18 459
27 января 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Как окунуться с головой в прорубь и уцелеть. Татьяна на Renault Duster избавляется от зимних страхов

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Типичная проблема: права есть, автомобиль имеется, а девушка боится сесть за руль зимой. Мол, заносы, гололедица, скользко… В такой ситуации самое верное решение — это выехать на спецплощадку и тренироваться до потери сил, пока не уйдут все страхи и фобии. Именно такую тактику избрал Юрий Краснов, переубеждая Татьяну на Renault Duster.

— Права получила в 2010-м, но некоторое время они лежали без дела: не было автомобиля. Теперь машина появилась, и возникла необходимость сесть за руль, — рассказывает свою историю Татьяна. — Сначала боялась других автомобилей, было сложно маневрировать. Летом 2017-го решила пойти на педагогический эксперимент Краснова. Учились на автодроме, потом выехали в город. Первое время инструктор находился рядом, на пассажирском сиденье, а потом уже давал команды из другого автомобиля по радиостанции.

Но один страх у девушки все же остался: она по-прежнему боится ездить зимой. Говорит, пока не сошел снег, ее место — только на пассажирском месте. Самое большое опасение — уйти в занос. С октября Татьяна не управляла автомобилем. Тем интереснее!

Мужа Татьяны это не устраивает. Андрей объясняет, почему он считает, что необходимо повышать водительские навыки супруги: «Не хочу, чтобы она сильно зависела от меня, а в любой момент могла сесть за руль и поехать по своим делам».

— Татьяна очень сильная, — дает неожиданную оценку Юрий Краснов. — Когда она пришла на педагогический эксперимент, никак не могла найти баланс. У нее не получалось точно направлять автомобиль: то переруливала, то недоруливала. И пока не стали петь песню, ее не пробило…

Юрий Краснов известен неформальным подходом к обучению курсантов. Он считает, что из ступора человека легче вывести, например, пением.

Можно сколько угодно смеяться и называть это чудачеством, но мы сами наблюдали, как обучаемый после нескольких куплетов действовал лучше: уже не вжимался напряженно в руль, не так резко жал на педали, плавнее входил в повороты.

Первым делом эксперт достает игрушечный автомобиль и показывает, что происходит при заносе. От теории никуда не уйдешь…

— Отпускаешь педаль газа, чтобы двигатель стал давить на колеса и улучшилось сцепление передних шин с дорогой, — объясняет Юрий Краснов. — Затем нужно пытаться вырулить. Но сразу говорю: если скорость будет слишком большой, это бесполезно.

Именно движение с безопасной скоростью эксперт называет ключевым принципом зимнего вождения. Какой смысл в умении выходить из заноса, если вы все время будете попадать в такую ситуацию? Однажды навыки просто не помогут…

— Что еще может случиться на заснеженной проезжей части? — вновь обращается к модельке автомобиля эксперт. — Происходит занос задней части, которая легче, и, соответственно, сцепление задних колес с дорогой хуже. Обрати внимание: перед уносит тоже. Следовательно, крутить руль нужно туда, куда необходимо ехать. Самое сложное — вернуть колеса, чтобы не получилось заноса уже в другую сторону. С характерными виляниями зимняя езда часто заканчивается в кювете.

Сначала Татьяне предстоит почувствовать автомобиль. Занятие проводится на специальной учебной площадке автошколы ДОСААФ Фрунзенского района Минска. Посторонних нет, остальных курсантов тоже. Можно спокойно «наваливать» и «давать угла». Однако девушке зимнее вождение вообще в диковинку, поэтому поначалу она просто приноравливается.

— Твоя задача — ездить по кругу, вокруг фишек, — объясняет Юрий Краснов. — Придется немножечко подруливать туда-сюда, чтобы колеса искали лучшее сцепление с дорогой. Нужно выработать рефлекс. И если ты увидишь, что впереди на дороге снег, гололедица или мокрые листья, то будешь готова действовать аналогичным образом.

Еще один совет эксперта: в экстремальных или близких к ним условиях желательно держать руки в верхнем секторе руля — так будет легче действовать при ограниченности времени.

Вскоре становится очевидно, что фобии Татьяны по поводу зимнего вождения неуместны. Она довольно быстро входит в нужный режим движения, и Юрий Краснов предлагает включить третью передачу, увеличить скорость, чтобы смоделировать занос передней оси.

Одним из эффективных методов обучения специалисты считают моделирование «страшной ситуации». Когда человек понимает, что ничего сверхъестественного не происходит и что из этого положения можно легко выйти, то фобия уходит сама собой.

— Отпустила газ, сразу руль назад и снова мягенько ловишь поворот, — подсказывает Юрий Краснов. — Конечно, получасовой тренировки недостаточно. Это надо планомерно отрабатывать в течение нескольких занятий.

Это тоже прием у тех, кто реально учит вождению. Необходимо, чтобы в подсознании «улеглись» полученные навыки. Тогда следующий урок будет более эффективным.

— Честно говоря, пока сложно понять, что нужно делать, — признается Татьяна, хотя закрадывается впечатление, что девушка все же скромничает.

По мнению эксперта, типичная ошибка заключается в том, что наша водитель долго, словно боясь, не отпускает педаль газа. Важно на это сразу указать, и тогда обучаемый будет обращать внимание на ошибочные действия и стараться исправить их.

Спустя полчаса вождения по кругу Юрий Краснов решает приступить к следующему этапу обучения. Скорость у автомобиля уже приличная, и в определенный момент эксперт затягивает ручник, вводя машину в условия заноса:

— Пока Татьяне не хватает мягкости, но это приходит только с опытом. А еще я бы советовал чуть наклониться к рулю: когда группируешься, точнее управляешь автомобилем… Смотри, вот опять бьешь по рулю — нежнее, пожалуйста! Лучше вспомни нашу песню.

Периодически эксперт просит поменять направление движения, чтобы не развивать комплекс правши — автомобиль едет то по часовой стрелке, то против.

— Это сложно! У меня уже руки устали, — жалуется девушка во время перерыва.

— На самом деле ты успеваешь. Просто не так четко пока получается, — подбадривает эксперт.

Главное — другое. Татьяна говорит, что зимняя дорога — это, в общем-то, не страшно. Однако сразу же, словно в прорубь головой, окунается в свои страхи: «Но тут же машин нет…»

— Теперь переводим автомобиль в режим полного привода, — Юрий Краснов сам садится за руль, чтобы продемонстрировать правильный алгоритм выполнения следующего упражнения. — Чтобы пустить машину в занос, нужно на закруглении резко добавить газ и закрутить колеса. Работаешь только рулем, а педаль акселератора можешь вообще не отпускать. Это и есть дрифт!

Заметно, что девушка входит во вкус, на лице появляется улыбка, ей явно нравится рулить на заснеженной дороге. Кажется, этого эксперт и добивался.

Новая вводная — Татьяна сама будет пускать машину в занос, затягивая ручник.

— Затем сразу возвращаешь руку на руль и корректируешь, если нужно. Потом поймала траекторию — и снова затягиваешь ручник. Тем самым ты учишься поворачивать без руля. Если же машину занесет, то газ надо добавить, чтобы вытянуть автомобиль. Но сильно газовать тоже нельзя, иначе забуксуешь, — дает последние наставления Юрий Краснов.

Тогда эксперт решает вновь изменить условия — выставляет фишки в квадрат. Для девушки это время для небольшой передышки: «Почувствовала себя всамделишным дрифтером. Однако ощущение такое, что автомобиль все же иногда уходит из-под контроля. Не совсем уверена в себе».

Сейчас Татьяне предстоит разворачивать автомобиль на 90 градусов с помощью ручника.

— Разгон, сброс газа, поворот руля, — повторяет команды эксперт.

Все чаще корректирующие замечания сменяются одобрением: «Отличненько», «Хорошо», «Здорово».

Похоже, не только мы удивлены, как быстро девушка схватывает суть. Со стороны кажется, будто за рулем находится сам Краснов.

— Честно говоря, не ожидал, что моя машина на такое способна, — делится впечатлениями Андрей, который наблюдал за процессом со стороны. — Тем более когда за рулем жена. Теперь пускай только скажет, что боится ездить зимой…

Еще в самом начале занятия девушка даже не представляла, что домой придется ехать за рулем. Но после очередного управляемого заноса признала: «Хорошо-хорошо, я готова. Теперь хотя бы понимаю, как управляться с рулем».


— В этой истории самый большой молодец — Андрей: доверил автомобиль любимой жене, чтобы она поучилась, — подводит итог Юрий Краснов. — А то мы знаем все эти истории: «Разобьешь еще…» Теперь о Татьяне. Поначалу не все получалось, но это же нормально! Зато теперь она сама поедет домой за рулем автомобиля. Вывод: если девушка боится ездить, то надо ехать и тренироваться до седьмого пота.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by