18 декабря 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Список доступа. Как контролеры парковок защищают дворы в центре Минска

Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Целую технологию разработали для защиты дворов, ставших Меккой для тех, кто не хочет оплачивать парковку в центре Минска. Фактически выдавить «лишние» машины удалось с помощью красных квитков, точнее посредством проведения системного контроля. Опыт по защите дворов, расположенных вблизи платных парковок, планируется масштабировать. Как реализована схема в квартале возле железнодорожного вокзала, читайте в репортаже Onliner.by.

Запрещающий знак стал действовать

Иногда создается ощущение, что белый круг с красной каймой означает запрет лишь в теории. В реальности на знак 3.2 «Движение запрещено» мало кто обращает внимание. Особенно когда очень-очень нужно (как иначе?) припарковаться, а кругом — только платные стоянки.

В результате дворы становятся проходными, в смысле — проездными. Жильцы востребованных кварталов ругаются с чужаками, жалуются в ГАИ, Мингорисполком... А толку? Никто системно защитой этой территории не занимается. Напрашивается набившая оскомину фраза про «спасение утопающих». Но...

Первым двором, который попал под проект (назовем его условно «Защита»), стал квартал на ул. Мулявина, расположенный между филармонией и ЦУМом. Это место большого притяжения, и оно всегда был забито под завязку машинами. А когда парковка на соседних улицах стала платной, туда устремились автомобили со всей округи. Оператор системы сформулировал задачу — предпринять контрмеры и защитить интересы жильцов.

— На собраниях активисты предлагали установить на въездах во двор шлагбаумы, — вспоминает Александр Николайчик, представитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС), которая выступает оператором парковочной системы. — Почему-то считается, мол, если заплатить деньги, то это решит все проблемы. Тогда мы стали убеждать: зачем вам тратиться, давайте попробуем для начала другими методами.

Подготовительная работа заняла несколько месяцев. Была изменена схема проезда, установлены информационные щиты. Эксперты узнали общественное мнение, разработали паспорта парковки, планы согласовали с коммунальными службами и администрацией района. Главным показателем платных парковок в квартале стали не собранные деньги, а повышение доступности, безопасность, минимизация нарушений ПДД и экологических потерь на улице и прилегающих дворах.

Система защиты двора, предложенная экспертами, основана на выявлении «своих» и «чужих» машин, а также системном контроле процесса парковки в наиболее востребованное время. Жильцов попросили указать данные об автомобилях: их номера и статус владельцев (жилец, гость и пр.).

Информацию внесли в базу, а во время контроля оплаты на уличных стоянках ул. Гикало стали проверять, кто паркуется во дворе на ул. Мулявина. Таким образом стала формироваться особая парковочная зона.

Если регистрационный номер в списке, то никаких претензий. В обратном случае оставляется красный квиток с предупреждением о том, что нарушены правила остановки и стоянки.

Как говорят представители оператора парковочной системы, речь идет именно о нарушении ПДД. Получается, въехав под знак 3.2 «Движение запрещено», водитель пренебрег его требованиями. Да, в правилах есть ряд оговорок: табу не распространяется на автомобили коммунальщиков, граждан, работающих или живущих в этой зоне, и так далее.

— Если прибыл сотрудник службы доставки, который привез продукты, или приехал сантехник, то они вправе оставить машину, — замечают специалисты. — Обычно, заметив контролера парковки (его можно опознать по яркому жилету), представители обслуживающих организаций предупреждают его о цели визита и никаких конфликтов не возникает.

А вот те, кто не имел права парковаться, получают красную карточку.

— Многие, обнаружив красный листок под дворниками, звонят на горячую линию или присылают письма, — рассказывают в БАЭС. — Поначалу говорят раздраженно, пытаются оправдаться. Мы объясняем, что принимаем во внимание человеческий фактор (не заметил, случайно вышло, не хотел и пр.) и не собираемся на первый раз передавать данные в ГАИ. Но просим на будущее быть внимательнее. А вот если речь о системном и умышленном нарушении, тогда информация все-таки будет отправлена в ГАИ.

По словам экспертов, при разработке проекта важнейшей задачей было определить емкость двора и сопоставить с числом заявленных автомобилей. Как правило, в заветный список включали по 3—4 машины. Но были те, кто записывал с запасом, на всякий случай — транспортные средства дальних родственников, знакомых и пр. Пришлось связываться и объяснять, зачем нужна система и как она работает.

— В итоге людей удалось убедить в целесообразности вносить реальные данные, — замечают эксперты. — Откорректированный список предполагал, что места хватит всем автомобилям жильцов.

Еще один существенный факт: были детально изучены объекты вокруг и то, кто регулярно паркуется поблизости. Например, для родителей, привозящих детей в садик, выделили пять мест, где они могут оставлять машину утром и вечером бесплатно.

Для Беларуси необычность системы в том, что она дает право на ошибку и не наказывает за случайное или единичное нарушение. При этом позволяет предупредить массовую парковку тех, кто просто не хочет платить.

Первый эффект, по словам экспертов, стал ощутим через месяц-два. Сейчас даже в будний день во дворе на бульваре Мулявина есть свободные машино-места. Уже не паркуются на тротуарах и газонах. Хотя еще недавно здесь было ни пройти, ни проехать.

Не сказать, что во двор не заезжают случайные автомобили. Однако с высокой долей вероятности при длительной парковке они получат на лобовое стекло красный квиток.

«Мы тоже хотим»

— Увидев, что парковочная система работает, жильцы соседних кварталов стали писать обращения с просьбой внедрить такие же порядки и в их дворах, — рассказывают в БАЭС.

Переходим в еще один двор (через дорогу), где частично внедрена система защиты и очень хорошо заметна граница. Вроде бы территория одна и та же, но в одной части все цивильно, на некоторых автомобилях — красные предупреждения, а в другой — привычная картина, парковка на тротуарах и газонах...

Аналогичная система на прошлой неделе заработала в проблемном дворе по ул. Ленинградской, рядом с железнодорожным вокзалом. Сейчас там пытаются наладить более-менее строгий контроль, набирают на работу инспекторов парковки (прислать резюме можно на адрес parkoukis@parkouka.by). Произошел предсказуемый отток автомобилей внутрь кварталов. В каком-то смысле эта территория нуждалась даже в большей защите, чем двор на бульваре Мулявина.

— Все осложнялось тем, что здесь много арендаторов — офисы, магазины, объекты общепита, — говорит Александр Николайчик. — Когда изучали ситуацию и попросили прислать заявки на включение автомобилей в список доступа, некоторые заявили по 12—18 машин (и это только одна организация!). Разумеется, двор не смог бы вместить столько транспортных средств.

Тогда эксперты придумали выход. Они предложили крупным арендаторам (в частности, ресторанам быстрого питания) выбрать три-четыре автомобиля, которым нужны постоянные места. А если требуется припарковаться другим, то забронировать время на сайте Parkouka.by и таким образом перераспределить нагрузку. Это позволяет предупредить ситуацию, когда в один момент все захотят заехать в востребованный двор.

Посмотрели, как это работает на практике: контролер парковки планомерно подходит к каждому из автомобилей и проверяет номер по базе. Инспектор демонстрирует планшет — многие в списке доступа.

А вот Hyundai Getz с номерами Минской области проверку не проходит.

— Тогда делаю два снимка — спереди и сзади, — говорит контролер парковки. — Оформляю нарушение и отправляю в систему. Остается выписать предупреждение.

На лобовых стеклах многих машин уже лежат красные квитки.

— А что вы записываете? — к инспектору обращается взволнованная женщина, заехавшая во двор пару минут назад. — Мне буквально на две минуты. Мы подавали заявку в систему...

До того как раскладывать предупреждения, здесь проводилась масштабная подготовительная работа. В течение нескольких месяцев изучали ситуацию, предупреждали об изменениях, раскладывали квитки желтого цвета, установили специальные информационные щиты. Сказать, что стали действовать внезапно, нельзя.

— Уже есть определенный эффект, — делится наблюдениями контролер парковки. — Свободных машино-мест стало заметно больше. Жильцы двора нас поддерживают: говорят, если что — обращайтесь за помощью. Водители, которые не имеют права здесь парковаться, реагируют по-разному. До потасовок дело не доходило, но в выражениях автомобилисты иногда не стесняются.

В планах столичных властей постепенно расширять этот опыт в городе, увеличивая количество парковочных зон вплоть до второго кольца. Схема предполагает подготовительную работу — объяснять, информировать, потом предупреждать с помощью желтых квитков и только после этого предъявлять красные карточки.


После изучения ситуации в этих двух дворах возникло ощущение, что там появился хозяин. В один момент исчезли машины с газонов и тротуаров. При этом теперь не проблема найти свободное машино-место. И не понадобились эвакуаторы, сотрудники ГАИ с штрафными квитанциями, скандалы с жильцами.

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!