«Это был непростой год», — так говорят абсолютно всегда, подводя итоги, которые бывают как печальными, так и радостными. Очень редко что-то оставляет всех полностью равнодушными. Так было и в 2017-м: с хейтеров, несколько лет третировавших мотоциклистов, наконец сорвана маска; таксисты, работающие от борта, задавали жару; был открыт завод Geely под Борисовом; принято спорное решение о закрытии пешеходного перехода после трагедии возле ТЦ «Замок» в Минске.. Вспоминаем десять важных, на наш взгляд, новостей и тенденций уходящего года.
Разговоры о смягчении некоторых норм в законодательстве, напрямую касающихся водителей, были оформлены документально и поступили в парламент. Одно из главных предложений касается взимания госпошлины за пользование дорогами. Оплату хотят отвязать от прохождения техосмотра (по данным «Белтехосмотра», более половины зарегистрированных автомобилей не прошли ТО) и сделать систему взимания денег за эксплуатацию трасс более гибкой.
Предлагалось также отменить наказание за забытые водительские права и другие незначительные нарушения ПДД.
А вот инициатива не лишать водительских прав за повторное в течение года превышение скорости отклонена. Законопроектом рассчитывали упразднить эту практику, однако после дискуссии в обществе и получения ряда негативных оценок депутаты решили сохранить норму (о лишении водительского удостоверения за повторное превышение скорости) в Кодексе об административных правонарушениях.
Вместе с тем некоторые нормы планируется ужесточить. В частности, «бесправников» планируют наказывать административным арестом за повторное нарушение. «В законопроект включены нормы, предусматривающие возможность применения административного ареста за повторное в течение года управление транспортным средством лицом, не имеющим на это права, а также передачу управления такому лицу», — сообщали в парламенте.
Сложно припомнить, когда «троллинг» против определенной группы людей принимал такие масштабы. Пользователь, получивший прозвище «баварец», в течение семи лет размещал циничные и оскорбительные сообщения в адрес мотоциклистов. Черту хейтер перешел, когда стал звонить некоторым байкерам (в основном девушкам) и назначать встречи под благовидным предлогом, затем представлялся по нику и сыпал угрозами.
В конце концов мотоциклистам, читай, гражданскому обществу, «баварца» удалось вычислить. Почему байкеры не прибегли к методам, которые напрашивались сами собой, есть ответ: Виктор сильно хромает, у него инвалидность. Позже он сообщил, что травму получил в 2008 году — якобы в результате ДТП с участием мотоциклиста.
Самое интересное, что за образом «тролля» скрывался не один человек. У Виктора есть приятель (сейчас находится за границей), который играл определенную роль, и он это также признает.
Привлечь к ответственности «баварца» удалось лишь по одному факту — за оскорбление. Штраф (в 5 базовых величин) ему согласился оплатить один из участников нашего форума. А накануне Нового года Виктор сам пришел в редакцию и согласился снять маску: «Вы хотели отрицательного героя? Получите...»
Несколько резонансных уголовных дел рассматривались в судах. Одно из них — в Ляховичах. На территории этого района теперь уже бывший руководитель ГАИ Барановичей в пьяном виде совершил смертельный наезд на женщину, которая находилась на пешеходном переходе. Следствие установило, что скорость Opel Zafira составляла около 100 км/ч. Андрея Волковыцкого признали виновным, ему назначили наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет. На такой же срок он лишен права занимать должности представителя власти в органах МВД. В пользу потерпевшей стороны взыскана компенсация морального вреда в 35 тыс. рублей. Обвиняемый обжаловал приговор, но Брестский областной суд оставил решение в силе.
Дрифт на площади Победы. Эта фраза в одночасье стала общеупотребимой сразу после того, как появился соответствующий ролик. На видео заметно, как водитель Mercedes заехал на площадку и сделал несколько так называемых управляемых заносов. Вскоре 27-летнего мужчину удалось задержать, впоследствии его обвинили по статьям «Хулиганство» и «Надругательство над историко-культурными ценностями». Он был осужден на три года колонии общего режима, многие посчитали приговор слишком суровым. Апелляционная жалоба была подана, но оставлена без удовлетворения судебной коллегией по уголовным делам Минского городского суда.
Полтора года длился процесс по делу о гибели девушки на полигоне бытовых отходов «Тростенецкий». Как она оказалась возле машины, что делала на закрытой территории полигона, куда запрещен вход посторонним, — этого водитель MAN Сергей Борисенко не понимает до сих пор. Мужчину то признавали виновным, то дело отправляли на новое рассмотрение. В августе Минский городской суд рассмотрел апелляционную жалобу и оставил оправдательный приговор в силе.
На днях мы созванивались с Еленой Борисенко (супругой водителя). Она сообщила, что судебные тяжбы продолжаются, начат гражданский процесс. Однако факт в том, что Новый год Сергей встретит с женой и дочерью.
На 20% выросли продажи новых автомобилей в белорусских салонах (по данным Белорусской автомобильной ассоциации за январь — сентябрь 2017-го). Более 22 тысяч машин реализованы за девять месяцев. В тройке лидеров по маркам — Renault, Volkswagen и Lada.
Эксперты отмечали оживление, которое произошло также благодаря снижению ставки рефинансирования и, как следствие, процентных ставок по кредитам. Наконец-то дилеры стали предлагать выгодные схемы по системе trade-in.
Одновременно продажи подержанных машин все больше перемещаются в интернет, а также на площадки автохаусов.
Аналитики проводят аналогию: на данный момент мы переживаем на авторынке то, что происходило в России лет 5—6 назад. Сейчас в РФ есть хорошие условия кредитования, существует конкуренция между дилерами, при каждом салоне — стоянка с «бэушкой».
Между тем на рынке дилеров в 2017-м стало теснее: у Lada в Беларуси теперь два импортера, начал работать салон Maserati.
В начале декабря на проспекте Победителей в Минске грузовой автомобиль сбил несколько человек на пешеходном переходе. Пострадали четыре пешехода, 11-летняя девочка погибла на месте происшествия. По предварительным данным, ЗИЛ, техническое состояние которого оставляет желать лучшего (последний раз техосмотр на нем был пройден в 2015 году), проехал на запрещающий сигнал светофора. Вообще непонятно, как автомобиль очутился на одной из главных магистралей города.
Горожане ожидали, что будет усилен контроль за движением габаритных автомобилей в Минске. Эксперты призывали создать структуру, которая будет контролировать доставку грузов мелкими партиями (даже в России существует аналог): «Необходимо, чтобы доставка грузов осуществлялась маленькими фургончиками и не в час пик».
Однако последовало неожиданное решение о закрытии регулируемого пешеходного перехода, в обустройство которого были вложены немалые средства (светофоры, разметка, плитка с тактильной разметкой и т. д.), а также остановки общественного транспорта.
Ближайшее место, где можно пересечь пр. Победителей, — это подземный переход в районе улицы Саперов. Он находится на расстоянии около 400 метров от торгового центра.
Между тем в интернете появилась петиция с требованием вернуть «все как было». Ее авторы указывают на то, что не переход был причиной смертельного ДТП. Действительно, только в декабре на пр. Победителей было совершено несколько наездов на людей на «зебрах». Всякий раз в комментариях появлялись язвительные предложения закрыть и эти переходы.
Завод «БелДжи», построенный возле Борисова, начал серийное производство автомобилей. Предполагается, что в 2018 и 2019 годах будет выпущено 25 тыс. и 35 тыс. машин соответственно. Проектная мощность предприятия на первом этапе составляет 60 тысяч единиц, но цифра может быть вдвое большей.
Автомобили марки Geely в Беларуси с этого года представляют два дилера, открыты новые салоны, объявлены цены. Так, кроссовер Atlas, вызвавший большой интерес у белорусов, будет стоить от $17,6 тысячи в эквиваленте. Базовым мотором выступает 2-литровая «четверка» мощностью 141 л. с. и тягой 191 н·м. Такой вариант может быть только переднеприводным и исключительно с 6-ступенчатой «механикой».
Geely Atlas (Standard) 2,0 МКП 4×2 — $17 600 (в эквиваленте);
Geely Atlas (Comfort) 2,0 МКП 4×2 — $19 850 (в эквиваленте);
Geely Atlas (Comfort) 2,4 АКП 4×2 — $20 850 (в эквиваленте);
Geely Atlas (Luxury) 2,4 АКП 4×2 — $22 550 (в эквиваленте);
Geely Atlas (Comfort) 2,4 АКП 4×4 — $22 900 (в эквиваленте);
Geely Atlas (Luxury) 2,4 АКП 4×4 — $24 300 (в эквиваленте);
Geely Atlas (Flagship) 2,4 АКП 4×4 — $26 300 (в эквиваленте).
Министерство промышленности пообещало, что для продаж автомобилей Geely на белорусском рынке специально разрабатывается программа по стимулированию продаж. Для этого будут задействованы лизинговые компании, банки и, самое главное, будет предоставлена субсидия.
Сфера перевозок: Саша63 и его последователи, объединение Uber и «Яндекс.Такси», задержание главы службы такси «Алмаз»
История с женщиной и ребенком, которые доехали от ТЦ «Замок» до ул. Воронянского в Минске за 63 рубля стала широко известной потому, что она напрямую коснулась профессионального PR-специалиста. Хотя всегда есть риск при поездке «от борта» столкнуться с весьма и весьма драконовскими тарифами таксистов. Формально по закону не придерешься, но все понимают, о чем идет речь... Это был не единичный сюжет, но Саша63 и его поездка стали легендарными (в плохом смысле слова).
Другая новость из сферы пассажирских перевозок пришла летом. Сотрудники Комитета госконтроля сообщили о задержании руководителя минской службы такси Виктора Пузикова со следующей формулировкой: «Установлено, что в течение 2015—2017 годов регулярно получал от официальных и нелегальных таксистов, которым оказывал диспетчерские услуги такси, наличные денежные средства, которые не отражал в бухгалтерском учете организации. Это позволяло ему уклоняться от уплаты налогов». Осенью Следственный комитет объявил, что Пузиков возместил ущерб и было принято решение о заключении его под домашний арест.
Альтернативой такси для многих минчан стал сервис Uber (и аналогичные белорусские приложения). Однако в июле неожиданно было объявлено об его объединении с «Яндекс.Такси».
Как ожидается, появится новая компания, которая будет работать также в Беларуси. По данным аналитиков Financial Times, сделка означает, что Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы.
Конфликтов между водителями, регулярно паркующимися на газонах и тротуарах, и несогласными с такими порядками, в Минске было немало. Одни пытались настроить весь двор против принципиального соседа, другие обливали «правильного жильца» краской. Состоялось несколько заседаний судов, выписывались штрафы. Но дело даже не в этом.
Важно, что общество постепенно созревает до понимания, что машина, стоящая в грязи, это неэстетично, а если она еще и загораживает проход людям...
Тем временем медленно, но верно происходит перевод уличных парковок в статус «платная». Отработана схема защиты дворов вблизи таких стоянок (например, возле бульвара Мулявина). Опыт планируется масштабировать. Есть план по включению всей зоны до первого кольца в территорию платных парковок (в будние дни в рабочее время).
Важное решение принято в Минске: переводить транспортные потоки от радиальных магистралей на кольца города. Есть разные способы, как это можно сделать. Ситуация пока развивается по выгодному сценарию для автомобилистов. На первом кольце, которое станет своеобразным плацдармом для отработки технологий, появились умные камеры, Bluetooth-приемники и вмонтированные в проезжую часть датчики. Эти данные позволят оперативно реагировать и включать зеленый свет наиболее загруженному направлению, не ущемляя другие.
Специалисты из ГАИ рассчитывают добиться скорости сообщения в 40 км/ч (для сравнения: сейчас она составляет 25—30 км/ч). Это очень высокий показатель. Как итог, на 15% повысится пропускная способность, удастся снизить потери в дорожном движении на $50—60 тысяч в год. В конце этого года приступили к работам по отладке противозаторовых алгоритмов.
Параллельно ведется строительство развязки на пересечении пр. Дзержинского — Домашевского переулка. Работы по формированию первого кольца продолжаются.
Таким образом, с помощью технологий и противозаторовых алгоритмов планируется ускорить первое кольцо, сделать его привлекательным для водителей. В этом заключена дорожная стратегия — перенаправить потоки с перегруженных радиальных магистралей. Аналогичный сценарий продуман для второго кольца.
К концу 2019 года планируется ввести в эксплуатацию первый энергоблок белорусской АЭС. Использование ее мощностей в ночное время — уже головная боль для энергетиков. Одним из решений могут стать электромобили, которые заряжаются, пока владелец отдыхает.
В этом году чиновники объявили о работе над программой по развитию электротранспорта. По их оптимистичным оценкам, к концу десятилетия в Беларуси будет зарегистрировано около 10 тысяч электромобилей, к 2025 году — более 32 тысяч.
А вскоре Александр Лукашенко заявил о том, что в стране нужно наладить производство электромобилей: «Я рассчитываю на китайцев, что они на Geely параллельно вместе с нами смогут создать электромобиль. И специалисты Национальной академии наук уже серьезно работают над этим автомобилем». Он подчеркнул, что самая большая сложность — создать батарею, заряда которой хватило бы на 500—600 км при скорости 100 км/ч.
«И мы это сделаем — с китайцами или сами. Но хотелось бы с Китаем», — сказал Лукашенко.
В конце лета ученые Национальной академии наук представили прототип электромобиля на базе Geely. Пока это опытный образец, но именно на нем планируют отработать технологические и конструкторские решения, чтобы затем изготовить разные по мощности и назначению электрокары.
Пошаговые стратегии в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by