В НАН показали первый белорусский электромобиль. Подробности о новинке

 
497
22 августа 2017 в 14:33
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: БЕЛТА

Экспериментальный образец электромобиля создан на базе серийной машины GeelySC7 белорусской сборки. Его наличие позволит отработать оптимальные компоновочные решения в части электрокомпонентов, уточнить их характеристики и приступить к созданию полноценного опытного образца, принятию решений по освоению его производства в стране.

Обратите внимание, что в электрическом Geely под капотом расположился привычный нам автомобильный аккумулятор. Вероятно, от него питается штатная магнитола, светотехника, климатическая установка и освещение в салоне. Практически во всех электромобилях помимо большой батареи, передающей энергию на мотор, есть еще небольшая дополнительная батарея для бортовой электроники.

Почти полная локализация

Вся компонентная база электропривода автомобиля локализована в Беларуси. Покупным элементом является только батарея — накопитель электроэнергии, конкурс на поставку которой выиграла российская компания «Энер зэт» (Санкт-Петербург). По заверению представителей НАН, вся электросистема представленного электромобиля разработана белорусскими учеными: «Сейчас прорабатываются варианты, где можно организовать серийное производство. Рассматривается возможность организации конвейерного цеха на базе НАН, БелАЗ предлагает организовать производство у них, „Белкоммунмаш“ — у них. Надо посчитать, где это будет выгодно. Но то, что белорусский электромобиль будет, — однозначно». По оценке Академии наук, экспериментальный образец выполнен на очень высоком качественном уровне.

Поставлена задача освоить производство батарей в Беларуси. В НПЦ НАН по материаловедению создан новый эффективный материал, который может послужить основой суперконденсатора — накопителя электроэнергии для транспортных машин.

Какой запас хода?

Весит модель 1,3 тонны, вместимость — 5 человек, привод — передний. На одной зарядке представленный электромобиль может проехать около 150 км. Заряжается он либо 6 часов (от источника питания в 220 вольт), либо 3—4 часа (380 вольт). Во время испытаний он разгонялся до 110 км/ч, но это не максимальная скорость. Мощность двигателя у первого образца — 80 л. с., так как он рассчитан только на движение по городу. Предварительное время разгон до сотни — 9,5 секунды (пока автомобиль жалеют, установлена электронная система защиты). Емкость литий-ионной батареи гибридного накопителя — 32 А·ч, емкость суперкомпенсатора — 650 Вт·ч. Крутящий момент электропривода — до 2600 Н·м.

Что едешь на А8, что на этой машине

«Автомобиль динамичный, разгоняется хорошо. Давно езжу на автомобиле с автоматической коробкой передач. Разницы я не почувствовал: что едешь на А8, что на этой машине, — поделился заместитель премьер-министра Владимир Семашко впечатлениями. — Зарядка представленного автомобиля на 100 км при наших сегодняшних высоких тарифах стоит буквально 2—3 рубля. Это не так много. Думаю, в ближайшие три-четыре года у нас это электромобиль будет не просто игрушкой, а реальным внедрением. Серийное производство может быть налажено на строящемся заводе „БелДжи“. Если станет вопрос о том, что белорусскому рынку потребуется массовое производство, мы может на нашем заводе производить такие легковые автомобили».

 

Ставка на электротранспорт

Очевидно, в Беларуси всерьез взялись за электротранспорт. Еще в начале этого года нам пообещали, что на базе автомобиля «БелДжи» появится электрокар. Правда, тогда говорилось, что машину покажут в июне-июле. Помимо легкового электромобиля, в стране всерьез развивается направление электробусов. По сути, это троллейбусы, которым, однако, не требуется постоянная подача тока. Партия таких моделей уже курсируют по городу.

В Беларуси появятся 262 зарядные станции к 2025 году

В Беларуси уже готов проект программы развития электротранспорта. Он предусматривает строительство к 2025 году 262 зарядных станций. Планировалось, что в этом году в эксплуатацию введут 87 мест для зарядки электрокаров. По факту, на данный момент в стране функционирует в общей сложности около трех десятков станций (включая частные, находящиеся во дворах физлиц).

Недавно новые зарядные станции для электрокаров открылись в Гродненской области (недалеко от погранперехода «Брузги») и Гомеле. Они располагаются на АЗС «Белоруснефть» и имеют несколько стандартов, включая CHAdeMO (самый быстрый способ зарядки электромобилей в Беларуси).

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: БЕЛТА
ОБСУЖДЕНИЕ