03 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

«Негатива было много». Как проходит деавтомобилизация минского двора

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Проект по мягкому выдворению автомобилей из двора в Серебрянке обретает реальные очертания. Многие считали, что план заглохнет и все останется как прежде — советское наследие в виде допотопных детских площадок, унылый пейзаж жилого квартала, автомобили, частично припаркованные на газоне. Но спустя полгода после общественного обсуждения появились приятные глазу качели, детский городок, скамейка... Таким образом инициаторы изменений, представители Минской урбанистической платформы, хотят показать: двор — это общее пространство и территорией нужно распоряжаться совместно. Тут может быть интересно маленьким детям, подросткам, пожилым людям... Архитекторы выбрали сложный путь переубеждения на конкретных примерах и показывают, какой может быть альтернатива. Вместо парковки на газоне — клумба. Автомобили подальше от дома, а велосипеды — поближе. Спортивная площадка появится там, где сейчас — безжизненное пространство.

«Чего вы пристали к нашему двору?»

Напомним, как все начиналось. Инициативу проявили молодые образованные ребята — представители Минской урбанистической платформы, которые успели поездить по миру и вживую посмотреть на опыт лучших городов. Двор на Малинина, 30, выбрали потому, что нашли поддержку у председателя местного ЖСПК. Солидарная позиция стала эдакой точкой входа.

Жильцам предложили решать судьбу двора в апреле этого года. На столе разложили ватман с планом дома и схемой прилегающей территории. В коробочках — вырезки из бумаги: зеленые квадратики — это газон, серые — асфальт. Есть еще шестигранники, напоминающие пчелиные соты, с подписями-пожеланиями — «весело», «уютно», «тепло», «просматриваемо». Отдельно — «соты», касающиеся активностей: изображения велосипеда, мини-огорода, собаки, магнитофона и др.

Большинство жителей двора с усмешкой посматривали из окон на странную компанию. К обсуждению присоединились активная председатель ЖСПК, несколько пенсионеров и пара подростков. Остальным было словно все равно. Яркие эмоции вызвало лишь желание сделать двор пешеходным.

— В основном негатив исходил от автомобилистов, — признает архитектор Минской урбанистической платформы Надежда Царенок. — Многие напрямую спрашивали: «Чего вы пристали к нашему двору?» А в ЖРЭО на нас поступила коллективная жалоба, заявители требовали узнать, получено ли согласование. Конечно, мы бы просто так не приступали к изменениям! В администрацию района был представлен проект.

Самым ярким эпизодом, по словам урбанистов, стал разговор с двумя девушками, которые категорично заявили, что необходимо оборудовать машино-места возле подъездов, в том числе для них. А иначе они выступят против любых предложений, даже детского городка и качелей!

Что изменилось после выхода первой публикации? Коммунальщики предприняли робкую попытку отодвинуть автомобили с газона: положили бордюры и установили полусферы. Нужно ли говорить, что это оказалось лишь временной мерой.

В минувшие выходные мы снова приехали во двор и застали прежнюю картину — в основном машины паркуются двумя колесами на газоне. Незазорным считается оставлять автомобиль на тротуаре. Но не будем лицемерить — такая же ситуация во многих других микрорайонах Минска. Это, увы, типично для города.

Есть, впрочем, и положительный эффект. Во дворе произошли определенные изменения — возможно, не столь заметные глазу (где-то подштукатурили, где-то подкрасили), но важные для осознания. Выходит, жильцов самих не все устраивает, и они готовы менять окружающую среду.

Водители под шумок решили выбить еще больше машино-мест. Дудки! Попытки урбанистов объяснить, что увеличение парковок не решает проблему, ни к чему, конечно, не привели. Ничего удивительного.

Пока в городе все делается для удобства водителей и на серьезные меры по деавтомобилизации никто не идет.

В то же время число машин растет, удовлетворить спрос на парковки полностью невозможно, поскольку каждый автомобиль требует 3—4 постоянных места (возле дома, работы, магазина, школы, детсада и пр.).

При проектировании альтернативного двора использовался британский опыт

— Пытались объяснить, что неуместно устанавливать качели в метре от парковки. Это так же нелепо, как оборудовать обеденный стол в уборной, — проводит сравнение Надежда Царенок. — Недавно была в Праге, где уровень автомобилизации выше, чем в Минске. Увидели такие же спальные микрорайоны, однако люди нашли разумное решение: внутри квартала пешеходная зона, активности для детей, подростков и взрослых, а машины вынесены за периметр.

Подчеркнем, что в развитых странах это обычная практика. Внутрь жилого квартала в Стокгольме или Копенгагене на автомобиле можно попасть только для того, чтобы загрузить/выгрузить вещи, а потом будь добр во-о-он на ту парковку, которая даже не заасфальтирована (как правило, покрыта слоем щебня — дешево и сердито).

В Великобритании вообще недавно предложили новые стандарты. Проектировщики разработали планы строительства новых домов. Окна спальных комнат в них должны выходить во двор, где нет парковок, а ту сторону дома, которая выходит к дороге, лучше вообще не занимать жилыми помещениями.

За границей автомобили теперь все чаще воспринимают как источник шума и загрязнения. А в стоянке под окном давно никто не видит эстетики.

Вернемся к проекту двора. После обсуждения с жильцами архитекторы Минской урбанистической платформы — Надежда Царенок и Наталья Немкова — приступили к работе: консультировались с экспертами, изучали мировой опыт.

— Очень полезным оказался британский опыт по проектированию жилых пространств, — признаются архитекторы. — Когда стали изучать документы, обнаружили, что до многого додумались сами. Например, есть желание все организовать на одном уровне. И дело не только в безбарьерной среде: когда имеются бордюры (читай: границы), то автомобилисты воспринимают проезжую часть как свою территорию. Убрать линию раздела, и получится общее пространство, когда все находятся в равных условиях и хочешь — не хочешь придется договариваться, а не эгоистично и безоговорочно занимать площадь.

Помимо этого разработчики проекта предлагают выполнить искривление проезжей части для снижения скорости и повышения внимания водителей. Для Беларуси звучит как минимум странно (дорога должна быть прямая, а как иначе!), но на Западе это давно норма, доказавшая эффективность.

Также по задумке на местном проезде организуют разъездные площадки (карманы), которые помогут разминуться двум встречным водителям. Конечно, возникает вопрос, не станут ли там парковаться — очень, знаете ли, удобно...

На это архитекторы замечают, что местным автомобилистам придется договариваться — опять-таки, общее пространство.

Главный принцип: жильцы решают сами

Когда мы приехали во двор на Малинина, 30, там уже были установлены скамейка и качели. На фоне советского наследия деревянные конструкции выглядят заметно выигрышнее. Материалы (из сосны, обработанной антисептиками и маслом) были предоставлены спонсорами. А вот работы по монтажу, как считают архитекторы, должны выполнять сами жильцы.

Откликнулись буквально несколько человек. Над возведением детского городка, например, работали семь мужчин. Двое — профессионалы, сотрудники строительной фирмы (компании-спонсора), остальные — обычные жители микрорайона Серебрянка.

— Я вообще не в этом дворе живу, а в начале Серебрянки, — рассказывает улыбчивый парень по имени Андрей. — Где-то услышал об инициативе. Вызвался помочь. Проявились очень разные характеры: кто-то занимается делом, а кто-то — указывает, что делать. Недавно приходил местный житель, возмущался, что мы занимаемся «ерундой», и настоятельно советовал отремонтировать его подъезд.

Интересный момент: в центре двора возле оживленной тропинки целое лето стоял стенд с проектом изменений. Реально же местные жители заинтересовались им, когда увидели людей с шуруповертами и лопатами. Самым популярным был вопрос, за чей счет банкет? А вот нужна ли помощь, спрашивали немногие.

— Проект был представлен в середине лета. Жильцам предлагалось выбрать один из вариантов, точнее самим скомпоновать набор активностей: «теннисный стол», «качели», «песочница», «скамейка», «детский городок», — рассказывает Надежда Царенок. — Это принцип вовлеченного проектирования, который возник в 1960-е в США.

Работы разделили на четыре этапа. Во время первого, который проходит сейчас, планируют выставить защитные столбики возле тропинок, чтобы автомобили не заграждали путь для пешеходов.

В то же время один метр проезжей части тоже хотят отдать пешеходам: сейчас ее ширина составляет 5,5 м, останется 4,5 м (достаточно для разъезда). Пока тротуар слишком узкий (всего 0,6 м), а когда там еще припаркован автомобиль... «В первую очередь это бьет по наиболее уязвимым участникам дорожного движения — например, пожилым людям, которые передвигаются с тростью и вынуждены выходить на проезжую часть», — замечают волонтеры.

А если вандалы?

Представители урбанистической платформы остерегаются называть точные сроки окончания первого этапа проекта. Предстоит пережить наступление на интересы автомобилистов. Насколько агрессивной будет реакция водителей, предсказать сложно.

— В самом деле, а если столбики выкорчуют? — спрашиваем.

— Поставим снова!

— Так снова выкорчуют...

— А мы опять за свое... Недавно были на семинаре, где ребята из Алматы приводили свой пример: из раза в раз устанавливали скульптуры, которые кто-то крушил. Это длилось неопределенное время. В конце концов хулиганам надоело, пришло осознание, что это кому-то нужно и ломать бессмысленно.

Проект носит название «Альтернативный двор», и архитекторы предлагают автомобилистам варианты: сначала оборудуют временную парковку во дворе на пять машино-мест (столько «заберут» у тех, кто паркуется возле тропинок).

Также в проекте предусмотрено разворотное кольцо, что позволит водителям избежать сложных маневров в тесном пространстве и движения задним ходом по узкому коридору.

Дальше — больше. Во время второго этапа предлагается сократить проезжую часть еще на метр и организовать разъездные площадки. Во дворе оборудуют еще две временные парковки на 18 и 39 мест и организуют стоянку на 63 места вдоль ул. Малинина (то есть по периметру квартала — вспомните датский или шведский опыт), где сейчас безжизненное пространство. Параллельно планируется разметить велодорожку, установить велогараж.

Затем (это уже третья часть работ) из двора хотят убрать все автомобили. Их планируют переместить на ул. Малинина. Будут сделаны велобоксы, в которых поместятся 160 велосипедов.

После этого — на четвертом этапе — полностью ликвидируют проезд, оставив пространство для экстренных служб. Коммунальные автомобили смогут подъехать с другой стороны дома, откуда сейчас забирают отходы.

В финале во дворе появятся городской огород, беседка для пенсионеров, велогараж и другие активности. Архитекторы предлагают обустроить спортивную площадку для детей, место для которой подсказали сами жильцы: сейчас там просто газон и нечего делать.

По словам представителей Минской урбанистической платформы, во время разговоров с жильцами обнаружилась проблема возрастной дискриминации. Обратите внимание: во дворах обычно многое продумано для детей детсадовского и младшего школьного возраста. А что сделано для подростков? В лучшем случае их отправляют на школьный стадион...

— Если тебе 12 лет, то во дворе делать нечего, — делится наблюдениями Надежда Царенок. — Когда проводили опросы, лишь одна семья высказалась за то, чтобы организовать активности для подростков.

Александр, еще один волонтер, который работает над установкой детского городка, буквально излучает позитив: «Я бы в любом случае вышел помочь, но теперь у меня появилось приятное обязательство. Пару месяцев назад родилась внучка, и поэтому отношение к проекту особое. Ведь я делаю для нее тоже. Эдакий подарок дедушки. Да, мнения среди жильцов сейчас разные высказываются. Но меня лично удивило, что подходили 17—18-летние ребята, спрашивали, нужна ли помощь. А кто-то еще на молодежь жалуется...»

Александр, житель двора по Малинина, 30: «Недавно родилась внучка, поэтому отношение к проекту особенное»

Идея вовлеченного проектирования и активного участия самих жильцов в том, чтобы они сами были заинтересованы в результате и сохранности дворовых объектов. Так, среди волонтеров возник вопрос, как бороться с вандалами. Кто-то предложил установить видеокамеры (стоит это сейчас недорого), а стало быть, потребуется хорошее освещение. Вот так инициатива придает импульс развитию квартала.

— Жильцам еще придется преодолеть городские фобии. Например, а что будет, если придут вандалы? Но во дворе возле станции метро «Автозаводская» этого ведь не случилось. Жители, вовлеченные в процесс, сами будут заинтересованы в сохранении и качелей, и скамеек, и детского городка, — объясняют архитекторы.

Примечательной была реакция после первой публикации. Так, к представителям Минской урбанистической платформы обратились жильцы Лошицы, которые недовольны положением вещей, но все их попытки изменить ситуацию к лучшему обернулись ничем: «Мы купили богатые машины, а вокруг грязь, изрытые шинами газоны, неприятно в окно выглянуть». Ребята обещали помочь с консультациями и проектом.


— Чтобы произошли реальные изменения, нужно сфокусировать усилия и быть последовательным, — считают в Минской урбанистической платформе. — Нужно показать, что среда может быть удобной и комфортной. Бытие определяет сознание. Пока же автомобилисты ведут себя как капризные дети: «Хочу газировки и больше сладкого!», не понимая, что это вредно. Сейчас они возмущаются: как это — раньше можно было на газонах парковаться, а теперь нельзя? Мы же хотим показать, как может быть, и, думаем, им это понравится. В Калининграде точно так же расставили столбики, предотвращающие стоянку на газонах и тротуарах. Поначалу это вызвало бурю негодования. Но теперь мнение изменилось, все пришли к выводу, что это было правильным решением. Людям хоть и непопулярным методом, но показали, как лучше.

Садовая мебель в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by