31 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Прецедент: за систематическую неоплату уличной парковки двоим минчанам пришлось ответить в суде

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Система парковок в Минске готова перейти в активное наступление: первыми под удар попали водители, регулярно не платившие за уличную стоянку, обозначенную соответствующими знаками. Создан прецедент: по нашей информации, в одном из районных судов города рассматривались дела в отношении двух автомобилистов, которые игнорировали предупреждения (только в этом году 46 и 48 раз соответственно), обычно размещаемые под дворниками. Решение было очевидным: оплатить! Суммы небольшие, но сам случай свидетельствует о принципиальности и намерении парковщиков идти до конца. Фактически желтая или красная «карточка» под стеклоочистителем становится документом, который невыгодно не замечать.

Из истории вопроса

Уличные парковки, места на которых обычно не хватает, всегда были головной болью для городских властей в Минске. Автомобилисты, понятное дело, просили больше стоянок. Пойти на поводу означало бы в конечном счете все равно проиграть: бесплатных парковок будет не хватать, сколько ни строй машино-мест. Спрос не удовлетворишь, а недовольных меньше не станет. Это данность.

«Регулятором ситуации должна стать плата», — такой всегда была принципиальная позиция экспертов, которые ссылались в этом вопросе на опыт Запада.

Теперь даже в Москве ввели платные зоны уличной стоянки, что вызвало, конечно, шквал недовольства водителей и разного рода ухищрения в виде случайных листочков и лазерных дисков на регистрационных знаках. Многие в то же время отметили: «Стало свободнее, можно найти место для парковки, меньше заторов». Дело привычки...

В Минске самым злободневным вопросом был процесс оплаты и контроля. В 1990-е на улицах появились плечистые парни в оранжевых жилетах, в конечном счете сильно дискредитировавшие идею, — к принципу взимания денег и целевому их использованию у многих автомобилистов были вопросы.

Однако силовой вариант продолжал доминировать. Решили задействовать эвакуаторы, но это также не решило проблему. На освободившиеся под запрещающим знаком места тут же парковались снова. Принудительная отбуксировка воспринималась так: «Сегодня мне просто не повезло».

Была даже идея устанавливать «башмаки» на колеса автомобилей тех, кто не оплатил стоянку, но это вскоре признали незаконным. С 2011 года запирающие устройства применяют только в отношении грузовых машин массой более 3,5 тонны, стоящих вне положенных мест.

Система платных парковок потерпела крах, когда оранжевые жилеты попросили с улиц города. В среде автомобилистов это вызвало ликование, хотя проблема решена не была: в центре машино-мест катастрофически не хватало, их постоянно занимали одни и те же водители на весь день. Так длилось несколько лет, а автомобилей становилось все больше...

Инспекторы парковки дел с наличными иметь не будут

На фоне вялотекущего недовольства дефицитом парковок предприняли попытку начать все с чистого листа. В 2014 году на двух улицах — Ленинградской и Гикало — стали тестировать новую для Минска технологию. Принципиальных моментов было три.

Первый. Инспектор не берет наличные (да и безналичные) деньги, его функция — периодически проверять оплату с помощью планшета. Второй. Оплатить можно несколькими способами: с помощью USSD-запроса, системы ЕРИП, специальной парковочной карточки, приложения. Чаще всего минские водители отправляют SMS-сообщение. Третий. Система должна коснуться абсолютно всех водителей, паркующихся в обозначенной желтыми щитами зоне.

С последним, собственно, вопросов возникло больше всего. Уже на стадии тестирования системы обнаружились те, кто принципиально не хотел платить даже тогда, когда фактического списания не происходило (точнее, списывалось 0 рублей), — некоторое время технология отрабатывалась, ждали, пока водители привыкнут.

Инспекторам парковки выдали планшеты с доступом в интернет и специальным приложением. Контролеру достаточно набрать номер автомобиля (без букв — только цифры), и через несколько секунд ответ уже на экране — оплачено или нет.

Если деньги за парковку не переведены, под дворник кладут желтый квиток с предупреждением. Туда вносятся время и регистрационный знак машины. Также с разных ракурсов инспектор делает несколько снимков. Информация попадает в базу, данные которой анализируются.

— Большинство автовладельцев реагируют на желтый квиток, — рассказали специалисты, разрабатывавшие минскую технологию. — Некоторые, пытаясь разобраться, звонят на короткий мобильный номер 204 или пишут на электронную почту support@parkouka.by. Злятся, но когда понимают, что это не критичное нарушение и достаточно оплатить парковку, успокаиваются. То есть проблема скорее в незнании.

По задумке неоплата уличной стоянки даже не будет считаться административным правонарушением. Это тоже важный момент. Ведь идея в том, чтобы у водителей необходимость оплаты вызывала не негатив, а понимание, что время на стоянке в центре дорогое, его нужно ценить. Это в конечном счете позволит освободить машино-места, и появится возможность припарковаться даже в час пик.

— Однако некоторые водители стали пользоваться уловками. Например, один из автовладельцев не платит за парковку до тех пор, пока ему не положат желтый квиток. Тогда он сразу переводит деньги. Мы обнаружили эту хитрость, анализируя транзакции, — дополнили специалисты.

Проедемте в суд!

Самая большая проблема исходила от тех, кто принципиально не хотел платить, а вернее, сомневался, пробовал систему на прочность. Все квитки — хоть желтые, хоть красные — с негодованием отправлялись в мусорку. С этой критичной массой сначала попробовали разобраться по-хорошему — отправили сообщение, мол, вы столько-то раз не оплатили стоянку.

— Нужно было показать, что работа ведется всерьез, а не понарошку. Мол, мы знаем, как вас найти, все зафиксировано, — уточнили разработчики технологии.

Реакция одного из водителей, за которым числилось более полусотни фактов неоплаты, была весьма неожиданной: он отправил соответствующее число SMS, как бы замаливая грешок.

Затем специалисты начали анализировать, что же происходит на платных уличных парковках. Оказалось, появились свободные места! Произошел предсказуемый отток «лишних» автомобилей, которые необоснованно долго занимали ценную городскую площадь. Как показывал анализ, большинство машино-мест были заняты сотрудниками организаций и предприятий, расположенных поблизости. Грубо говоря, работник магазина «отнимал» парковку у своих же клиентов, снижая привлекательность объекта. Нонсенс!

По данным парковщиков, уровень оплаты на конец 2016 года достигал 80%. То есть четыре из пяти водителей добровольно перечисляли деньги за уличную стоянку. Это довольно высокий показатель, учитывая отсутствие привычки у минчан.

Однако на данный момент уровень оплаты снизился и составляет около 50%. Тогда решили создать прецедент. Были выбраны около десяти водителей, которые систематически не платили за парковку. Материалы на двоих направили в суд одного из районов города.

Как рассказывают, рассмотрение заняло буквально несколько минут. Один из водителей пришел на заседание и сразу признал неправоту. Второму дозвонились по телефону. Он заявил, что не получал извещение, но также согласился оплатить причитающееся бюджету города.

Тем более что суммы не такие уж большие: нужно всего-то погасить долг за парковку и судебные издержки. Напомним, на парковках открытого типа час стоянки стоит 1 рубль.

— Наша база пополняется постоянно. Все зафиксированные случаи там имеются, — отметили специалисты. — Необходимо было задействовать юридический механизм. Основания имеются — в частности, нормы, изложенные в указе №589 (от 3 октября 2006 года).

Впрочем, от оптимистичных комментариев парковщики пока воздерживаются. Говорят, что рассуждать о прецеденте можно будет лишь после пятидесяти подобных судебных решений.

Впрочем, эти два случая — уже хороший аргумент для неплательщиков, которые часто не воспринимают увещевания инспекторов парковки. Многие считают, что все это понарошку и контролеры ничего сделать не могут. Как выясняется, могут...

— Проверить, числятся ли за автомобилем нарушения парковки, можно на сайте parkouka.by. Для этого нужно ввести номер регистрационного знака в специальную форму, — обращают внимание парковщики.

Что дальше?

Сейчас в городе действует несколько разных систем оплаты парковки, и это тоже здорово сбивает с толку. Кроме того, оказалось, что на некоторых улицах недостаточно установить желтые тумбы и контролировать оплату стоянки с помощью инспекторов.

Например, в квартале исторической застройки Революционная — Интернациональная — Комсомольская еще не так давно парковка была хаотичной, хотя паркоматы там имеются. Говорят, вот-вот эту часть города ждут изменения, участок одной из улиц станет полностью пешеходным.

Возле Комаровского рынка, на ул. Кульман (около ТЦ «Монетка»), по-прежнему все битком, и существуют большие проблемы с оплатой. С одной стороны, это место стало уличной тусовкой, куда чуть ли не круглосуточно приезжают за фастфудом автомобилисты, байкеры и пр. С другой — хаос со стоянкой, шум и так далее.

Ранее анонсировалось, что оплату теперь будут взимать также за парковку во дворах на бульваре Мулявина и ул. Ленинградской. Завсегдатаям — жильцам, сотрудникам офисов и др. — предложили зарегистрироваться. На сегодня ситуация такова: во дворе возле филармонии помогла активная пенсионерка — номера около 90% машин попали в систему. Около вокзала все сложнее — зарегистрированы лишь 30% автомобилей из тех, что по идее должны быть в базе.


В перспективе полномочия фиксировать и привлекать водителей за неоплату парковки должны быть переданы специальной городской службе, как сделано во многих западных странах. Главное, чего удалось там достичь, — освободить машино-места в наиболее востребованное время. Баланс стоимости определяется в том числе возможностью припарковаться, когда есть необходимость. Возможно, в Минске тоже вскоре так будет...

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by