18 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Реальная Россия. Впечатления после пробега в 4 с половиной тысячи километров по дорогам РФ

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Во время большой командировки по России мы отошли от привычных маршрутов белорусов, нарочно объехав Москву, Санкт-Петербург и Смоленск. Так сказать, посмотрели на «замкадную», настоящую страну без прикрас и хипстерского лоска. Поверьте, нам есть что рассказать: за плечами 4,6 тысячи километров, местами очень сложные маршруты, загадки по ПДД и спидкамы. В первой большой публикации делимся впечатлениями о состоянии трасс, камерах скорости, «обочечниках» и парке автомобилей в регионах.

Местами подвеска пахала как проклятая

Честно говоря, перед поездкой нас беспокоило не столько состояние проезжей части в России, сколько организация движения. Ведь федеральные трассы в основном находятся в нормальном и даже отличном состоянии. Это знают те, кто периодически ездит по Е30 (на территории Беларуси — М1).

Наш маршрут проходил как раз через эту дорогу. Затем мы взяли курс на Владимир и Нижний Новгород, в которых сохранился пласт истории и характерная архитектура.

Владимир

Потом сделали крюк через Киров и попали в Йошкар-Олу, в центре которой есть свой Кремль, Спасская башня с мини-копией курантов, бельгийский квартал и пр. Впечатления, конечно, необычные, и с ними мы поделимся в отдельной публикации.

Затем была Казань, удивившая нас, как ни странно, своей европейскостью. Заехали в город одного автомобиля — Тольятти, где, по некоторым оценкам, 4 из 5 легковых машин — марки Lada.

В конце поездки заглянули на турбазу близ Сызрани. А там — шикарная рыбалка на Волге, котлеты из щуки и восхитительные виды на реку.

Вернемся, впрочем, к дорогам. Большая часть пути пролегала через трассы областного и районного значения, но и там не было критической ситуации. Если вкратце: асфальт ровный, можно смело ехать в российские регионы не на внедорожнике, но встречаются разбитые участки. Такие же отрезки можно увидеть и в Беларуси.

Наиболее гнетущее впечатление оставили дороги в Кировской области — местами покрытие ниже среднего, подвеске Hyundai Accent пришлось работать как проклятой (благо она адаптирована под российские реалии). Особый антураж создавали заросли борщевика высотой в человеческий рост и одинокие тени-пешеходы, бредущие неведомо куда.

Не всегда было достаточно дорожной информации. Например, знак «Опасный поворот» имеется, а «Направление поворота» — нет, и определить, насколько закругление опасное, сложно. Такое часто встречается в той же Кировской области.

Местные таксисты, с которыми мы поговорили, рассказали байку, мол, менеджер одной из крупных компаний решил дорожный вопрос радикально. Построил себе две вертолетные площадки — дома и на работе — добирается на службу с комфортом и быстро: по воздуху.

А в том, что ехать на автомобиле иногда рискованно для подвески, мы убедились сами. В Кирове на улице Комсомольской, выводившей прямо к железнодорожному вокзалу, покрытие было таким, что пришлось двигаться 3—5 км/ч и даже выезжать на встречную полосу и обочину, дабы не попасть в яму. И заметим, это центр города!

Сейчас область переживает не лучшие времена. Недавно регион потряс крупный коррупционный скандал (год назад был задержан теперь уже бывший губернатор Никита Белых). На смену пришел новый глава, который обещает построить энное число километров дорог — во всяком случае, такие заверения размещены на билбордах. Горожане опять принялись усердно верить с известной долей скептицизма...

На многих участках трассы Е30 ведется ремонт. Реверсивное движение организовано с помощью дорожных рабочих, которые останавливают поток. Хотя, например, в Польше в таком случае обычно устанавливают временные светофоры.

Самое жесткое столкновение с дорожной реальностью России произошло по пути в Йошкар-Олу. Стык на мосту заметили заранее и даже успели среагировать, снизив скорость до 30—40 км/ч (хорошо, сзади никого не было). Это все равно не предотвратило удар. На первой же заправке остановились. Надо отдать должное — подвеска выдержала, шины оказались не повреждены.

Еще одно приключение ждало в Сызрани. Мы промахнулись мимо нужного поворота, который должен был вывести к причалу катеров. Когда бетонка закончилась, спросили дорогу у местных жителей. Те либо поиздевались, либо сами не знали, потому что уверенно махнули в сторону песчанки: вам туда! Улица шла параллельно реке — можно сказать, первая береговая линия. А ощущение — будто оказались в промзоне, на задворках. Ямы были такими, что пришлось полностью останавливать автомобиль, выходить и оценивать ситуацию снаружи. Двухкилометровая дорога заняла полчаса.

Это, пожалуй, все по поводу дорожного покрытия. Подчеркнем, что все не так плохо. Хотя многие белорусы опасаются ехать дальше московской кольцевой дороги. За все время встретили лишь пару автомобилей с нашей регистрацией — несколько фур и одну Infiniti в Казани.

Эту фуру с номерами Могилевской области встретили в Марий Эл. Водитель, вероятно, не сразу понял, почему и кто ему машет рукой из окна легковушки

Периодически по старой привычке упирались в очередь из поворачивающих налево

Знаете, иногда стоит выехать за пределы страны, дабы увидеть разницу. Несмотря на то что мы постоянно критикуем организацию дорожного движения в Беларуси, нужно признать — у нас все-таки сделано многое.

Возле входа в нижегородский Кремль

А в России мы периодически испытывали неприятное чувство дежа-вю, упираясь в очередь из поворачивающих налево (карманы на многих перекрестках не выделены) или сталкиваясь с полным отсутствием разметки (как, например, в Нижнем Новгороде, где сейчас массово ремонтируют дороги перед чемпионатом мира по футболу).

Если придираться, то можно вспомнить покосившиеся столбы линии электропередачи во Владимире, жуткое состояние обочины в Нижнем Новгороде, запутанные перекрестки с неинформативными знаками в Казани. Хотя подобные огрехи можно найти не только на российских дорогах.

Ловушки по ПДД, искусственно выставленные на некоторых участках, заслуживают отдельного упоминания. В Московской области несколько раз попадали в такую ситуацию: знак «Конец зоны запрещения обгона» как бы провоцирует на маневр — ну все, можно, дерзай. А через сотню-другую метров — или пешеходный переход, или обозначенный перекресток. Попробуй совершить на коротеньком участке сложный маневр при опережении фуры — вряд ли получится, а там вас уже ждет патруль.

Еще из путевых наблюдений. В Нижегородской области знаки ограничения скорости иногда размещают на остановочных пунктах. На наш взгляд, решение весьма спорное. Во-первых, водителям непривычно, во-вторых, такой знак могут загородить пассажиры, ожидающие общественный транспорт.

Когда мы находились в командировке, пришла новость, что в Подмосковье кто-то массово стал красть муляжи автомобилей ГИБДД. Не так давно в России начали монтировать в «картонку» светодиоды, имитирующие спецсигналы. Признаться, в первый раз попались на этот фокус возле Нижнего Новгорода, решив, что впереди что-то случилось. Но потом уже не попадались. Российские водители тоже быстро привыкли к «фейку» и не реагируют на «картонные и резные» спецавтомобили.

Камер скорости больше, чем полицейских

А вот что бросается в глаза, так это огромное количество камер, фиксирующих разные нарушения ПДД: превышение скорости, выезд на обочину, нарушение правил обгона и др. Они расположены как на федеральных трассах, так и на областных, районных дорогах, улицах городов.

О контроле предупреждают не так, как в Беларуси, — обычно с помощью таблички под знаком ограничения скорости. Причем знак один, а спидкамов может быть много.

Встречаются временные датчики контроля скорости. Рядом обязательно дежурит автомобиль — практика такая же, как у нас.

Ходят байки, мол, в России теперь не проводится ручной контроль скорости. Враки! Не единожды замечали инспекторов ГИБДД с «фенами» в разных регионах страны.

Выставленные ограничения скорости, конечно, не могут не умилять. Лишь на подъезде к Москве на трассе М1 режим повышен. На остальных дорогах — не более 90 км/ч. Но «не более» вовсе не значит, что вы будете ехать с крейсерской скоростью. Скажем, под Казанью на отличной трассе с новым покрытием, нанесенной разметкой и разделительным ограждением были выставлены знаки «70» и «50». За контролем зорко следили камеры...

Несколько слов о ритме, который на российских трассах постоянно «прыгает». Как ни странно, больше всего неудобств доставляли вовсе не фуры, которые, как правило, движутся около 90 км/ч, а УАЗики, вероятно, «спешащие» по делам государственной важности. Часто они собирали очередь, которая никак не могла ускориться из-за запретов и наличия встречки.

«Обочечников» ждут патрули ГИБДД и столбики

Конечно, мы прекрасно понимали, что едем не в Германию, где действия участников дорожного движения предсказуемые и потому безопасные. В России, где каждый сам за себя, — сверхконцентрация за рулем, стекла протерты, фары всегда включены и стараешься предугадать резкие действия окружающих, как то подрезания, выезды на встречку и прочее. В основном это делать удавалось.

Самая же опасная ситуация за все время произошла на московской кольцевой дороге, когда водитель Nissan Teana решил поиграть в шашечки прямо перед капотом нашего Accent. Если бы не своевременный окрик фотокорреспондента, то произошло бы столкновение, которое удалось предотвратить лишь резким торможением.

В остальном все привычно. Обочину некоторые российские водители считают полноценной полосой для движения. В условиях заторов они не смущаясь выезжают туда (так же, как в ряд для общественного транспорта). В результате поднимаются столбы пыли, которые влияют на видимость дорожной ситуации.

С «обочечниками» в Подмосковье, где наиболее острая ситуация с такого рода нарушениями, борются конструктивными мерами — ставят столбики. Помогает, но не всегда — иногда их сбивают. На некоторых участках можно увидеть патруль ГИБДД, который поджидает такого торопыгу.

А еще в России на крыше легковушек привыкли возить габаритные грузы, причем часто заметно, что это не дачный вариант перевозок, а довольно длительный вояж, возможно, связанный со сменой места жительства.

За все время мы видели последствия нескольких столкновений. Надо сказать, если в России машины бьются, то всерьез — автомобили оказываются за пределами проезжей части, получают травмы люди. Аварийность остается одной из главных проблем дорог РФ.

«Не проезжайте мимо: грибы, матрасы, матрешки в ассортименте»

Торговля вдоль дорог ведется бойко. Продают всякое разное: мед, рыбу, ягоды, грибы, икру, флаги ВДВ, надувные матрасы, веники, матрешки и прочее-прочее.

В одной из деревень Рязанской области не могли не обратить внимание на целое скопление придорожных кафе. Названия нам показались оригинальными, и мы даже предположили, что есть некий местный маркетолог, придумывающий имена для брендов.

Время от времени встречались непривычные для уха белорусов названия населенных пунктов. Об этимологии догадаться несложно: одни названы немудрено — по фамилии помещиков, другие метко передают нравы и быт обитавших тогда местных жителей.

Когда едешь по Польше или Венгрии, то постоянно приходится снижать скорость в населенных пунктах. В России все наоборот — чем дальше от Москвы, тем меньше деревень и городов. Зато леса, леса... Кстати, многие поля не засеяны, что тоже бросилось в глаза. Поэтому когда увидели возле Тольятти несколько десятков гектаров подсолнечника, не могли не остановиться, чтобы сделать пару кадров. А природа, конечно, шикарная. Этого у России не отнять...

Автопарк все больше имеет азиатский акцент

Автопарк в России очень сильно разнится. Если в Москве или Питере ездят в основном такие же автомобили, как в Минске, то в регионах трафик все больше имеет азиатский акцент.

Среди Lada, которых большинство, мелькают Lifan, Great Wall, Datsun, Chery, Geely, Zotye. Признаться, мы даже отвыкли от старых добрых Volkswagen Passat, Opel Zafira и Peugeot 406.

Несколько отличается грузовой трафик. На российских дорогах часто встречаются американские «капотники», которые в Европе не увидишь (в ЕС они не проходят из-за большой колесной базы). Дальнобойщики говорят, что это целый офис на колесах — там тебе и двухуровневая кровать, и даже стол поставить есть где.

Как показал себя командировочный автомобиль?

Несколько слов про автомобиль, который был предоставлен для длительной командировки. Это Hyundai Accent с бензиновым двигателем объемом 1,6 литра и 6-ступенчатой механикой. «Бюджетник» российской сборки вполне может стать хитом в Беларуси. Ранее мы публиковали подробный тест-драйв. А сейчас кратко поделимся впечатлениями о том, как машина вела себя во время длительной поездки.

Сразу предупреждаем, чудес от двигателя ожидать не стоит: переход на пониженную передачу (например, при обгоне) не приведет к стремительному рывку. Все-таки 123 л. с., и на большее рассчитывать не надо. В то же время отметим широкий диапазон шестой передачи. Компьютер советует переходить на нее уже при 75—80 км/ч.

Расход при экономичном режиме на трассе составлял 6,2 литра топлива (рекомендуется заправлять АИ-92). В городе и при вынужденных ускорениях вне населенных пунктов он достигал 7,5 литра.

Подвеска по-хорошему удивила. На ее долю за время командировки пришлось не так уж мало испытаний. После поездки специалисты автоцентра провели полную диагностику — никаких проблем выявлено не было.

В некоторые дни нам приходилось проезжать около 1000 километров. Столь длительные перегоны сами по себе утомительные. Автомобиль старался сглаживать дискомфорт. На сиденья пожаловаться не можем. Когда температура воздуха за бортом превышала +30 градусов по Цельсию, спасал кондиционер.

Очень здорово, что при повороте автоматически включается соответствующая противотуманная фара. Удобно, да и безопасность повышается.


Россия в интернете существенно отличается от той, что увидели мы. Эта страна такая же неоднозначная, как вся ее история. И хотя между субъектами федерации нет границ, жизнь там очень разная: где-то возводят «пряничные» кварталы по подобию лучших архитектурных памятников, а где-то дороги напоминают швейцарский сыр. В одних регионах решают, какой смузи выпить на ланч, а в других — сколько веников продать на трассе, чтобы прокормить семью. Впечатления очень смешанные — обещаем поделиться ими в ближайших публикациях.

Благодарим автоцентр «Хёндэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль

Прокат туристического снаряжения в разделе «Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by