11 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Что значит треугольник с красной каймой? Рейд с ГАИ по «хроническим» местам, где не уступают дорогу

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Водители порой забывают дорожные азы — не предоставляют преимущество, когда обязаны. Хотя значение формулировки «уступить дорогу» учат на одном из первых занятий в автошколах. Минская ГАИ решила напомнить, что значит белый треугольник с красной каймой. Во время спецрейда было составлено несколько протоколов: один водитель подрезал троллейбус, другой не уступил дорогу легковушке при выезде со второстепенной.

Ситуации, которые возникают из-за несоблюдения базового правила, бывают очень разными. Где-то в стесненных условиях не перестроишься, если не будешь напористым, а где-то аварийная ситуация, экстренное торможение, ДТП.

И вообще, грань между «уступить дорогу» и «пытался выехать» порой очень тонкая.

— Уступить дорогу — значит не возобновлять движение, снизить скорость вплоть до остановки или не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения, — напоминает формулировку руководитель пресс-службы Минской ГАИ Сергей Зараник. — Во время рейда будет отслеживаться ситуация в нескольких городских точках, где нарушение данного правила неоднократно приводило к ДТП.

«Хотя мог пропустить и не спешить так»

Первое такое место хорошо известно минским водителям. Чтобы попасть с пр. Дзержинского на ул. Р. Люксембург, нужно смотреть в оба. Местный проезд расположен за остановкой общественного транспорта. Возникает дилемма: или становиться за автобусом и троллейбусом и терпеливо ждать, или пытаться проскочить перед ними.

Многие выбирают второй сценарий. Самый опасный момент возникает, конечно, когда общественный транспорт уже стартовал, а водитель автомобиля пытается завершить поворот направо иногда со второй полосы.

— Здесь не раз фиксировались ДТП, когда водитель троллейбуса или автобуса не успевал остановиться, — напоминают сотрудники ГАИ. — Последний случай произошел в конце сентября, когда молодой человек за рулем Renault пытался совершить подобный маневр. Тогда пострадала пассажирка троллейбуса, которая не смогла устоять на ногах.

Некоторое время наблюдаем за ситуацией. Ощущения такие: водители общественного транспорта хорошо информированы об этом нюансе.

Начинают движение о-о-очень спокойно. Скорость, как правило, не превышает 10—15 км/ч. Заметно также, что они отслеживают обстановку в боковое зеркало.

Если бы не благоразумная тактика, а лишь сугубо формальный подход, столкновений здесь случалось бы гораздо больше. Водителям автомобилей дают возможность закончить маневр. Вот, например, троллейбус отъезжает от остановки. Перед ним успевает повернуть Volvo, а следом — Subaru.

С того ракурса, откуда велась съемка, может показаться, что расстояние было небольшим. Наверное, если бы водитель троллейбуса резко начал движение, это могло бы привести к ДТП, но он ехал еле-еле и даже не пришлось снижать скорость.

В нескольких случаях водители автомобилей отказывались от поворота перед общественным транспортом. Это было заметно по их действиям: попытка опередить по второму ряду — замедление — перестроение — поворот...

Водитель белого Renault Logan решил отказаться от маневра и замедлился

Спустя полчаса после контроля за обстановкой в этом месте инспекторы останавливают водителя Hyundai Matrix, который пытался в последний момент повернуть перед троллейбусом 12-го маршрута. По снимкам не понять, но водитель общественного транспорта вынужден был притормозить.

— Знаете, я задумался, пропускать или нет, — рассказывает мужчина. — Но я уже нацелился на поворот. Глянул, вроде успеваю. Но потом посмотрел в зеркало заднего вида — думаю, был не прав...

Есть такое понятие, как инерция действия, когда автомобилисту крайне сложно психологически отказаться от запланированного маневра и он, даже осознавая опасность, продолжает действовать по заранее намеченному плану. Тот самый риск, о котором постоянно говорят.

— В общественном транспорте почти всегда находится много людей, в любом случае — больше, чем в легковом автомобиле, — подключается к разговору Сергей Зараник. — Экстренное торможение чревато падением пассажиров и получением тяжких травм. Это квалифицируется как ДТП, виновником которого может быть признан водитель, подрезавший общественный транспорт.

На самом деле это не какая-то страшилка, а вполне реальное развитие ситуации. Вспомните, как часто разыскивают водителей машин, которые создали аварийную обстановку.

— Вы знаете, что это трактуется как создание аварийной обстановки? Придется явиться на разбор к руководителю ГАИ, — предупреждает инспектор.

— Так что — лишение?

— Либо, либо...

— Вот это приехал. Я начал перестраиваться, а он тронулся. Вроде успеваю, а вроде бы и прямо лучше проехать. Хотя он мог пропустить и не спешить так.

Составляется протокол по части 10 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях (действия, предусмотренные частями 1—9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки). Ее санкции предусматривают штраф от 5 до 20 б. в. (сейчас — от 115 до 460 рублей) с лишением водительских прав сроком до двух лет или без лишения.

Пока шло оформление бумаг, сотрудники ГАИ обратили внимание на маневр водителя Mazda, который решил повернуть направо со второго ряда. Общественного транспорта (да и вообще автомобилей) в той ситуации не было, и инспекторы решают ограничиться предупреждением (проверив по базе информацию об аналогичных нарушениях у молодого человека).

«Просто моего крюка испугался»

Меняем место дислокации. Теперь в центре внимания пересечение 1-го Загородного переулка со съездом с ул. Кальварийской. Не так давно тут изменили организацию дорожного движения. Теперь разметка сама выводит тех, кто едет по главной, в крайнюю правую полосу. А там подчас по привычке выскакивают водители с переулка. Вот вам и конфликт!

По негласной договоренности абсолютное большинство автомобилистов пытаются разъехаться бесконфликтно — одни берут левее (хотя не обязаны), другие — правее.

Благоприятно также сказывается небольшая скорость и возможность повернуть налево с этого проезда (на первое городское кольцо) сразу из двух полос.

Конфликт возникает, если водителю, съезжающему с Кальварийской, нужно направо. Тогда траектория пересекается с автомобилем, движущимся с 1-го Загородного переулка.

Водитель Nissan вынужден был притормозить, чтобы пропустить Ford, выезжавший со второстепенной

— Может быть, водители не замечают знак «Уступить дорогу»? — предположили мы.

Впрочем, он ничем не скрыт, на асфальте имеется соответствующая разметка, да и если водитель не может определить последовательность проезда перекрестка, то, согласно ПДД, должен действовать так, будто находится на второстепенной дороге.

Возможно, автомобилисты действуют по старой привычке, считая, что в эту полосу не могут выехать движущиеся по главной дороге. Но сейчас как раз разметка их туда выводит!

Основные наблюдения такие: большинство водителей, движущихся по главной дороге, не принципиальничают, стараются взять левее. Это позволяет благополучно разъехаться, даже если автомобиль с 1-го Загородного переулка продолжает движение, словно не замечая основное направление.

Наибольшая опасность возникает, если водителям с главной дороги нужно впоследствии поворачивать направо и они держатся правее.

Как раз такой конфликт происходит на глазах сотрудников ГАИ. Автокран выезжал с 1-го Загородного переулка. А водитель Citroen С5 явно планировал держаться правой полосы, но вынужденно взял левее. Вспомните формулировку «не осуществлять маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление».

— Я ж с той полосы ехал, — объясняет через несколько минут водитель автокрана. — А он шуганулся, побоялся моего крюка... Я ж видел, что он едет, думал, не помешаю.

— Помешали и еще напугали, — замечают инспекторы.

— Ну я ж не виноват, что он такой боязливый.

Получается, шофер знал о необходимости уступить дорогу и выставленных знаках. Увы, нередко водители габаритных автомобилей пользуются «конкурентным преимуществом» в дорожном движении. А если управляющий легковушкой технически не может остановиться, что тогда?

Сотрудники ГАИ решают оформить нарушение как несоблюдение требований дорожного знака: «В данной ситуации говорить о создании аварийной обстановки неуместно». В этом случае предусмотрен штраф от 1 до 5 б. в. (сейчас от 23 до 115 рублей).

Дворовая проблема на равнозначных перекрестках

Есть у минских водителей такая привычка: вспоминать о правиле помехи справа не к месту и напрочь забывать, когда им нужно руководствоваться. Часто такие ситуации возникают во дворах, где перекрестки являются равнозначными.

Обычно как бывает? Кто-то считает, что «это же главная дорога, потому что тут все так ездят». А кто-то смиренно пропускает. Хорошо, если так. В обратном случае происходят ДТП, иногда даже с опрокидыванием и пострадавшими.

Равнозначные перекрестки есть во многих дворах. Выбираем квартал на ул. Лынькова, некогда бывший военный городок. Не сказать, что тут часто происходят столкновения, но если случаются, то это парализует все местные проезды.

Служебная машина ГАИ останавливается возле Т-образного перекрестка, где скорее действуют по понятиям, чем по ПДД. В сознании местных автомобилистов уже отложилось, что прямая — главная, а выезд с перпендикулярной дороги — второстепенная, хотя это не так.

В основном тут разъезжаются мирно. Ни гудков клаксона, ни плевков на капот... Возникает интересный вопрос: вмешиваться ли в существующий порядок? Или пусть будет так? А может, узаконить нынешнее положение вещей?

Впрочем, несколько раз водители довольно смело выезжали с аппендикса. Они имели полное право и преимущество. Но движущиеся «по главной» могли не ожидать. На въезде установлен знак «Жилая зона» — стало быть, двигаться можно не более 20 км/ч. Все ли соблюдают?


В ГАИ говорят, что неспроста обратили внимание на давнюю проблему. «Иногда водители забывают о базовых понятиях. В таких ситуациях сомнения должны быть развеяны своевременным напоминанием, до того как случится дорожное происшествие. Необходимость уступать дорогу — одна из основ, которая позволяет регулировать движение. Если пренебрегать этим правилом, то жизнь в городе остановится», — подчеркивает Сергей Зараник.

Электрические краскораспылители в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by