08 сентября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Made in Russia: от пикапа до тяжелого самосвала. Репортаж с Горьковского автозавода

Семь лет назад с прекращением выпуска русского Chrysler — Volga Siber — остановилось производство собственных легковых автомобилей ГАЗ. «Планов по возобновлению выпуска седанов нет», — кратко комментируют в пресс-службе предприятия, которое полностью сконцентрировалось на коммерческом транспорте. Сейчас большие надежды возлагают на микроавтобусы, которые могут стать бестселлером у маршрутчиков, а также легкие и среднетоннажные грузовики и фургоны. Теперь на Горьковском автозаводе есть свой центр аудита, а мнение спрашивают у обычных водителей. Во время большой командировки по России корреспонденты Onliner.by заехали в Нижний Новгород, на один из самых известных заводов страны, чтобы посмотреть на новые порядки.

Начиналось все с Ford

А времена круто изменились. Нет уже города Горький, в 1990-м Нижнему Новгороду вернули историческое название. Но на окраине по-прежнему стоит автомобильный завод, спроектированный американцами и в первые дни своей работы выпускавший легковушки и грузовики по лицензии Ford. Теперь это ядро «Группы ГАЗ», объединяющей 13 предприятий в России.

Когда попадаешь в Автозаводской район Нижнего, аналогия с Минском и нашим автозаводом неизбежна. Проходная с помпезными воротами, на которых размещены советские ордена. За ограждением — свой производственный мир, мини-городок с собственной транспортной системой, пешеходными переходами, столовыми и т. д.

Только что сошедшие с конвейера автомобили первые километры проезжают именно по территории предприятия. Движение постоянное: из ворот цеха появляются «новички», смирно выстраиваются в ряды.

Предприятию поручено выполнение ряда социальных программ. Обращаем внимание на ряд школьных микроавтобусов на базе «ГАЗель Next».

— По сравнению с обычной версией тут имеется ряд технических нюансов, — объясняет нам сотрудник пресс-службы. — В частности, установлен ограничитель скорости в 60 км/ч. Автомобиль невозможно привести в движение при открытой двери. Возле каждого сиденья находится кнопка вызова водителя. Предусмотрены трехточечные ремни.

Как известно, на базе автомобилей ГАЗ существует много спецверсий — для медиков, спасателей, инкассаторов, есть автодома, автоподъемники, даже самосвалы. Дорабатывают стандартную версию для нужд той или иной службы в основном подрядчики: устанавливают допоборудование, механизмы, мебель.

— Но школьный автобус мы решили не отдавать на сторону, поскольку это крайне ответственный и социальный проект, — рассказывают на предприятии. — Автомобиль полностью собирают здесь, контролируя весь процесс от А до Я.

Переход от «Бизнес» к Next

Попадаем в один из ключевых цехов, где производят сварку и сборку цельнометаллических кузовов. Каждые сутки на предприятии выпускают около полусотни «Газелей-Бизнес».

— В 1990-е в СНГ не собирался свой легкий коммерческий транспорт. В этом смысле «Газель» пришлась кстати и стала бестселлером, — проводит экскурс в историю директор по развитию дивизиона легких коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ» Андрей Кузнецов. — В 2008—2009 годах, когда пришел кризис, спрос упал. А после ремиссии экономики мы поняли, что он не восстановился, и на то были объективные причины: качество значительно уступало конкурентам. Что предприняли? Критически пересмотрели все ключевые узлы и решили все болезненные моменты принципиально изменить: рулевое управление, тормозную систему, коробку переключения передач, кузов, подвеску, панель приборов... Так в 2010-м появилась «Газель-Бизнес», в которой все эти моменты были отражены. Основные агрегаты отличались надежностью и повышенным ресурсом.

Андрей Кузнецов

По словам сотрудников предприятия, в «Газель» вдохнули вторую жизнь. Однако назвать «Бизнес»-версию новым поколением никак нельзя.

— Однако этого было недостаточно, чтобы конкурировать с Volkswagen, Peugeot, Fiat, Ford, — продолжает Андрей Кузнецов. — Концепция «Газель-Бизнес» в принципе отличалась консерватизмом: дизайн староват, управляемость как у грузовика. Поэтому приступили к проекту, получившему рабочее название «Газель 3». Впоследствии оно трансформировалось в Next. В процессе изучали всех конкурентов, разбирая буквально до болтика.

Переходим в другую часть цеха, который несколько лет назад был серьезно модернизирован. Если «Бизнес» собирают вручную, то Next производят роботы японской фирмы Fanuс. Линия спроектирована и смонтирована LG. О старых временах напоминает лишь напольное покрытие с выгравированным значком ГАЗа.

Можно часами наблюдать, как умные машины выверенными движениями проводят сборку. Деталь весом более двухсот килограммов робот (который, как и все остальные, выполняет несколько функций) подхватывает, переворачивает, оснащает другими деталями. На наших глазах кузов обретает черты.

Рядом его металлический собрат производит сварку, которая занимает доли секунды: зажимаются два электрода — короткий импульс — вспышка — готово! Каждый день с конвейера сходит около тридцати Next.

— При проектировании Next пошли по пути рамной конструкции, — посвящает в детали директор по развитию дивизиона легких коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ». — Во время разработки концепции исходили из реального положения вещей. Прекрасно знали, что часто грузят больше, чем предусмотрено: «Влезает же!» Эту особенность менталитета российских потребителей учли и сделали платформу с запасом.

Еще одним принципиальным моментом был отказ от передней зависимой подвески. Решили остановить выбор на независимой, с большим запасом, на подрамнике.

— Впоследствии это оправдало себя, — не скрывает оптимизма Андрей Кузнецов. — Удалось достичь хорошей управляемости, дорожные неровности не передаются. При этом сохраняется высокая надежность подвески. Рассказывали, как на Next попадали в открытые люки — колесо под замену, а подвеске хоть бы хны.

Нам предоставляется хорошая возможность увидеть автомобиль еще до покраски. Сотрудники предприятия подчеркивают, что кузов Next, кроме крыши, выполнен из оцинкованного (анодированного) металла. Это, по их словам, позволило решить хроническую проблему коррозии, которая хорошо знакома владельцам старых «Газелей».

«Информация о выпуске Volga Siber не подтверждается»

Продолжаем разговор в соседнему цеху, где выпускают грузовые автомобили. Нам показывают несколько линий, в том числе ту, на которой собирают Mercedes Sprinter. Схема сотрудничества с западными автопроизводителями давно налажена в России и стала отчасти вынужденным шагом.

К слову, а вы знали, что в Нижнем Новгороде также налажен выпуск Volkswagen Jetta, Skoda Yeti и Skoda Octavia? Впрочем, на этом разговоры о легковушках на автозаводе заканчиваются. Информация о Volga Siber (производство было остановлено семь лет назад), которую якобы собирались реанимировать, не подтверждается.

— В то же время работа с партнерами, в частности с Volkswagen и General Motors, многому нас научила, — Андрей Кузнецов возвращается к обсуждению подробностей разработки «ГАЗель Next». — Например, лакокрасочное покрытие у нас теперь ничуть не хуже.

При выпуске нового поколения российского микроавтобуса особая роль отводилась обратной связи. Что стало важным: потребителя научились слышать и слушать еще на стадии проектирования автомобиля.

Например, владельцы старых «Газелей» постоянно жаловались на неудобство и дискомфорт во время длительных поездок. Теперь устанавливают кресла с пятью степенями регулировки и поясничным подпором.

Заметно, что салону уделили много внимания. В «Некстах» предусмотрены подлокотники, подогрев сидений, электростеклоподъемники, подогрев зеркал, более удобный рычаг КПП (вместо прежней «кочерги»), USB-порты.

— Особый расчет делался при разработке мест и сидений для пассажиров — угол наклона спинки, пространство для ног, даже обивка, — уверяет Андрей Кузнецов. — Большая работа велась при разработке дизайна. Обращали внимание также на повышение ходовых качеств, ресурса, функциональности.

Прямо посередине цеха замечаем помещение с табличкой «Комната аудита готового автомобиля». Это своеобразный критический центр предприятия. Задача сотрудников автозавода, работающих тут, стать придирчивыми клиентами, которые изучают продукцию с точки зрения потребительских свойств. Каждый день проходят совещания, обсуждения, иногда вносятся изменения.

Сейчас на предприятии многого ожидают от микроавтобуса на базе Next. Считают, что он может вновь стать популярным среди водителей маршруток: «Автомобиль такой же простой и надежный, как предыдущее поколение, но теперь еще более комфортный и современный».

На основе платформы «Некст» планируется выпуск целой серии моделей и модификаций: микроавтобусы, городские автобусы, среднетоннажные грузовики, легкие самосвалы и, возможно, даже пикапы.


В конце визита с нами поделились сокровенным: «В планах создать замкнутый модельный ряд. Чтобы каждый клиент мог найти подходящую машину „Группы ГАЗ“: от небольшого городского автомобиля грузоподъемностью 800 кг до тяжелого „Урала“».

Благодарим автоцентр «Хёндэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль,
а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки

Купить автомобиль на «Автобарахолке»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Без комментариев