Те, кто проходит техосмотр дважды в год (например, таксисты), вынуждены оплачивать по сути двойную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — так называемый «дорожный сбор» или «госпошлину на авто». О проблеме неоднократно говорили, однако четыре года ответ был единым: взимание пошлины не противоречит законам страны. На днях обнародовано письмо из Минфина, которое дает понять: возможно, в вопросе грядут изменения.
Проблемы, помимо основной — нежелания платить, — две. Во-первых, существует группа автовладельцев, которая вынуждена платить госпошлину дважды в год, каждый раз при прохождении техосмотра. Чиновники говорили, что водители платят не за машину (принцип привязки налога к ТС), а за юридически значимое действие за предоставление определенных прав (например, за право ездить по дорогам). «Обязательность взимания госпошлины обусловлена каждым фактом выдачи разрешения, что выдается по результатам прохождения гостехосмотра, независимо от срока его действия», — аргументировали ранее в Минфине. Однако этот принцип не имеет действия «в обратную сторону». Те автовладельцы, которые могут проходить техосмотр раз в два года (для новых машин), обязаны сразу заплатить пошлину в двукратном размере.
Вторая проблема — уплаченный предыдущим владельцем налог не фиксируется на год, так же как и техосмотр. Таким образом, тот, кто покупает или переоформляет машину, платит снова за уже оплаченные вещи (принцип привязки налога к владельцу). Взимание пошлины не противоречит законам страны, что очевидно. Оно противоречит законам логики. Ведь техсостояние машины и износ асфальта не зависят напрямую от смены владельцев.
Этим летом автомобилисты вновь вспомнили о недочетах в законе и, назвав их дискриминацией, стали ставить подписи под петицией об установлении единой для всех госпошлины. Составители обращения посчитали, что это несправедливо, противоречит Налоговому кодексу, гарантирующему принцип всеобщности и равенства. В том же документе говорится: «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами президента». Подписавшиеся под петицией просят установить единый размер пошлины независимо от частоты прохождения ТО; установить периодичность уплаты пошлины согласно календарным периодам, а не согласно периодам поведения гостехосмотра; предусмотреть периодичность и срок уплаты пошлин в Налоговом кодексе.
Из Министерства по налогам и сборам в ответ на петицию ответили уже знакомой нам фразой: госпошлина уплачивается не за ТС, а за юридически значимое действие, то есть за каждый факт выдачи разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении. Но позже пришел ответ из Минфина. В нем говорится, что как раз сейчас в стране прорабатываются вопросы совершенствования механизма взимания налога на авто. Возможно, в ближайшее время законодательство в этой области претерпит изменения. Надеемся, в лучшую сторону.