Волшебный перекресток. Как «очевидное» ДТП превратилось в ребус без виноватых

09 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Рудь

Волшебный перекресток. Как «очевидное» ДТП превратилось в ребус без виноватых

Автор: Андрей Рудь

Скоро будет год, как минчанин Федор Громак попал в загадочную аварию на перекрестке в Мозыре. Тогда никто не пострадал, но видео этого столкновения привело к расколу среди автомобилистов. Половина сразу решила, что расклад очевиден. Другая половина тоже решила, что все понятно, — но в другую сторону. Виновного в этом «очевидном» ДТП не могут назначить до сих пор. Сам Федор успел лишиться водительского удостоверения, отвоевать его обратно, получить штраф, добиться его отмены. Теперь пытается получить страховку за разбитый Mercedes — но для этого нужен виновный… Смотрите сами.

Всем зеленый

11 декабря прошлого года Громак двигался по улице Строителей в Мозыре. На пересечении с улицей Рыжкова остановился на красный свет. Когда загорелся желтый — поехал. К моменту включения зеленого сигнала до злополучного пересечения маршрутов было метров 25. Через 5 секунд после старта Mercedes ударил в бок Mazda, которая двигалась наперерез по улице Рыжкова. Откуда она взялась на перекрестке, когда Громаку горел зеленый, — загадка. Тем более что второй водитель тоже говорит: выехал на зеленый.

Происшествие «неучетное», как говорят в ГАИ, физических травм никто не получил, только нравственные. Для Федора все выглядело однозначно, но он лицо заинтересованное. Как и второй участник. Только видеорегистратору все равно, он железный.

Местные говорят, что тут бьются постоянно: «То ли светофор неправильно настроен, то ли сам по себе перекресток такой волшебный — но чуть ли не половина всех мозырских ДТП происходит именно на нем». Такое вот геопатогенное место.

И все же диалектический материализм учит нас, что в любой аварии должен быть как минимум один виновный (ну ладно, если речь не идет про обстоятельства непреодолимой силы). Или это неправильная авария.

«Недоволен — получи по максимуму»

— Сразу появилось ощущение, что меня же сделают виноватым, — минчанин (который сам родом из Мозырского района) верит, что прав, и намерен отстаивать свою правоту даже в убыток себе. — Наверное, с кем-то такое бы прошло — повозмущался бы человек да и плюнул, смирился. Но я не буду.

В ПДД есть пункт 107, «Проезд перекрестков»: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления». Разумеется, его и применили. Федор Громак был признан виновным в нарушении.

— Думаю, если бы я тогда согласился с этой формулировкой, то отделался бы штрафом. А так, раз недоволен — на тебе по максимуму.

Что было бы, «если бы» — теперь никто не узнает, мы гадать не будем. А в реальности Громака постановили лишить водительского удостоверения на шесть месяцев.

— Это даже несмотря на то, что автомобиль мне необходим для работы! — минчанин озадачен строгостью наказания. — Конечно, мы с адвокатом подали жалобу в суд, причем попросили, чтобы дело рассматривалось в Минске. Приходит ответ: процесс будет в Калинковичах.

Эта мелочь выглядит необычно. Ладно отказали с Минском, но откуда вдруг взялись Калинковичи? Почему не Мозырь? Федору никто не объяснил. Опять остается предполагать:

— Наверное, на то есть причины — чтобы дело рассматривалось не по месту жительства второго участника ДТП...

(Внятного ответа на эти вопросы не удалось получить и нам. Впрочем, не только на эти.)

Впоследствии Федор начертил собственную схему этой аварии, отснял перекресток с разных точек.

Также молодой человек обратился к специализированной фирме за автотехническим исследованием по этому ДТП. Ее специалист пришел к выводу: Mazda выехала на перекресток на запрещающий сигнал светофора. (Тут вспомним унылую геометрию из автошколы: граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка, начала закруглений проезжих частей.)

Впрочем, частная фирма — не ГАИ. Какой смысл в таком заключении?

— Для меня опасность возникла только в момент появления передней части Mazda из-за задней части черного автомобиля, поворачивавшего направо. То есть технически я не мог предотвратить столкновение, — объясняет Громак.

Первый суд состоялся в марте. Он отменил постановление ГАИ и отправил дело на новое рассмотрение.

Новое разбирательство к принципиальным изменениям не привело. Госавтоинспекция стояла на своем, ссылаясь на видео: Mercedes начал движение на запрещающий сигнал, что и привело к аварии. Претензий ко второму автомобилисту не возникло.

Но на этот раз наказание смягчилось: штраф в 15 базовых величин. Такой вариант не устроил принципиального водителя. Снова последовала жалоба в суд, снова дело почему-то оказалось в Калинковичах.

Представитель ГАИ в суде настаивал: заключение специалиста, которое предоставил Громак (о том, что Mazda поехала на запрещающий сигнал), не может считаться доказательством. Судья решил иначе: отменить наказание в связи с отсутствием состава правонарушения.

Ищите крайнего

— После этого решения я подумал — ну все, кончились мучения, — рассказывает Федор. — Сразу после столкновения машину осмотрели, повреждения были зафиксированы. Получается, оставалось пойти за страховкой.

Так молодой человек и сделал. Ответ страховой компании теперь перечитывает так и эдак: «Вред возмещается, если причинен владельцем ТС, у которого возникла гражданская ответственность по возмещению данного вреда».

По-русски говоря, нужен виновник ДТП. Раньше каким-никаким виновником считался сам Федор. Теперь вообще никого не осталось.

Автомобилист пока решает, плакать или смеяться:

— Восемь месяцев потребовалось, чтобы при наличии очевидной записи регистратора доказать, что я не виновен. Интересно, сколько потребуется, чтобы получить страховое возмещение. Скажем так, я только денег потратил на это дело, наверное, раза в два больше, чем получу по страховке, если удастся ее добиться. Это не считая нервов и времени. Тут уже дело принципа. Наверное, когда докажу свою правоту, подумаю о компенсации.

Логика подсказывает, что теперь для получения страховки Громаку предстоит доказать, что его оппонент нарушил правила.

И все же не забываем: Федор — одна из сторон в конфликте. Разбираемся дальше.

Вид из Mazda

С момента той дурацкой встречи на светофоре и Федор Громак, и Сергей Асадчий, который находился за рулем Mazda, уже отремонтировали машины. Если первый сделал это за свои деньги, то второй, как пострадавший, получил страховку (но тут есть интересное обстоятельство, о нем ниже).

— Я начинал движение, когда горел зеленый свет, — вспоминает мозырянин Сергей Асадчий, который тоже прокрутил то видео миллион раз. — Машина передо мной повернула направо, я за ней выехал. Когда я был уже на середине перекрестка, мне горел желтый. И тут же справа он выезжает... Выезжает — слабо сказано, выскакивает! У него коробка передач автоматическая, плюс остановился на светофоре за стоп-линией. Поэтому стартовый путь у него получился намного короче. Если бы не это, я бы мог успеть. Или он там в перегонки с кем-то играл?.. От удара у меня вся стойка боковая ушла, две двери были повреждены, порог.

По словам Сергея Асадчего, в качестве страховки он получил 1200 рублей, тогда как на ремонт потратил почти 1500. Грустно усмехается:

— Вы ж напишите, машину-то я починил, но теперь должен по решению суда вернуть все страховые деньги. Ведь получается, и он уже невиновен, и мою вину не доказали. Никаких протоколов на меня не составляли, к ответственности не привлекали. Вот и выплачиваю обратно Госстраху… Так что мы оба остались ни с чем. Я просто не хочу никуда ничего писать. Думаю, и ему не стоит искать дальше приключений.


В ГАИ Гомельской области сообщили, что окончательное решение по этому ДТП еще не принято, материалы направлены в областной суд. Похоже, история, которая изначально выглядела такой простой и ясной, далека от завершения.

Игры и головоломки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by