28 марта 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Боролся с парковщиками на газонах — прокололи шины». Рейд ГАИ по минским дворам

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Ну наконец-то!» — почти в каждом дворе, куда заезжал экипаж ГАИ, встречался местный житель, который рассказывал о проблемах парковки. Инспекторы планировали обратить внимание на типичные нарушения ПДД: непропуск пешеходов, непредоставление преимущества на равнозначных перекрестках и при встречном разъезде. Однако так или иначе сталкивались с хронической болезнью минских дворов — перегруженностью и, как следствие, стоянкой на газонах и тротуарах. Несмотря на робкие попытки города ограничить число «чужих» автомобилей в некоторых кварталах (около бульвара Мулявина и Привокзальной площади), эта проблема по-прежнему чрезвычайно волнует минчан.

114 футбольных полей, изрытых шинами

Будний день. Час пик еще не наступил, сообщений о ДТП немного, и экипаж ГАИ направляется в проблемные точки. Сегодня это дворовые территории. Удивительное дело: несколько лет назад оказалось, что немалая часть учетных аварий регистрируется именно в жилых зонах, то есть в условиях ограниченного обзора и высокой вероятности возникновения конфликта «автомобиль — человек». Причем наезды совершались на маленькой скорости: критичные травмы люди (в основном почтенного возраста) получали при скорости автомобилей в 5—10 км/ч.

Худо-бедно проблему с габаритными машинами, которые чаще всего фигурировали в таких происшествиях, решили. Грузовикам запретили стоянку в жилых зонах, а мусоровозы теперь оснащены звуковой сигнализацией, работающей при движении задним ходом. Конечно, это соблюдается не повсеместно, но в целом число ДТП удалось существенно снизить.

А вот парковка в несанкционированных местах продолжает волновать горожан. Заметно, что в последнее время произошел сдвиг в ментальности. Все больше минчан не хотят мириться со стоянкой на газонах, которые весной превращаются в грязное месиво. Мало приятного видеть из окна пашню, а не зеленую травку!

Недавно коммунальщики приводили статистику: после зимы в минских дворах приходится восстанавливать газоны на площади до 80 гектаров ежемесячно. Это 114 футбольных полей, изрытых шинами!

Не меньше возмущает стоянка на тротуарах. У многих на слуху случай с молодым человеком, который систематически отправлял фотографии таких автомобилей. В ответ последовала агрессивная реакция одного из нарушителей, облившего неравнодушного минчанина краской. История получила огласку, состоялся суд...

Итак, служебная машина ГАИ заезжает во двор пр. Газеты «Правда», куда не раз вызывали инспекторов. Если в узком проезде встречаются два автомобиля, то может возникнуть конфликт: кто и кому должен уступить? Вроде бы все просто и понятно — тот, с чьей стороны имеется препятствие (например, припаркован ряд машин). Но, как показывает опыт, нередко возникают вопросы.

Однако в разгар рабочего дня больших проблем в спальных микрорайонах нет. Инспекторы лишь обращают внимание на Renault, стоящий на тротуаре, — пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть. Остается найти водителя, хотя не всегда это просто, даже если есть доступ к базе.

Пока сотрудники ГАИ ждут девушку, ответившую на телефонный звонок, к ним подходит мужчина. Высказывается по поводу парковки. Говорит: «Давно вас жду, тут столько машин не по ПДД стоит». Рассуждения в конечном счете сводятся к известной панацее: закрыться шлагбаумом. Правда, насколько это эффективный метод — большой вопрос.

Как говорят эксперты, каждый двор по-своему уникален и требует индивидуальных решений. Иногда для этих целей подойдет запирающее устройство. Однако, бывало, становилось только хуже. В наиболее горячих точках парковались прямо перед шлагбаумом: сначала один автомобиль, затем второй, третий, а четвертый окончательно блокировал выезд из двора.

Наконец появляется водитель Renault, которая переставляет свое транспортное средство и отправляется в машину ГАИ, где составляют протокол. Напомним, по статье 18.22 Кодекса об административных правонарушениях на первый раз предусмотрены предупреждение или штраф в 1 б. в., за повторное такое же нарушение в течение года — 2 б. в.

Трудности встречного разъезда: кто кому?

В спальных микрорайонах сейчас не так напряженно, как утром или вечером. Зато днем поступают сообщения из центра. Инспекторы принимают решение переместиться в один из самых «тяжелых» дворов Минска, который находится за Домом моды.

Тут большое тяготение транспорта практически в любое время суток: во дворе находится заезд на стоянку магазина, расположены офисы, объекты общественного питания... А еще приезжают покупатели, родители за детьми (рядом находится школа).

Вот типичный пример сложного встречного разъезда. В узком коридоре оказывается Toyota Land Cruiser. Навстречу движется Volkswagen Transporter. Водителю внедорожника приходится сдавать задним ходом. Учитывая, что в любой момент могут появиться пешеходы, приходится быть вдвойне внимательным.

Наибольшие проблемы возникают при встречном разъезде на основном участке местного проезда. С обеих сторон остановка и стоянка запрещены. Но в результате ДТП кто-то снес знак, и получается, что водители припаркованных автомобилей ничего не нарушили.

В подобных ситуациях часто возникают конфликты. И не всегда ситуация однозначная. Например, как быть, если водитель, с чьей стороны имеется препятствие, почти закончил проезд, а встречный автомобилист уперся и ни за что не соглашается уступить?

— В таком случае первый имел бы право завершить маневр, — считают инспекторы. — На момент, когда он выехал, встречной машины не было и водитель никому физически уступить не мог.

Рядом с автомобилем ГАИ останавливается девушка на Infiniti: «Что делать? Надо забрать из школы ребенка...»

Дело в том, что на въезде во двор установлен знак «Движение запрещено». Вопрос интересный. Водитель уверяет, что ей нужно несколько минут. И действительно, вскоре она покидает жилую зону.

Для таких ситуаций эксперты предлагают организовывать зоны посадки-высадки с четким временным лимитом. Нечто подобное реализовано на бульваре Мулявина рядом с детским садом.

Тем временем инспекторы обращают внимание на автомобиль службы доставки пиццы, который съезжает с тротуара.

— Я только приехал, разгружался, — объясняет водитель.

Чуть позже сотрудники ГАИ заметят: «Многие сейчас момент разгрузки трактуют спекулятивно. При осуществлении таких работ водители имеют право оставлять автомобиль на тротуаре только при условии обеспечения безопасности дорожного движения».

Соответствующий пункт в ПДД звучит так: «Допускается остановка транспортных средств дорожно-эксплуатационной и коммунальной служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах, а также других транспортных средств, обслуживающих торговые и другие организации, расположенные непосредственно у тротуаров, на время выполнения работ либо загрузки (разгрузки) транспортного средства при условии обеспечения безопасности дорожного движения».

Наступает черед припаркованных на тротуарах Renault Duster, Pontiac Vibe и Volvo XC70. У каждого водителя есть свое объяснение, но, похоже, они не особо настроены оспаривать столь очевидное отступление от ПДД.

Оказалось, что водитель Pontiac ранее привлекался к ответственности за аналогичное нарушение. Говорит, в прошлый раз машину эвакуировали. Сейчас придется оплатить две базовые.

По словам мужчины, управлявшего Volvo, он работает рядом — полчаса ездил в поисках парковочного места, а в итоге остановился на тротуаре. «Виноват, признаю», — заключает он.

Начинается стандартная процедура составления протокола.

— А че так много? За парковку? Базовую? — удивляется молодой человек, узнав размер штрафа, но соглашается оплатить его через ЕРИП.

«Все так серьезно?»

Следующая точка — ул. Интернациональная (возле перекрестка с ул. Ленина). На тротуаре стоят три автомобиля. На то, чтобы определить водителя, найти его телефонный номер и дозвониться, иногда уходит немало времени.

Эвакуация машины — процесс небыстрый, к нему прибегают в крайних случаях — когда автомобиль мешает движению или создает угрозу.

— У вас все так серьезно, — водитель Range Rover, оказывается, забыл водительские документы в другой машине.

Он также не оспаривает нарушение и соглашается оплатить штраф в 1 б. в.

Очередной двор, куда заезжает автомобиль ГАИ, находится на ул. Красной. Сразу две машины находятся на тротуарах. В процессе разбирательства выясняется, что обоими транспортными средствами управляли женщины. Одна из них объясняет, что приехала с маленьким ребенком, потому припарковалась поближе к подъезду и не успела переставить автомобиль. В этом случае сотрудники ГАИ решают ограничиться предупреждением.

Пока идет оформление другого нарушения, подходит местный житель. Сетует, что это лишь временно наведет порядок. Вспоминает, как сам пытался образумить нарушителей парковки: «Да толку... Только угрозы сыпались. А закончилось все тем, что кто-то проколол шины моего автомобиля. Такая вот борьба с парковщиками».


Долгое время дворам уделялось внимание по остаточному принципу. Но постепенно пришло понимание, что это чрезвычайно важная и близкая людям часть города. Двор — это первое, что видят жильцы, выходя из подъезда каждое утро. И если там навести порядок, а машины парковать систематизировано и не на тротуарах-газонах, то многое будет восприниматься иначе. Ведь город, в сущности, начинается именно с таких простых вещей.

Домкраты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by