Заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Олег Еловой считает, что уже к 2019 году по Минску могут ездить электрические такси. Прототип электромобиля на базе Geely вызвал массу обсуждений в интернете и поднял новую волну интереса людей к подобным машинам. Две недели назад представители НАН Беларуси показали первый белорусский легковой EV. Пока это опытный образец, но именно на нем планируют отработать технологические и конструкторские решения, чтобы затем изготовить разные по мощности и назначению электрокары. С автомобилем уже успели познакомиться заместитель премьер-министра Владимир Семашко и даже президент страны Александр Лукашенко. Небольшой тест-драйв амбициозной машины провел сегодня и корреспондент Onliner.by.
Автомобиль хранится на полигоне Объединенного института машиностроения в Липках. Там его испытывают, меняют прошивку и заряжают. Многие читатели восприняли новый электромобиль чуть ли не как разработку «Белджи». На самом деле белорусско-китайский автопроизводитель никакого отношения к проекту не имеет — просто у борисовского завода был куплен «донор».
До «операции» это был обычный бензиновый Geely SC7. Внимательные автолюбители заметили, что электрокар имеет старую решетку радиатора — в 2014-м был произведен рестайлинг и модель получила вертикальные «зубы» решетки а-ля Buick. Действительно, это старая машина — она выпущена в 2012 году и уже успела намотать более 100 тыс. км (цифра сохранилась на одометре). Правда, пробег сейчас не имеет никакого значения — вся техническая начинка здесь своя.
Работу над электрической начинкой вели специалисты Объединенного института машиностроения. Из той информации, которая есть сейчас, можно отметить массу автомобиля — весит электрокар порядка 1,3 тонны. Вместимость — 5 человек, привод остался на переднюю ось. На одной зарядке представленный электромобиль может проехать около 150 км. Заряжается он либо 6 часов (от источника питания на 220 вольт), либо 3—4 часа (380 вольт).
Во время первых испытаний машина разгонялась до 110 км/ч, но это не максимальная скорость. На длинной прямой мы без труда развили 120 км/ч. Вместо 1,8-литрового бензинового мотора в этом уникальном SC7 поселился электродвигатель мощностью 80 л. с. Перед создателями стояла задача сделать электрический автомобиль для города, поэтому за цифрами «л. с.» никто не гнался. По данным НАН Беларуси, емкость литий-ионной батареи гибридного накопителя — 32 А·ч.
На первый взгляд машина ничем не отличается от обычного Geely. Но если присмотреться, то в глаза бросится отсутствие выхлопной трубы. Кроме того, сквозь решетку радиатора и зазор капота можно заметить непривычно большое количество свободного пространства. Электродвигатель расположен достаточно низко — ближе к передней оси. В моторном отсеке неожиданно много проводов и патрубков. Система охлаждения осталась штатной.
Весь багажник сейчас занимает батарея и собранное зарядное устройство, кабель к которому идет прямо из под лючка, куда когда-то заливали бензин. Теперь там разъем зарядки Type 1 Connector. Такой стандарт позволяет заряжать машину только при помощи одной фазы переменного тока. Любопытно, что лючок, как и раньше, открывается с помощью рычажка, на котором нарисована бензиновая колонка.
В салоне тоже все напоминает старую добрую SC7, с которой мы неоднократно встречались по долгу службы. Простенькие кресла без внятной боковой поддержки, не лучшая эргономика, совсем дешевый руль. В глаза бросается рычаг, расположившийся на месте старой коробки передач. Как уже неоднократно отмечалось в интернете, это деталь от BMW. Не будем судить строго — перед нами всего лишь прототип. Здесь и зазоры пляшут, и в бардачке какие-то провода, и много других огрехов. Ведь проектировался данный автомобиль не для создания приятного впечатления об интерьере, а в качестве достойного опытного образца для тестов электрической силовой установки.
Заводится электромобиль НАН Беларуси как бензиновый — поворотом ключа. «Оживает» приборная панель, в багажнике что-то едва слышно щелкает, загораются индикаторы на «бээмвэшном» рычаге. Коробки передач, как и системы выхлопа, здесь уже нет, поэтому рычаг выполняет функцию переключения режимов работы электрической силовой установки. По умолчанию автомобиль находится в режиме N. Качнул рычаг — машина перешла в «Драйв» и готова тронуться. Нажимать Unlock, как в BMW, не нужно. Клавиша P на рычаге тоже, судя по всему, не функциональная.
Для того чтобы поехать, недостаточно просто отпустить педаль тормоза. Нужно еще нажать на газ. Настройки Tesla, кстати, тоже дают возможность сделать так, чтобы автомобиль трогался только по нажатии на правую педаль. Cо старта белорусский электрокар едет относительно резво. До сотни разгоняется не намного хуже, чем самый популярный в мире электромобиль — Nissan Leaf. Правая педаль показалась слишком короткоходной — практически всегда нажимаешь «в пол».
На циферблате, который когда-то выполнял роль тахометра, стрелка теперь почти всегда смотрит вверх. Это индикатор расхода (или пополнения!) энергии. Когда интенсивно разгоняешься, стрелка уходит влево. Отпускаешь газ — система начинает рекуперировать энергию и стрелка тянется вправо. Тормоз чуткий. Можно сказать, даже слишком чуткий. Скорее всего, после нажатия на левую педаль сначала начинает работать рекуперация, замедляющая машину, а потом активируется вакуумный тормоз. По нашей оценке, разгон до сотни занимает около 9 секунд. Понравилась цифра расхода топлива, которая теперь постоянно показывает 0 л / 100 км на приборной панели.
Управляемость у SC7 нельзя назвать примерной. Машина имеет большие крены кузова, слишком валкую подвеску, невнятное рулевое управление. Все это осталось и у электрокара, ведь инженеры НАН Беларуси не трогали ходовую, а лишь заменили серийный силовой агрегат на свой.
Через несколько лет подобный автомобиль планируют начать выпускать серийно. Учитывая строительство АЭС и большое внимание нашего правительства к электроэнергии, перспективы кажутся не такими уж туманными. Если бы в Беларуси действительно наладили выпуск электрокара с запасом хода 150—200 км и приемлемой стоимостью, эта модель получила бы своих клиентов. Белорусы с энтузиазмом следят за развитием электромобилей, и многие пересели бы на EV-машину при условии наличия мест для зарядки. Над сетью зарядных станций уже активно работает «Белоруснефть». Держим кулачки, чтобы доступный электрокар белорусского производства тоже стал когда-нибудь реальностью.
Парковочные радары в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by