03 сентября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

«Тайный клиент» каршеринга в Минске: как на самом деле работает сервис?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

«За каршерингом будущее», — уверенно заявляли оптимисты. «Пока слишком дорого выходит», — пессимисты тоже не оставили новый сервис без внимания. Полноценную работу по предоставлению машин компания Drivetime начала 24 августа. Спустя неделю можно подводить промежуточные итоги. Вооружившись смартфоном и банковской картой, мы прошли все этапы на пути к удачно завершенной поездке и теперь можем рассказать о своем опыте участника системы белорусского каршеринга — порой приятном, а иногда и доводящем до раздражения.

24 августа был объявлен старт сервиса, в тот же день мы подали заявку. Скажем наперед: все, что не касается вождения автомобиля, — процесс довольно муторный. Радует лишь то, что проходить регистрацию нужно только раз. На наш взгляд, долгий и непростой для мобильного сервиса процесс может оттолкнуть потенциальных клиентов. А моментов, когда хочется махнуть рукой и бросить всю эту затею, поверьте, немало.

В нашем распоряжении — смартфон с системой Android. Play Market по запросу «каршеринг» выдает совсем не те ссылки, которые хотелось бы увидеть. С запросом «Drive time» (с пробелом) — та же история. Нужно вводить либо «каршеринг Минск», либо «Drivetime» (в одно слово) — тогда успех обеспечен. Само приложение скачивается на скоростях мобильного интернета в течение четырех минут. А вот регистрация займет в несколько раз больше. Это первый момент, когда хочется махнуть рукой.

Для того чтобы стать клиентом, нужно прислать фото нескольких страниц паспорта (в том числе с местом жительства), снимки водительского удостоверения, талона и даже сделать селфи с правами. Люди, одержимые безопасностью личных данных, наверняка сотрут приложение с телефона после таких запросов. В то же время стоит понять компанию: она пытается минимизировать собственные риски с учетом отсутствия залога за авто. А рисков хватает: и штрафы, и «письма счастья», и аварии, и нетрезвые водители, — перечислять можно долго. На этапе регистрации можно отсеять заявки от систематических нарушителей, ну а в случае неприятности, найти ответственного за ее создание клиента. Конечно, все эти объяснения абсолютно безразличны для современного пользователя, который хочет «здесь и сейчас».

А «сейчас» никак не выходит. «Время авторизации максимально сократят, но в некоторых случаях потребуется детально проверить информацию (это может занять до пяти рабочих дней)», — так говорили во время презентации сервиса представители компании. В нашем случае ждать пришлось вплоть до 30 августа — то есть неполных шесть дней. Когда скачанное приложение было практически забыто, пришло SMS: «Каршеринг успешно авторизовал заявку. Ждем вас подписать договор в салонах оператора связи». И тут наступает второй момент, когда можно махнуть рукой.

Визит в салон связи, к счастью, был недолгим: 15 минут езды, 10 минут в очереди, 5 минут на оформление и секунда на подписание. Настал час, когда можно привязать к приложению банковскую карточку. Нажимаем кнопку «Привязать» и одновременно отправляемся в сторону ближайшей свободной машины. Это Ravon R2 (клон Chevrolet Spark) черного цвета. Сервис показывает его адрес, расположение на карте, номер госрегистрации, уровень топлива и тариф — 0,29 рубля за минуту. Бронируем.

И вот курсор, обозначающий наше местоположение на карте приложения, находится совсем близко к флажку, которым обозначен автомобиль, — мы добрались. Но самой машины не видно. Может, проблема в карте и определении местоположения?

В приложении есть функция «Посигналить», однако нажать кнопочку не получается. Причина — карточку до сих пор не удалось привязать, хотя мы прошли процедуру еще полчаса назад. Звоним в техподдержку (телефон указан в самом приложении). Там утверждают, что проблема не связана с работой Drivetime, скорее всего, косяк банка (невозможно установить связь, ошибка 502). В итоге первый наш блин оказался комом: машину не нашли — на ее месте стоял скутер, а воспользоваться функцией «Посигналить» не удалось из-за отсутствия связи с банком. Тут захотелось махнуть рукой в третий раз.

В печали возвращаемся домой — туда, где царит более быстрый, нежели мобильный, интернет. Следуем совету техподдержки: заходим не в приложение, а на сайт компании. Пробуем привязать банковскую карту там — на сей раз успешно. Позже оказалось, что сотрудники исправили проблему (по крайней мере, с их слов).

Следующее утро вновь было посвящено поиску машины — на этот раз на стоянке у гостиницы «Беларусь». После нажатия кнопки «Забронировать» у нас есть 20 минут. Попросили машину посигналить, но ничего не услышали. Вот она — за углом, на соседней стоянке! Оказалось, сигнал у Ravon R2 довольно тихий — в 100 метрах не услышишь.

Далее действуем по инструкции, появившейся на экране. В выборе тарифов между суточным и минутным останавливаемся на втором варианте. Внимательно осматриваем авто на наличие повреждений — вроде бы все отлично. Нажимаем на галочку, что фактически означает подписание акта приема-передачи. Щелкает центральный замок, приглашая в салон. Внутри непривычно пусто: лишь наклейка с рекламой Wi-Fi, пакет документов в бардачке, чип для заправки и ключ в замке зажигания. К слову, этот самый ключ вытащить невозможно — мы пытались. А тем временем поминутная оплата пошла. Отправляемся во Фрунзенский район, симулируя типичную поездку клиента.

Ravon едет неплохо, АКПП машину не бросает, подхватывает нажатие педали газа с небольшой паузой (частая «фишка») — вполне себе комфортная езда в городских условиях. Но только в городских. Пока что разрешенная зона завершения аренды каршеринговой машины ограничена МКАД и Уручьем. То есть, например, в аэропорту, где такая услуга особенно бы пригодилась, уже не оставишь. Еще не хватает кабеля AUX, держателя для мобильника, переходника для зарядки USB, детского удерживающего устройства — но это мы уже придираемся (ведь никто не может гарантировать наличие и исправность этих предметов после поездки).

Повинуясь графику типичного клиента, останавливаемся на кофе-паузу. Глушим машину, но тариф «Поминутный» все же остается. Значит, нужно нажать кнопочку «Ожидание» — срабатывает центральный замок. Машину с необычными наклейками видят двое парней, у них тут же готов вопрос: «А что если покататься захочет иностранец?» И это хороший вопрос! Звоним в техподдержку. Там утверждают, что иностранец может зарегистрироваться в системе, но есть нюанс: понадобится купить отечественную симку. Еще несколько вопросов связаны с мойками, заправками, платными парковками. Оператор утверждает, что при загрязнении авто достаточно сообщить его номер в техподдержку.

Пока мы беседовали по телефону, парни уже подсчитали стоимость средней поездки и пришли к выводу: на такси дешевле. Бесспорно. Но тут встает вопрос комфорта. При такой аренде автомобиля клиент — сам себе хозяин: от остановок, когда захочется, до выбора музыки, к тому же в салоне поместятся пять человек, а не четыре.

Небольшой кружок в районе пр. Пушкина — и пора возвращаться к гостинице «Беларусь». Оставить машину можно на любой бесплатной или платной парковке (только открытого типа). Перед окончанием поездки нас просят удостовериться в затянутом ручнике, положении «Паркинг» у КПП, а также в том, все ли выключено и закрыто. Время подвести финансовый итог. Приложение списало с карты 15,87 рубля за пользование автомобилем в течение 1 часа 27 минут с около 25-минутной остановкой (в том числе для фотографирования). Таков наш собственный опыт.

Продать свой автомобиль можно на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by