Очередной конфликт разгорелся на одной из столичных станций техобслуживания. В редакцию обратился минчанин Сергей, который считает, что его авто незаконно удерживают на стоянке станции — Audi Q7 2006 г. в. оказался заблокирован эвакуатором. «Я не могу выехать, самостоятельно распоряжаться своим имуществом», — говорит мужчина. Представитель СТО объяснил, что именно привело к таким последствиям: «Клиент не заплатил за работы». На чьей стороне закон?
Позиция клиента
Сергей видит ситуацию в таком свете: «Вчера пригнал авто на станцию, в заказ-наряде указал нужные работы, предварительная сумма работ в нем не нашла отражения. Никаких других пунктов, сверх обозначенных в документе четырех, не просил. Но после проведения ремонта оказалось, что машина стала ехать еще хуже, чем раньше, появились проблемы с мотором. Тем не менее она осталась на ходу. Я планировал уехать к другим специалистам, ведь кое-как Audi движется. Но когда пришел на стоянку, оказалось, эвакуатор подпер мою машину. Считаю, это было сделано специально. Но уверен, что имею право забрать мое имущество. Обратился в милицию, но там не смогли помочь. На станции не скрывают, что намеренно не отдают мне авто, пока я не заплачу деньги. Однако с юридической стороны я не признан ответчиком или должником, мое имущество не арестовано (тем более СТО не уполномочена изымать машины, на это есть правоохранительные органы), а потому имею право распоряжаться своим имуществом так, как захочу. Сегодня вновь была встреча с сотрудниками станции, мы не договорились. Буду опять задействовать правоохранительные органы, чтобы покинуть стоянку».
Позиция СТО
Представитель станции по имени Дмитрий также уверен в своей позиции: «Сергей перепродает автомобили, к нам приезжает уже не в первый раз. С этой Audi ему, по нашему мнению, не повезло — попался неудачный автомобиль. После проведения указанных в заказ-наряде работ ему предложили продолжить ремонт, так как обнаружили другие неисправности — всего список из 24 пунктов. До этого момента он обратил внимание сотрудников на стук в моторе, просил разобраться. Мы сняли мотор (а речь идет о тяжелом 4,2-литровом агрегате, который нужно только снимать), обнаружили поломанные клапан и рокер, пропуски по зажиганию. За все просили заплатить 2,4 тысячи рублей. Обратим внимание, в официальном сервисе ему пришлось бы отдать около 8 тысяч. Вчера он заявил: „Хочу уехать. Я говорил менять, но не хочу платить. Мне нужно ехать, а она плохо работает“. Конечно, мы сказали, чтобы он оплатил уже сделанное, а потом — поступает как хочет. Если его не устраивает качество работ — тот же порядок: сначала платит, потом может возражать, в том числе в суде. Прибывший на станцию милиционер подтвердил наши доводы: сначала деньги, потом возражения. Считаем, нерасплатившийся клиент может уехать или после оплаты, или по решению суда. Вот аналогия: нельзя же поесть в ресторане (получить услугу) и уйти (не рассчитавшись, покинуть место оказания услуги после ее оказания). Как дал понять клиент, качество работ его устраивает, но он не вписывается в бюджет».
Комментарий юриста
Мы обратились за правовой консультацией. «Право удержания вещи возникает у кредитора лишь в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек, — прокомментировала юрист Татьяна Ревинская. — Порядок проведения обслуживания ТС организациями автосервиса установлен СТБ 1175-2011. В частности, п. 5.3.1 СТБ предусматривает следующее: „ТС выдается заказчику или его представителю после оплаты полной стоимости выполненных работ (если иное не предусмотрено документом, подтверждающим заказ) при предъявлении приемо-сдаточного акта, документа, подтверждающего заказ, документа, удостоверяющего личность (если заказчиком является физическое лицо)“.
Кроме того, согласно п. 5.2.17 СТБ заказчик вправе отказаться от услуг организации автосервиса на любой стадии их предоставления и получить транспортное средство, оплатив стоимость фактически выполненных работ, использованных компонентов и технических жидкостей.
Статьей 340 Гражданского кодекса предусмотрено, что кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Таким образом, если лицо, передавшее ТС для осуществления ремонта, отказалось оплачивать стоимость произведенных работ, то у организации (СТО) в силу ст. 340 Гражданского кодекса возникает право удержания автомобиля до исполнения обязательств по оплате работ».
За время написания этой заметки ситуация на СТО изменилась. «Эвакуатор отогнали, но уехать мне все равно не дали, — рассказал Сергей. — К машине подбежали несколько человек: одни заблокировали проезд, другие подняли авто на домкратах и открутили колесо. Сказали, это часть ремонта. Я же считаю, эти действия попадают под санкцию статьи КоАП „Самоуправство“».
Динамометрические ключи и отвертки в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!