Если инструкторы BMW Шонк Ричтер и Димитрис Пизамитсис когда-нибудь напишут книгу, она будет называться Not so fast. Эти двое бедолаг занимаются тем, что утихомиривают не наигравшихся в детстве журналистов и клиентов, которые то и дело норовят разложить новенькую BMW о снежный брустер или отбойник. Вообще, во время пресс-туров компании нас часто вывозят на закрытый полигон и чему-то учат. Правильно тормозить, грамотно объезжать препятствия, безопасно ездить по переменному покрытию. Обычно это что-то полезное и применимое в повседневной жизни. Но во время теста нового BMW X3 журналистам предложили научиться… правильно дрифтовать! Как говорится, не повторяйте дома. Баварцы решили, что лучшим автомобилем для обучения является «заряженное» купе с индексом F82. Выбор, конечно, интересный, но что-то мне подсказывает, что будь в нашем распоряжении универсал 318d, инструкторам не пришлось бы так активно высаживать батарейку рации, в сотый раз требуя ехать медленнее. Ну а что вы хотели? М4 обрушивает 550 ньютон-метров на заднюю ось уже спустя пару секунд после старта. Даже c лампочкой DSC OFF машина агрессивно вгрызается шинами в снежную трассу и, виляя кормой, устремляется к новому повороту. «Not so fast», — в сто первый раз повторяет Шонк.
В конце февраля местечко Питцталь, что в Тироле, переполнено туристами. Любители горнолыжных видов спорта со всей Европы приезжают на этот австрийский курорт, чтобы успеть покататься на лыжах до конца сезона. Мы прибыли сюда с другими целями. Колонна новеньких BMW X3 подъехала к гостинице поздно вечером. За плечами — два перелета и 300 км по автобану. На следующее утро, по-быстрому уничтожив завтрак, отправились к расчищенному полигону и обменяли тестовые кроссоверы на «школьные» BMW M4. Да, именно «школьные» — эти машины используются в BMW Driving School и меняют покрышки чаще, чем вы заливаете омывайку в свой автомобиль. Если отдать журналистам 430-сильные купе и сказать «трасса вон там», ничего хорошего из этого не выйдет. Это все равно что дать 7-летнему ребенку акваланг и выбросить за борт. Сначала — теория!
Куча слайдов, парочка обучающих видео, умеренное количество дельных советов. Инструкторы BMW знают, как доходчиво донести информацию до прибывших на обучение автолюбителей. Представьте, в аудитории сидит 20 человек, которых на улице ждут прогретые BMW M4, закрытая трасса и куча эмоций. А Шонк и Димитрис без труда удерживают на себе внимание, доступным языком описывая, что такое недостаточная или избыточная поворачиваемость автомобиля, как комбинировать эти приемы для введения машины в управляемый занос и что делать, чтобы электронные системы позволили «дать угла» на современном заднеприводном спорткаре. Получив ответы на все дополнительные вопросы, выходим на улицу.
Разделившись на две группы, рассаживаемся по автомобилям. Все машины идентичны — отличаются только цветом, но журналисты успели поспорить, кто едет на синем купе. Мою группу отправили к «змейке», проходить которую здесь учат боком, меняя направление скольжения. Инструктор продемонстрировал правильный порядок действий и ловко проскользил мимо конусов, ни секунды не двигаясь с прямыми колесами. Следуя командам старшего, полностью отключаю DSC, принудительно врубаю вторую передачу и пытаюсь повторить то, что сейчас видел в исполнении немца.
Как начать дрифт? Со стороны все выглядит достаточно просто. Крутанул руль и скользи по снегу. Но сидя в водительском кресле, выставить М4 боком и удержать в таком положении оказалось не так уж легко. Опытным водителям не нужно объяснять, что такое поворачиваемость машины и на что она влияет. Для тех, кто не вникал в эту тему, поясним. Простыми словами понятие «поворачиваемость» можно описать как соотношение поворота руля и скорости входа в поворот самого автомобиля. Если машина «плывет» передней частью, как бы «выпрямляя» траекторию, это и есть недостаточная поворачиваемость. Такого эффекта можно достичь на скользкой заснеженной парковке, резко выкрутив руль на большой градус, — автомобиль какое-то время будет ехать вперед, независимо от угла поворота колес. Избыточная поворачиваемость — это когда угол поворота увеличивается, несмотря на то, что водитель не рулит. В общем, чего там тянуть кота за хвост, избыточная поворачиваемость — это занос.
Итак, можно сказать, что дрифт — это управляемая избыточная поворачиваемость. Таким образом, для вхождения в подконтрольный занос необходимо на невысокой скорости подъехать к повороту (в нашем случае — конусу начала «змейки»), повернуть руль в ту сторону, куда планируешь повернуть, и импульсивно нажать на газ. Заднюю ось начнет сносить наружу поворота, угол станет сокращаться (этот момент и называется избыточной поворачиваемостью), и здесь нужно максимально быстро выкрутить руль в обратную сторону (в ту, куда занесло корму).
Далее дело техники — регулируешь газом угол, а рулем лишь слегка корректируешь направление. «Змейка» сложна тем, что приходится быстро менять направление заноса: уже во время входа в очередной «виток» необходимо рассчитать расстояние скольжения и изменение угла так, чтобы к следующему конусу автомобиль выставился идеально для продолжения «змейки». Научиться этому непросто. Самая большая ошибка — ты начинаешь газовать, думая, что скорость поможет правильно «закинуть» заднюю ось. На самом деле проще войти в управляемый занос на небольшой скорости, интенсивно нажимая на газ лишь в самом начале.
Куда смотреть? Самое главное правило во время езды — смотреть туда, куда едешь. Оно особенно актуально во время таких «покатушек», как в BMW Snow Drift Training. Когда ты в заносе, то лобовое стекло не всегда «смотрит» в ту сторону, куда двигается автомобиль. Иногда водителю необходимо наблюдать за направлением движения через боковые стекла. Это нормально в дрифте.
После того как проходить «змейку» боком мы в целом научились, нас отправили на другой участок полигона — учиться беспрерывному дрифту по кольцу. Вообще, с этого упражнения следовало бы и начать (именно такой расклад был у первой группы). Дело в том, что технически кольцевой дрифт проще, чем жалкие попытки вилять туда-сюда змейкой, натирая мозоли о руль.
На кольце, выставленном из конусов, буквально за 5 минут начинаешь спокойно скользить, регулируя занос педалью газа либо легкой корректировкой руля. Круговой дрифт напоминает подъем с переворотом на турнике. Делать его несложно — главное, почувствовать момент и уловить правильную технику. Когда тебя по рации контролирует опытный инструктор, скользить по кругу не составляет труда.
Выбираешь направление. Разгоняешься, крутишь руль в сторону движения. Ударом по педали газа сносишь заднюю ось. Молниеносно выкручиваешь руль в другую сторону. Все! Ты катишься боком, «нюхая» передней частью машины расставленные по кругу конусы. Если возникает избыточная поворачиваемость и задняя часть слишком активно пытается обогнать переднюю, делаешь газ «потише» и слегка выравниваешь передние колеса. Когда автомобиль снова выставляется на необходимый угол, продолжаешь ровно давить на правую педаль и наслаждаться эффектным заносом.
Если машина, напротив, начинает терять инерцию и выравниваться (недостаточная поворачиваемость, или «снос») — добавляешь газа, чтобы увеличить угол. Ничего сложного.
В таком режиме езды единственным серьезным ограничением является человеческий вестибулярный аппарат. Особенно у пассажира. Для того чтобы наш завтрак не получил вторую жизнь, мы постоянно меняли направление движения. В нашем распоряжении было три «дрифт-кольца». По два автомобиля на каждом. Соблюдай дистанцию, и будет тебе счастье.
Ну и напоследок учеников Snow Drift Training ждет «вишенка» — ребята из BMW научат правильно делать полицейский разворот. На сухом асфальте учиться этому приему нужно, наверно, неделю. А вот когда под колесами снежная каша, то у иного водителя получится с первого раза.
Алгоритм нетрудный. Включил заднюю. Разогнался. Переключил коробку в N. Крутанул руль (в любую сторону). Как только машина развернулась на 90°, возвращаешь руль в исходное положение. Автомобиль выравнивается. Включаешь Drive и уже катишься вперед. Говорят, с третьего раза получается даже у смышленых овчарок. Главное — набрать хорошую скорость задним ходом, иначе не хватит инерции развернуть машину. На «механике» было бы немного сложнее — нужно выжимать сцепление для перехода с задней на нейтраль, а потом на 2-ю передачу (первая в полицейском развороте не используется, т. к. автомобиль постоянно катится).
Инструкторы BMW — самые уравновешенные люди в мире. Представляете, сколько они видят ошибок у своих учеников на каждом занятии? Кроме того, человек, севший за руль не своей BMW, непременно пытается выглядеть как можно круче в глазах других курсантов и зачастую пренебрегает советами баварцев. Главное на таких мероприятиях — это безопасность, поэтому сотрудники мюнхенского бренда делают обучающие «покатушки» исключительно на закрытых полигонах вдали от общественных дорог, парковок и мест, где могут появиться случайные люди или животные.
Driving Experience — это не журналистская забава, а общедоступная услуга BMW для повышения водительских навыков. На странице подразделения есть список курсов и цены. Удовольствие не из дешевых, но из Беларуси многие обеспеченные любители BMW периодически посещают подобные курсы. Похожие тренинги есть у Mercedes-AMG, Jaguar, Porsche и др. Цель у всех одна — научить людей правильно эксплуатировать мощные автомобили и получать максимальное удовольствие от безопасной езды.
Выражаем благодарность белорусскому импортеру BMW за организацию поездки
Автомобили BMW на «Автобарахолке» Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by