринятым стандартом для европейских электромобилей. Максимальная мощность такой станции — 22 кВт — вдвое больше, чем у «красной» розетки. Зарядить Model S 85 от такого устройства можно за три с половиной — четыре часа. Станции Type 2 могут пополнять энергию в электромобилях с емкостью батарей от 3 до 120 кВт·ч, что подходит абсолютно для всех серийных моделей, включая топовые Tesla с 100-киловаттными батареями. Станция покупается отдельно.
Это самая быстрая из доступных в РБ зарядных станций. Chademo «заправляет» машину постоянным током, поэтому быстрее вышеупомянутых. Благодаря АЗС «Белоруснефть», в нашей стране постоянно растет сеть быстрых зарядных станций Chademo. Такие зарядки уже есть по пути из Минска в Вильнюс, недавно открылась станция в Орше. Есть Chademo и в Минске (на заправке «А-100»). Максимальная мощность, которую способна выдавать такая зарядка, — 50 кВт.
Чтобы заряжать Tesla, необходимо иметь специальный переходник. Японские электромобили изначально делались под данный стандарт. Для полной зарядки Model S потребуется примерно полтора часа. На данный момент заряжаться на АЗС можно бесплатно — ключ-карту необходимо попросить у оператора. На вильнюсской трассе на зарядках иногда образуются очереди. К концу года «Белоруснефть» обещает открыть еще около 10—15 станций Chademo на основных магистралях страны.
На АЗС, как правило, рядом с Chademo есть еще одна зарядка постоянного тока — CCS (Combined Charging System). От такого устройства нельзя зарядить Tesla (нет таких переходников), зато CCS подходит для электромобилей BMW и Volkswagen. Мощность зарядки — чуть меньше, чем у Chademo, но батареи у подходящих моделей меньше «тесловских». Зарядка Volkswagen e-Golf займет примерно полтора часа.
Одна из самых популярных шуток про владельцев электромобилей — это то, что им необходимо возить с собой бензиновый генератор в багажнике. Конечно, никто этого не делает, но ради эксперимента мы решили проверить, возможно ли зарядить батарею Tesla с помощью генератора. Для того чтобы понять, будет ли заряжаться машина, необязательно подключать ее к источнику энергии — достаточно воткнуть в генератор идущий в комплекте с авто кабель Mobile Connector. Если лампочка на нем загорится зеленым — зарядка работает. Если красным — машина заряжаться не будет.
Первая попытка. Коннектор мгновенно «протестировал» ток и выдал красный сигнал. Что-то идет не так. От работающего генератора можно заряжать телефон, кипятить воду в электрочайнике или даже включать телевизор. Но 85-киловаттной батарее Tesla от этого ни холодно ни жарко. Попробовали заземлить. Итог не изменился — Mobile Connector помигал зеленым диодом, тестируя ток, и разбил все надежды шутников тусклой красной лампочкой. Возможно, какой-нибудь промышленный генератор размером с саму Tesla и подошел бы для зарядки электрокара, а бытовая модель, которую многие используют во время отдыха на природе, непригодна для восполнения энергии батарей электрокаров.
Пожалуй, самый интересный способ. Ни в одной инструкции по эксплуатации электромобиля не говорится о таком методе заряда батареи. Кто первый придумал буксировать разряженный электромобиль, сейчас сказать уже трудно. Вероятно, кто-то из русских или китайцев. Специальных режимов у Tesla на такой случай нет. Теоретически, если автомобиль принудительно толкать вперед в «драйве» и отпустить педаль газа, будет работать рекуперация. Словно машина едет с очень крутой горочки (покруче горнолыжного спуска в Логойске). Теория теорией, пора проверить это на практике!
Буксировать автомобиль массой более 2 тонн — дело непростое. Добавим сюда еще то, что машина будет не на «нейтралке», а в режиме D (иначе рекуперация не будет работать), и это даст дополнительную нагрузку. Обычная легковушка с такой задачей не справится. В интернете пишут, что большие тягачи с легкостью тягают Tesla и расход солярки при этом увеличивается незначительно. Известен случай, когда Model S прицепили к дизельному Nissan Patrol. Японский внедорожник даже не смог перейти на третью передачу. У нас в распоряжении была «боевая» машина Артура — Jeep Liberty 2003 года, которая заточена под внедорожные соревнования. Под капотом 3,7-литровый пожиратель бензина. Цепляем «севшую» Tesla, включаем на Jeep «понижайку» — поехали!
Для того чтобы помочь буксирующему автомобилю тронуться, нажимаем в Tesla на правую педаль. Когда «газ» полностью выжат, автомобиль легко катится словно на нейтральной передаче. По мере отпускания педали двигатель превращается в генератор, рекуперирующий энергию. Первые пять километров проехали со скоростью до 50 км/ч. Этого хватило, чтобы пополнить аккумулятор на 4 кВт·ч (или около 20 км). Это больше, чем если бы Tesla целый час заряжалась от бытовой розетки! Но на полную мощность рекуперация выходит примерно на 70—75 км/ч. Разгоняемся до 70 км/ч, и график рисует почти максимально возможный темп пополнения энергии. В таком режиме проехали еще пять километров. По итогу за 10 км мы зарядили батарею примерно на 40 км. Т. е. каждый километр буксировки добавляет аккумулятору энергии на четыре километра. По грубой оценке, для полной зарядки необходимо «протащить» Tesla примерно 80 км (или чуть более часа).
Правда, после 10-километровой «прогулки» под нагрузкой у Jeep перегрелась и задымилась «раздатка». Машина постоянно ехала на понижающей передаче, которая не рассчитана на такие скорости. Зато мы узнали, что буксировка является наиболее эффективным способом заряда Tesla. Она даже более эффективна, чем станция постоянного тока Chademo. Однако для подобных трюков лучше выбирать грузовой автомобиль. Даже мощные внедорожники подвергаются чрезмерной нагрузке во время буксировки «рекуперирующегося» электрокара.
Есть. В Европе построена широкая сеть мощнейших зарядных станций Tesla Supercharger, которые сейчас являются наиболее быстрым способом заряда американского электрокара (40 минут). В Беларуси подобных устройств нет, зато есть в России и Польше. Кроме того, свою сеть быстрых зарядок постоянным током строит компания Porsche (пока станции есть только в Берлине). Практически у всех автомобильных дилеров в крупных европейских городах есть зарядки для «своих» электрокаров, так что, путешествуя на Volkswagen e-Golf, не мешало бы отметить в навигаторе крупные автоцентры VAG.
В интернете несколько лет назад появился видеоролик, демонстрирующий экзотический способ зарядки Tesla — от проводов между столбами. Артур считает, что это, скорее всего, фейк. Без трансформатора и дополнительных устройств невозможно подключить электрокар просто к двум проводам с высоким напряжением. Портативных зарядных устройств для электромобилей еще не изобрели и вряд ли изобретут, ведь по размерам такой Power Bank был бы сопоставим с автомобилем.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by