28 ноября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Желтый был слишком коротким...» Спецрейд ГАИ по правилам проезда перекрестков

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Пропорционально увеличению в городах числа светофоров растет количество соответствующих нарушений ПДД. Многие на форуме констатируют, что проезд на красный, горящий в течение нескольких секунд, стал привычным делом. Финал таких «проскоков» можно видеть в десятках роликов с автомобильных регистраторов. Сотрудники Минской ГАИ периодически проводят спецрейды по правилам проезда перекрестков. В одном из таких побывали корреспонденты Onliner.by.

— Фактор присутствия спецавтомобиля в поле зрения водителя играет решающую роль, — признают сотрудники спецподразделения Минской ГАИ. — Одно дело, когда движешься за рулем служебной машины. Тогда все едут аккуратно, включают указатели поворотов, останавливаются на желтый. И совсем другое дело, если наблюдаешь за окружающими из окна обычного авто... Все это мы понимаем, видим и стараемся реагировать.

Проезд на запрещающий сигнал светофора — общегородская проблема. По словам инспекторов, в Минске нет перекрестка или регулируемого пешеходного перехода, где нарушают особенно часто.

Однако на некоторых пересечениях это может приводить к критическим последствиям. Речь в первую очередь о больших перекрестках, где расстояние от края до края проезжей части велико и решают доли секунды.

Служебная Skoda выезжает на пр. Независимости, где много таких пересечений. Слова сотрудников ГАИ сразу же подтверждаются. В обычной ситуации многие из соседей по потоку наверняка бы «закончили маневр на розовый», но заметив машину со спецсигналами, явно меняли намерение. Так, некоторые тормозили слишком уж напряженно — с визгом шин, даже задняя часть автомобилей приподнималась от резкой остановки.

Старые новые требования для первого ряда

Правда, сразу инспекторы реагируют на другое нарушение — Nissan Almera выехал на полосу общественного транспорта. С этого ряда можно было повернуть направо, но водитель проехала прямо.

— Я перестроилась правее, когда был разрыв. Разметка же разрешает прямо и направо, — женщина, управлявшая автомобилем, не сразу понимает, в чем дело.

— Не в этом суть, — объясняют сотрудники ГАИ. — На данном отрезке пр. Независимости крайний правый ряд предназначен для движения маршрутных транспортных средств. Водители автомобилей могут ею воспользоваться только для поворота направо. А также для посадки/высадки пассажиров, если это не создаст препятствия для движения общественного транспорта.

— Права получила десять лет назад. Неужели я все новинки должна знать? — возмущается автомобилистка.

Спустя несколько минут после того, как ей напомнили о давности появления пункта 124 ПДД, она все же соглашается с нарушением.

Протокол составляется по части 6 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях («Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения»). Штраф минимальный — 1 б. в. (сейчас — 23 рубля).

Пока шло оформление административного материала, были остановлены еще несколько автомобилей, двигавшихся по крайней правой полосе. Водитель Toyota Corolla призналась, что «просто растерялась». А мужчина, управлявший Audi Q7, сослался на спешку — мол, опаздывает на работу.

— Часть водителей действительно не знает об изменениях, хотя все знаки расставлены, разметка нанесена. Но некоторые нарушают умышленно, — говорят в пресс-службе Минской ГАИ. — Выделяя полосу для маршрутных транспортных средств, город заявил о приоритетах. Экипажи ГАИ ориентированы на поддержание мер, которые способствуют увеличению привлекательности общественного транспорта, а стало быть, снижению заторов.

В свое время эксперты анализировали поведение водителей на этом участке проспекта. Оказалось, что неправомерно выезжают в крайний правый ряд менее 5% автомобилистов. Абсолютное большинство старается соблюдать требования знаков и разметки.

А в Вильнюсе проблему вообще решили радикально. В кабины водителей автобусов и троллейбусов установили регистраторы. В конце смены записи с нарушениями передавали для привлечения к ответственности. Через месяц-другой после выделения полос для общественного транспорта единицы решались нарушить этот пункт ПДД.

Мгновенная карма от ГАИ

Продолжаем движение по пр. Независимости. Реакция такая же — стиль вождения очень меняется, если рядом находится автомобиль ГАИ. Как говорят психологи, наиболее эффективно предотвращает нарушение ПДД присутствие на перекрестке инспектора. В подтверждение этому — число просмотров роликов на YouTube с так называемой «мгновенной кармой от ГАИ».

Тогда инспекторы меняют тактику и занимают позицию так, чтобы хорошо просматривался регулируемый пешеходный переход, а служебный автомобиль был не на виду. Но водителей так просто не проведешь! Судя по их поведению, многие были хорошо осведомлены, кто дежурит в паре-сотне метров. А вот стоит только уехать, как ситуация разительно меняется.

Только спецмашина начала движение, как инспекторы замечают встречный Citroen Evasion, проехавший на запрещающий сигнал. Кажется, водитель не мог далеко уехать, но пока развернулись, минивэн успел минуть несколько перекрестков. Остановили автомобиль лишь на ул. Бровки.

— Куда торопитесь?

— Да вот опаздываем, я чуть-чуть и притопил, — не отрицает нарушение водитель. Выясняется, что машина служебная.

Во время оформления протокола оказывается, что за рулем Citroen — профессиональный водитель, в удостоверении которого открыты все категории. Правда, права он забыл. Сейчас практика такова, что за это следует только предупреждение. А вот за проезд на красный — стандартный штраф в одну «базовую».

— Если попадетесь в течение года за аналогичное нарушение, будет грозить штраф от 2 до 8 б. в., — предупреждают напоследок сотрудники ГАИ.

Конечно, возник вопрос, а насколько соизмерим размер наказания содеянному. Может, стоит говорить о большем штрафе? Ведь нарушение правил проезда перекрестка — одно из основных, что фигурируют в сводках учетных ДТП. В то же время многие вообще не знают, какие санкции предусмотрены за это нарушение. Большинство водителей, например, уверены, что могут и прав лишить. Такое возможно, если будет создана аварийная ситуация или произойдет авария.

Гораздо важнее обеспечить неотвратимость наказания. Судя по числу роликов на форуме, огромное число водителей решают проскочить на «розовый», другие начинают движение на еще не загоревшийся зеленый.

Мотивы могут быть разными. Разумеется, в этот момент никто не думает, что его действия приведут к критичным последствиям.

Чтобы снизить число таких ДТП, во многих городах Западной Европы в принципе убрали желтый. Считается, что это провоцирует водителей на ускорение, а вовсе не предупреждает о смене сигнала. Заметьте, в Беларуси большинство автомобилистов, увидев зеленый мигающий и желтый, не останавливают машину, а давят на педаль газа.

«Не в своей тарелке чувствую»

На пр. Машерова инспекторы вновь включают спецсигналы. Через регулируемый переход, где летом наконец заработали светофоры, проезжает Lada Vesta.

— Понимаете, желтый был слишком коротким, а красный не такой уж красный, — отшучивается водитель.

Белую Lada Vesta остановят через минуту

Один из сотрудников ГАИ замечает, что в салоне ребенок, которого перевозят не в детском автокресле. За последнее нарушение выписывают предупреждение, за проезд на запрещающий сигнал светофора — 1 б. в.

Еще одно аналогичное нарушение инспекторы фиксируют на перекрестке Машерова — Кропоткина. Автомобиль Opel Astra, который поворачивал налево, пересек стоп-линию на подсвеченную красным кружочком дополнительную секцию. Как говорится, без вариантов.

— Стараюсь никогда не нарушать, а тут еще подумал, что вот же красный, нельзя, но почему-то поехал. Не в своей тарелке чувствую. И ведь не скажешь, что придрались, — сетует мужчина, которому выписывают стандартный штраф (судя по базе, за внушительный водительский стаж он привлекался всего пару раз, да и то не по самым серьезным нарушениям).

Именно таких водителей, которые пробуют систему на прочность, нужно останавливать в первую очередь, считают эксперты. Большинство — обычные автолюбители, которые, почувствовав слабину, могут изменить безопасному стилю вождения. А со злостными нарушителями разговор отдельный — их штрафы не пугают, нужны иные меры воздействия.

Тем временем спецсигналы автомобиля ГАИ включаются на ул. Бобруйской. Водитель Ford Galaxy несмело проезжает на красный. Объясняет, что искал улицу Берсона, но заплутал, сделал три круга и растерялся. Мужчина в самом деле выглядит озадаченным, хотя нарушение признает.


Несколько лет назад в Минске проводился эксперимент, целью которого было опробовать систему автоматической фиксации нарушений при проезде перекрестков. Внедрение такой технологии вполне реально, и это обеспечит неотвратимость наказания, хотя избежать недовольства некоторых автомобилистов вряд ли удастся.

Контактные линзы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!