Что декларировать и что предъявлять: 5 правил, чтобы пройти таможенный контроль без проблем

UPD
26 марта 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Что декларировать и что предъявлять: 5 правил, чтобы пройти таможенный контроль без проблем

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

В пункт пропуска «Григоровщина» на границе Беларуси и Латвии мы приехали к полудню. В стороне аккуратно выстроились автопоезда. Дальнобойщиков не видно — отдыхают в кабинах, дожидаясь своей очереди, либо пошли перекусить в придорожное кафе. А «физиков», как их называют на границе, или физических лиц (простых людей, которые едут в том или обратном направлении), совсем немного — будний день, да и не потеплело еще, чтобы народ массово поехал, например, в Юрмалу, на берег Рижского залива. Мы прибыли на таможню. Беспошлинные лимиты «худеют», люди спрашивают: что можно провозить, как часто и как при этом не нарваться на проблемы при оформлении? Ответы на эти вопросы мы и попытались здесь получить.

Этот пограничный пункт пропуска называется «Григоровщина». А таможенный пост, расположенный здесь же, носит имя «Бигосово». Рядом находятся деревушки, давшие свои названия этим объектам.

Пункт пропуска заметно развился за последние годы. Начальник таможенного поста «Бигосово» Владимир Пальчех служит в таможенных органах с 1992 года. Примерно в то время между еще недавно союзными республиками появились граница и шлагбаум. И возникла необходимость контролировать автомобильный поток, курсирующий между суверенными государствами.

 — Когда-то на этом таможенном посту каждую смену службу несли только 7 человек. И автомобильный поток за сутки составлял машин 150. Сегодня пропускная способность рассчитана на 600 автомобилей, а при форс-мажоре — на 1200, — рассказал Владимир Пальчех.

«Григоровщину» недавно реконструировали: первая очередь была завершена в 2012 году, вторая — в 2014-м.

— Необходимо было и строиться, и при этом продолжать работу: нельзя же просто так взять и закрыть границу. Совмещали, а что делать. Было непросто, — вспоминает начальник таможенного поста.

Владимир Пальчех

600, а тем более 1200 автомобилей в сутки — это серьезные цифры. Каждая машина проходит проверку, в некоторых случаях принимается решение о проведении углубленного досмотра. Так как же пройти таможню без лишних вопросов?

Совет первый: не везти ничего запрещенного

Каждый автомобиль, каждый человек со своим багажом проходит в пункте пропуска тщательный контроль. В «Григоровщине» все начинается уже на въезде, когда, пройдя электронную регистрацию, транспортное средство подъезжает к шлагбауму. Никаких лишних бумаг — система автоматического распознавания определяет автомобильные номера. Проверка документов, и шлагбаум поднят — водитель въезжает на территорию пункта пропуска.

Кстати, на въезде расположены радиационные ворота — автоматический прибор, при помощи которого проверяется соблюдение норм радиационной безопасности.

— В конце прошлого года был такой случай: ворота сработали, когда в пункт пропуска въезжала фура, следующая из Латвии в Россию с материалом для производства керамической плитки. Этот материал сам по себе имеет повышенный природный фон излучения, но превышения быть не должно. А автоматика сработала: фон был выше максимально допустимого, и транспортное средство не могло въехать на территорию ЕАЭС. По всей видимости, перевозчик не принял все необходимые меры для доставки такого груза. Фура отправилась обратно, — рассказал Владимир Пальчех.

А бывает, что даже человек имеет повышенный радиационный фон. Такое нередко случается, например, при прохождении серьезного лечения. Для окружающих это не несет никакой опасности, но при себе человеку, который проходит такое лечение, необходимо иметь все подтверждающие медицинские документы, тогда проблем с пересечением границы не возникнет.

С медикаментами, к слову, вообще нужно быть очень внимательными: ввоз некоторых препаратов запрещен либо строго ограничен.

— Действуют ограничения на ввоз психотропных веществ, которые в том числе могут содержаться в лекарствах. Физическому лицу разрешается перевозить лишь ограниченное количество таких препаратов, — пояснил начальник таможенного поста «Бигосово».

Простой пример — трамадол. Человек, у которого имеется соответствующее заключение врача, выданное на его имя, может ввезти в Беларусь не более 90 таблеток трамадола за раз. Как правило, это месячная норма (при употреблении трех таблеток в день).

— А что будет, если попытаться провезти такой препарат без назначения врача либо в большем количестве?

— Был у нас такой случай в прошлом году. Гражданин Латвии вез с собой 220 таблеток трамадола. Причем он их не задекларировал и до последнего сознательно скрывал. Препарат был обнаружен в ходе таможенного контроля. Назначения от врача у этого человека не было — он говорил, что вез таблетки какому-то родственнику. Была проведена проверка, итогом которой стало возбуждение в отношении этого гражданина уголовного дела.

Поэтому когда вас на границе спрашивают, везете ли вы какие-нибудь лекарства, вспомните все содержимое своей дорожной аптечки — мало ли. Обязательное условие — наличие медицинского назначения и декларирование. Если запрещенный препарат будет найден уже в ходе досмотра, то в зависимости от обстоятельств и количества медикаментов будет приниматься решение о привлечении нарушителя к ответственности.

— А если человек задекларирует лекарство, на которое у него нет назначения от врача?

— Значит, он не имеет права ввозить его на территорию Беларуси. Ему придется вернуться в страну выезда и, если он хочет пересечь границу, приехать в пункт пропуска уже без запрещенных препаратов.

— Но ответственность ему в этом случае не грозит?

— Если он внес лекарство в декларацию, то нет.

Совет второй: заполнять декларацию

Еще проще эту рекомендацию можно сформулировать так: лучше перестраховаться и внести в декларацию то, что вносить было необязательно, либо спросить у таможенника, как поступить. Подача заявления, что декларировать нечего, или выбор зеленого канала должны быть осознанными.

Проще говоря, в настоящий момент при следовании через границу наземным транспортом физическим лицам без уплаты пошлин разрешено:

  • провозить товары на сумму не более 1500 евро и весом не более 50 кг — в случае пересечения границы не чаще одного раза в три месяца;
  • на сумму не более 300 евро и весом не более 20 кг — если заграничные поездки осуществляются чаще.

Напомним, что в следующем году эти нормы будут изменены.

Если товары, которые не вписываются в принятые нормы, не будут внесены в декларацию, это будет расценено как попытка избежать таможенных пошлин, что является административным правонарушением. В соответствии с действующим законодательством за такое предусмотрен штраф. В отдельных случаях по решению суда может последовать конфискация товара (например, если для перевозки товара использовался оборудованный тайник).

После наложения административного взыскания физическому лицу будет предложен выбор: внести товары в декларацию и провести таможенные платежи либо вернуться в страну выезда.

Самый простой пример — алкоголь. В Беларусь разрешено ввозить не более 3 литров спиртного без уплаты каких-либо пошлин. При ввозе от 3 до 5 литров алкоголь придется задекларировать, уплатив затем соответствующую пошлину. За попытку провезти более 5 литров неминуемо последует ответственность.

— Причем речь идет об алкогольных напитках и пиве, — уточнил Владимир Пальчех, — о чем нередко забывают пересекающие границу люди.

— А как быть, если выезжаешь из Беларуси с ценными вещами, например украшениями, фотоаппаратурой, ноутбуком и т. д. За них не придется платить пошлину?

— Именно по этой причине при выезде мы рекомендуем декларировать ценное имущество. В этом случае оно гарантированно не будет облагаться пошлиной. Либо можно предъявить документ, например товарный чек с идентификацией товара, который бы подтверждал, что покупка была совершена в Беларуси, — пояснили на таможне.

А вот надежда на то, что товар посчитают бывшим в употреблении и не обратят на него внимания, может оказаться тщетной. Некоторые выбрасывают упаковку товара и выдают его за приобретенный ранее — таможенники знают эту уловку. Чтобы избавить себя от лишней головной боли, лучше воспользоваться декларацией.

Совет третий: не хитрить

Чтобы уклониться от уплаты таможенных пошлин, пытаются хитрить и некоторые перевозчики. Опытные работники таможни знают многие трюки, к которым прибегают нарушители. Фура — это не дорожный чемодан с «лишней» бутылкой шампанского. Там иной раз пытаются припрятать куда больше.

— Все грузовые автомобили, прибывающие на пункт пропуска, в обязательном порядке проходят весовой контроль. Эту процедуру также проводят таможенники, так как с 2014 года они наделены правом осуществления автомобильного контроля, — пояснил Владимир Пальчех.

В случае с большими машинами взвешивание позволяет отследить соблюдение весовых и габаритных характеристик. Чаще всего, к примеру, полностью загруженная фура весит порядка 40 тонн. Если она тяжелее, для передвижения по республиканским дорогам потребуется специальное разрешение. К тому же проверяется и распределение веса по осям автомобиля, чтобы на дорожное покрытие не создавалась дополнительная нагрузка. В случае несоблюдения этих норм транспортному средству может быть отказано во въезде на территорию Беларуси.

— Мы выявляли случаи, когда по документам было заявлено 15 тонн, а на самом деле груз весил 16 тонн. Это значит, что есть довложение: загрузили больше, чем полагалось. Бывает и по-другому: по документам загружен один товар, а по факту в грузовике находится совершенно другой. Скажем, по документам фура перевозит древесно-стружечные плиты (ДСП), а на самом деле внутри упакованная парфюмерия, — рассказали на таможне.

Поэтому в некоторых случаях проводится углубленный досмотр. Автомобиль загоняется в специальные боксы, и, когда это необходимо, его разгружают. Этим занимаются не водитель и не таможенники. Соответствующие услуги в пункте пропуска предоставляют сотрудники сторонней организации.

Совет четвертый: ничего не прятать

Таможенный контроль осуществляется также с помощью инспекционно-досмотрового комплекса, или по-простому рентгена. Причем есть рентген, предназначенный для проверки ручной клади и багажа. Он напоминает устройство, которое все видели в аэропорту: чемодан «просвечивают», и на мониторе специалист видит его содержимое. Это удобно и экономит время тех, кто проходит контроль: не нужно открывать чемодан, перекладывать вещи.

Нам показали, как это работает. В сумку спрятали муляж пистолета. Рентген выдает настолько четкую картинку, что с первого взгляда становится понятно, что в сумке находится оружие. Видно даже, как именно оно расположено.

— Не так давно в сумке женщины, следующей на въезд в Беларусь, было обнаружено что-то, напоминающее патроны. Женщину попросили открыть сумку. Оказалось, что это были ампулы, упакованные в блистер. Так что не всегда все так очевидно, как на примере с пистолетом. И такая работа требует от таможенника значительного опыта, — подчеркнул Владимир Пальчех.

И очень скоро мы смогли в этом убедиться.

Кроме маленького рентгена для чемоданов, в пункте пропуска имеется комплекс для досмотра автомобилей. Он позволяет «просветить» даже фуру. И точно так же сотрудник таможни видит перед собой на экране картинку. Вот только как он на ней может что-то определить?

— Вот посмотрите, это недавний пример, — указывает таможенник на экран. — В грузовом автомобиле находится спрятанный незадекларированный товар. Сможете определить, где он?

Сколько мы ни всматривались, но обнаружить контрабанду не удалось. Да, очевидно, что полуприцеп чем-то заполнен. Но что из этого разрешенный к ввозу товар, а что нет?

— В данном случае часть фуры ближе к дверям была заполнена легальным товаром, а за ним находился незадекларированный, видите?

К счастью, следующий пример был проще.

— Посмотрите, вот автоцистерна. Что-нибудь смущает?

Очевидно, что прицеп чем-то заполнен, причем это явно не жидкость и не газ. Скорее какие-то коробки, сложенные одна на одну.

— Так и есть. Это короба, причем заполнено практически все пространство — крупная партия.

В декабре с помощью этого досмотрового комплекса была выявлена крупнейшая за целый год партия гашиша, которую пытались ввезти на территорию Беларуси. Груз должны были доставить в Россию.

— Рефрижератор с целью прикрытия был заполнен товаром — кормом для животных. Водитель пытался пересечь границу в пункте пропуска «Урбаны», однако у сотрудников таможни возникли подозрения по поводу товара, было принято решение сопроводить его под контролем таможенных органов сюда, на «Бигосово». И в ходе проверки выяснилось, что передняя стенка полуприцепа двойная. А в образовавшемся пространстве в спрессованных брикетах перевозилось более 355 кг гашиша, — рассказали на таможне.

По данному факту было возбуждено уголовное дело.

Похожий случай произошел несколько лет назад. Двое граждан Эстонии на дорогом внедорожнике пытались въехать в Беларусь, но собака, которая помогала в досмотре, учуяла запах из порогов автомобиля. Пороги вскрыли и внутри обнаружили 60 кг гашиша.

— Выяснилось, что злоумышленники поместили упакованный гашиш в короба, а затем — в пороги. И после этого еще три месяца держали машину на стоянке, чтобы запах выветрился. Но и это не помогло, — отметил Владимир Пальчех.

Совет пятый: выполнять законные требования сотрудников таможни

Однако важно понимать, что для физического контроля автомобиля у таможенников должны быть основания. Такое решение не принимается по собственному усмотрению.

— Мы работаем с соответствующим программным обеспечением. Срабатывает система анализа и управления рисками, указывающая на то, что необходим досмотр. В этом случае решение должно быть согласовано, четко определяется объем этого досмотра, — пояснили на таможне.

Кроме того, существуют некоторые индикаторы риска, на которые таможенники всегда обращают внимание. Например, поврежденный тент у фуры либо отсутствие пломбы могут стать причиной досмотровых мероприятий.

— Но решение о досмотре принимает не сам таможенник, а начальник отдела после его доклада, — подчеркнул Владимир Пальчех.

Это значит, что решение о проведении досмотра является взвешенным и обоснованным.


22 марта Витебская таможня отметила юбилейную дату — 25 лет со дня образования. В ее структуру входят четыре таможенных поста: Новополоцкий, Оршанский, «Бигосово» и «Урбаны». Это, к слову, единственная таможня в Беларуси, которая осуществляет контроль на границе с тремя странами: Латвией, Литвой и Россией.

Сотрудники таможни проходят жесткий отбор. Существуют квалификационные требования, среди которых определенный возраст, наличие высшего образования, хорошее здоровье. Приоритет отдается специалистам в таможенном деле, экономистам, айтишникам. Последнее слово по каждому кандидату остается за председателем Государственного таможенного комитета — все личные дела попадают к нему на стол.

— Таможенник — это универсал во всем. Он должен владеть знаниями в области психологии и при этом быть юристом, приветствуется также знание иностранных языков. Каждый день таможеннику приходится работать с сотнями людей, поэтому нужно уметь выходить из любых ситуаций, — говорит Владимир Пальчех. — Да и вообще, нужно быть нормальным, адекватным человеком — это самое главное.

Чемоданы и дорожные сумки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by