17 322
19 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Кто оборвал трос — велосипедист или водитель? Разбор случая с буксировкой

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Нестандартная ситуация попала в поле зрения на этой неделе. На минском перекрестке водитель грузовика буксировал легковой автомобиль. В самый неподходящий момент появился велосипедист, который решил проехать между машинами. Хорошо, что трос порвался, иначе бы... Вместе с Юрием Красновым вспоминаем аналогичные случаи и рассуждаем, где взять «флажки или щитки размером 200×200 мм».

Все происходило как в замедленном кино. На перекрестке улиц Некрасова и Л. Беды направо поворачивали желтый грузовик и следом — Citroen Xantia, которую, собственно, буксировал фургон. В какой-то момент автомобили остановились, одновременно в кадре появился велосипедист. Секунда напряжения... Трос порвался, и ситуация в итоге разрешилась благополучно.

— К счастью, велосипедист не перелетел через руль, а поехал себе спокойненько дальше, — радуется за такой финал Юрий Краснов. — Кто-то высказал мысль, мол, велосипедист порвал трос. Ну вы же понимаете, что это невозможно? Ему нужно благодарить водителя Citroen, который затормозил — обратите внимание на загоревшиеся стоп-сигналы легковушки. Только поэтому произошел разрыв каната.

Конечно, возник вопрос, а почему, собственно, порвался трос? На самом деле ничего удивительного нет: если резко его дернуть, то редкий канат выдержит такое напряжение. Все-таки учитывайте вес автомобиля.

Отметим, что в рассматриваемой ситуации есть особенность. В данном случае ведущим автомобилем был грузовой фургон, а это значит: другая масса, хуже обзор сзади и волей-неволей можно не рассчитать силы.

Тем более что водители выполняли поворот направо. А ведь при буксировке любой маневр дается втройне сложнее! Остановка чревата... Возможно, именно нежелание снова трогаться и побыстрее минуть перекресток двигало буксирующим водителем.

— Водитель грузовика пропускает пешехода, а затем едет, и сразу же за ним появляется велосипедист, — в очередной раз просматривает ролик эксперт. — Давайте предположим, что мог видеть велосипедист? На него движется транспортное средство, и все... Он же не знает, что там трос. Он ни о чем не подозревал.

Сейчас самое время обратиться к ПДД. В пункте 206 сказано: «Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200×200 мм с нанесенными на них по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. На гибком связующем звене должно быть установлено не менее двух указанных предупредительных устройств».

— С буксировкой автомобилей у нас вообще беда, — подтверждает Юрий Краснов. — Водители не всегда задумываются, что трос могут не увидеть пешеходы, велосипедисты и другие водители.

Но часто ли вы видели, чтобы на тросе были флажки или щитки со световозвращающей поверхностью? Как они выглядят хоть? А где купить? Как правило, водители в лучшем случае вешают на трос красные тряпки, а чаще всего не заморачиваются даже этим. Все мысли посвящены тому, как дотащить неисправную машину до сервиса/гаража, сколько будет стоить ремонт, как расплатиться с эвакуирующим.

— Читатели верно заметили, что у Citroen не была включена «аварийка», — вспоминает еще об одном нюансе Юрий Краснов. — Напомним также, что по правилам у буксирующего автомобиля должен гореть ближний свет фар.

Впрочем, даже если бы все пункты дотошно были соблюдены, это не гарантирует, что пешеход или велосипедист заметят необозначенный трос.

Юрий Краснов рассказывает свой случай: «Я еще был молодым, неопытным и глупым водителем. Ехал по ул. Богдановича в Минске. Не придал значения тому, что одна машина выехала, а вторая странно замерла, перекрыв две полосы. Крайний правый ряд был свободен, и я решил перестроиться туда. Потом удар — и понимаю, что врезался в трос...»

Это далеко не единичная ситуация в Беларуси. В прошлом году на улице Есенина в Минске водитель Honda не увидел трос между Peugeot и ЗАЗ. В итоге не только порвал трос, но и врезался в буксируемую машину. В Гомеле аналогичная ситуация возникла на трассе. Есть даже видео, которое позволяет убедиться, что трос не был заметен до самого последнего момента.

— Все это с определенной долей можно отнести к иллюзии сознания, когда мы беремся домысливать друг за друга, — считает эксперт. — Считаем, что успеем, проскочим, разобрались в ситуации. А потом неожиданность, например, в виде натянутого поперек дороги каната.

На месте происшествия осмотрелись. Да, здесь нет специального велопереезда и соответствующих знаков. Строго говоря, по ПДД нужно спешиваться. Однако отметим, что велосипедист ехал спокойно, двигался примерно со скоростью пешехода. С его стороны не прослеживалось опасных действий, он действовал предсказуемо.

Пока мы находились на перекрестке, переход проехали несколько велосипедистов. Их аргументы звучали ранее много раз: это сложно, проще объехать квартал, при постоянном спешивании теряется смысл велопередвижения по городу.

— Автомобилист обычно смотрит вперед, оценивает ситуацию заранее, — возвращается к ролику Юрий Краснов. — А пешеходы часто смотрят под ноги и в лучшем случае по сторонам. Получается, основная ответственность лежит на водителях. В рассматриваемой ситуации первый решил, что успеет проскочить. Второй же испугался и нажал на педаль тормоза.

По словам эксперта, в таких ситуациях водители обычно следят друг за другом. Причем буксирующий ведет себя смелее, а буксируемый зачастую притормаживает.

— В целом ситуация сложилась благоприятно. Если бы велосипедист выскочил справа от водителей — все вышло бы по-другому, — предполагает Юрий Краснов.

Что же касается самого перекрестка, не можем не вспомнить, что раньше здесь довольно часто случались серьезные аварии. Но связаны они были, как правило, с конфликтом левого поворота. После изменений в организации дорожного движения ситуация улучшилась. Выделены светофорные фазы, появились дополнительные секции и разметка.


— На этот раз хочется обратиться к пешеходам и велосипедистам, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Пожалуйста, наблюдайте за автомобилями. Как-то несправедливо получается, что водители всем должны, стараются пропускать и уступать, а велосипедисты и пешеходы пересекают проезжую часть, не наблюдая за окружающей ситуацией. Просьба: если видите, что автомобилисты попали в сложную ситуацию, — помогите, не мешайте!

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by