«Как не загнать себя в ловушку». Разбор трех ситуаций в Минске и Гродно

16 829
18 ноября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский

«Как не загнать себя в ловушку». Разбор трех ситуаций в Минске и Гродно

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

С одной стороны, все три ситуации были разными, с другой — их объединял один и тот же фактор: сигналы светофора. В результате водители и пешеходы торопились, и в одном случае это привело к столкновению. Юрий Краснов анализирует ролики и дает рекомендации по поводу пешеходов, которые пересекают дорогу на красный, водителей, срезающих угол при повороте налево и высовывающих нос со второстепенной.

Ситуация №1: светофор красный, а пешеходы идут

На этой неделе на пешеходный переход, расположенный возле спорткомплекса «Олимп», обратили внимание участники форума: не один раз люди начинали пересекать дорогу на запрещающий сигнал светофора. «Если в первом видео парень одумался, то во второй раз родитель с малолетним ребенком так и пошел через дорогу, уставившись в свой мобильный телефон», — сообщает пользователь lisovsky, разместивший видеозапись.

А вскоре появилось предположение, что именно может быть причиной такого поведения пешеходов. Пользователь MitoZ делится следующим наблюдением: «Там светофор для авто может с некоторых позиций перекрывать светофор для пешеходов, и висит он чуток ближе, сам пару раз там чуть не пошел на свой красный и зеленый для авто, работая рядом, часто замечал, что вот так же народ нарушает».

Когда мы выехали на площадь Якуба Коласа, убедились, что светофор действительно может сбивать с толку. Правда, сигналы видны хорошо.

Проблема в другом: светофор для пешеходов размещен в нетипичном месте, и при определенных условиях это может дезориентировать, провоцируя на нарушения.

— Пока наблюдал за ситуацией, увидел двух пешеходов, которые пытались выйти на проезжую часть на красный. Однако, заметив, что для них горит запрещающий сигнал, останавливались, — рассказывает Юрий Краснов.

Дело в том, что пешеходный и транспортный светофоры, во-первых, расположены на одном уровне, что нетипично, а во-вторых, находятся в поле зрения прохожих. В-третьих, схема работы объекта имеет одну особенность: когда для водителей, двигающихся по улице Якуба Коласа, загорается зеленый, для пешеходов еще горит красный. При этом те, кто поворачивает с проспекта Независимости, чтобы потом свернуть направо, могут продолжать движение по зеленой стрелке. Вот вам и конфликт!

— Судя по видео, были сумерки, когда пешеходов и автомобилей уже не так много, — говорит эксперт. — Если на перекрестке остановились машины (для поворота налево) и прохожему не на кого ориентироваться, он может спутать сигналы и начать переходить дорогу. Люди не принимают во внимание, что схема работы светофора отличается и включение зеленого для автомобилей не означает разрешение пересекать проезжую часть для пешеходов.

Примечательно, что с противоположной стороны проблемы нет, поскольку там пешеходный светофор расположен как обычно.

— Что может быть сопутствующим фактором? — рассуждает Юрий Краснов. — Некоторые пешеходы держат в руках мобильник или просто смотрят вниз, то есть внимание отвлечено. А когда загорается зеленый для автомобилей, краем глаза улавливают это и начинают движение. Кто-то сделает пару шагов, кто-то, дойдя до середины, останавливается, не понимая, что случилось.

Вскоре мы получили подтверждение тому, что ошибиться могут многие. В один момент на красный чуть не вышли сразу несколько человек. Заметен был момент сомнения и недоумения.

Потом мы обратили внимание на молодого человека, который явно переминался с ноги на ногу, намереваясь стартануть, и если бы не движущиеся автомобили, то он наверняка вышел бы на проезжую часть.

Эксперт советует пешеходам проверять сигналы светофора, не домысливать (мол, сейчас загорится зеленый) и отслеживать автомобили, даже при пересечении дороги на разрешающий сигнал, а водителям — при подъезде к переходу, перед которым по какой-то причине стоят автомобили, замедляться и быть готовыми тормозить.

Пока мы находились на площади Якуба Коласа, обратили внимание еще на одну проблему: при повороте направо с площади на одноименную улицу водители подрезают друг друга. Несколько раз те, кто двигался по крайней правой полосе, вынуждены были сигналить: их поджимали автомобилисты, ехавшие левее, но попадавшие не в свой ряд.

Ситуация №2: подрезают при развороте

Также Юрий Краснов предлагает рассмотреть ролик, записанный регистратором на перекрестке улиц Янки Купалы и Интернациональной. Парень на скутере пытался развернуться. Ехавший сзади водитель автомобиля Volvo, очевидно, этого не понял и решил срезать.

— Это стандартная ситуация, которая каждый день возникает на разных перекрестках, — замечает эксперт. — Часто в них попадают молодые водители. Нужно иметь в виду, что разворот — это самый медленный маневр, плюс всегда можно нарваться на тех, кто пытается срезать угол.

Наше внимание привлек светофор, который загорелся желтым, а потом красным. Это могло спровоцировать спешку, что всегда повышает риск совершения ошибки.

— Водитель автомобиля так хотел успеть, что даже пересек двойную сплошную линию разметки, — продолжает Юрий Краснов. — Попытка срезать угол часто заводит в ловушку. Слишком много факторов опасности: могут поехать встречные машины, пойти пешеходы, с перпендикулярной улицы кто-то начнет движение…

По мнению эксперта, водитель скутера выполнял маневр не из крайнего левого положения и слишком замешкался, несмотря на все вышесказанное:

— Можно было начать разворот чуть раньше. Многие водители не знают, что в правилах нет требования при этом маневре выезжать на центр перекрестка. Чем быстрее начнете разворачиваться, тем лучше. Конечно, иногда нас ограничивают габариты машины, но не в данном случае. Не оставляйте лазейку для потенциального торопыги, который движется сзади!

Ситуация №3: высовывают переднюю часть, выезжая со второстепенной дороги

Третья заинтересовавшая нас ситуация произошла в Гродно. На этот раз, увы, без столкновения не обошлось. Но вышло все как-то по-дурацки, иначе не скажешь… Ford Mondeo, двигаясь по крайней правой полосе, опередил автора видео. Перед ним со второстепенной дороги пытался выехать Renault Laguna…

— Как, скорее всего, действовал водитель Renault? — предполагает Юрий Краснов. — Начал движение, глядя вправо, а влево посмотрел в последний момент и, заметив приближающийся Ford, остановился, но передняя часть универсала уже находилась в полосе движения Mondeo. А надо было еще раз отследить ситуацию слева, прежде чем нажимать на педаль газа. Видите ли, ситуация на дороге меняется слишком быстро.

Но если с мотивами водителя Renault все ясно, то по поводу действий управлявшего Ford возникает немало вопросов. Вариантов было несколько: например, принять чуть левее, чтобы объехать, перестроиться, затормозить…

— Водитель, который движется по главной дороге, не должен ехать так, словно не видит ничего вокруг, — объясняет эксперт. — Недаром в некоторых странах на знаке «Главная дорога» делают пометку «Осторожнее». Да, в случае ДТП ты будешь прав, но что толку, если произойдет авария? Водитель Ford ехал так, словно хотел в кого-то врезаться… Увидев, что высунулся Renault, он зажег стоп-сигналы. Но он то ли испугался тормозить интенсивнее, то ли не посчитал это нужным.

В результате пустяковая ситуация обернулась столкновением, а Ford выехал на встречную полосу.

— И смотрите, вновь одним из факторов стал светофор. Водитель Mondeo явно видел, что зеленый еще горит, но вот-вот начнет моргать, а ему надо доехать. Потому он торопился — отсюда скорость.

Кстати, что касается любителей при выезде со второстепенной дороги высунуть переднюю часть автомобиля на главную. Часто такие водители добиваются обратного эффекта: движущиеся по крайней правой полосе снижают скорость, чтобы не допустить столкновения, и время выполнения маневра увеличивается.


— Во всех этих ситуациях косвенным фактором были сигналы светофора, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Под их влиянием люди торопились, иногда додумывая ситуацию. В состоянии спешки человек всегда рискует, сам себя загоняет во временную ловушку, оказывается в невыгодном положении. Сложнее всего сказать самому себе: стоп, это опасно, я не пойду на такой маневр. Вот остановился бы водитель Volvo — и скутеристу не пришлось бы класть свое транспортное средство на асфальт. Или двигался бы Ford чуть спокойнее — и успел бы объехать Renault или затормозить. В общем, очередной закон безопасного поведения на дороге гласит: исключайте состояние спешки и домысливания!

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by