Пожалуй, каждый житель столицы знает об этой трагедии. В начале декабря на проспекте Победителей в результате ДТП погибла девочка, которая переходила дорогу на зеленый сигнал светофора. Еще четыре пешехода были госпитализированы, в их числе бабушка и брат 11-летней школьницы. С одной стороны, трагедия, с другой — причина закрыть переход, с третьей — повод усилить контроль за прохождением техосмотра. Реакции на аварию были разными и не всегда логичными, однако очевидно одно — такое не должно повториться. Сегодня начинается суд по делу о нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности гибель ребенка. Заседание должно дать наиболее четкую картину произошедшего.
В день аварии сообщали, что у девочки не было шансов: она попала прямо под колеса и скончалась на месте. Вот что рассказал мужчина, ставший очевидцем. «Ехал со стороны первого кольца. Накатом подкатывался к переходу, так как горел красный. Вдруг люди разбежались в стороны и вылетел грузовик, — отметил он. — Я выбежал из машины, побежал туда. Мужики помогали сдвинуть грузовик с ребенка: сдвинули, но ей уже ничем нельзя было помочь. Водитель сидел в машине, видно было, что сам в шоке».
Таксисты, которые находились возле ТЦ «Замок», говорили, что не слышали, чтобы грузовик резко тормозил: «Раздались хлопки, мы обернулись и успели только заметить, как грузовик въехал в людей и они попадали в разные стороны».
Через несколько часов после аварии стали распространяться официальные сведения: у грузовика, который подъезжал к пешеходному переходу, отказали тормоза. При этом ЗИЛ ехал на относительно небольшой скорости, около 30 км/ч. Очевидцы говорили, что водитель мог бы свернуть в столб или в ограждение на островке безопасности. Но в результате произошел наезд на людей.
К вечеру стало известно, что было возбуждено уголовное дело, а водителя задержали. Несмотря на то что он был трезв, его поместили в изолятор временного содержания.
Далее последовала череда спорных решений со стороны властей. Во-первых, поэтапный переход закрыли, назвав его опасным (хотя эксперты, опираясь на статистику аварий, таковым его не признавали). Во-вторых, установили ограждение. В-третьих, убрали остановку. Исходя из последних новостей на тему организации движения на данном участке, здесь планируют открыть подземный переход.
Не так давно была обнародована информация о техсостоянии грузовика с фотографиями конкретных неисправностей. Они возникли до ДТП и могли быть обнаружены водителем путем визуального осмотра автомобиля перед выездом. Кроме того, следствием установлено, что водитель видел запрещающий сигнал светофора и имел возможность остановить машину перед стоп-линией только при условии исправности тормозов. Также пришли к выводу, что у водителя была возможность увести транспортное средство от пешеходного перехода, выехав на газон или ограждение, что помогло бы предотвратить трагедию.
Сегодня утром началось слушание по делу о нарушении ПДД и эксплуатации ТС лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека и причинение менее тяжкого телесного повреждения другому человеку.
Начался процесс. Обвиняемый — седой мужчина в годах — находится за решеткой, смотрит в одну точку, стараясь не поднимать глаза в зал. О нем известно, что он родился в деревне Могилевской области, имеет среднее образование, женат. Работает индивидуальным предпринимателем, ранее не судим.
В качестве потерпевших выступают родители погибшей девочки. Бабушка не выпускает из рук платок, не могла без слез представиться. По совету адвоката она ходатайствует привлечь в качестве соответчика сына водителя — как владельца средства повышенной опасности. К нему могут быть направлены гражданские иски о возмещении морального вреда.
Поначалу обвиняемый признался, что у него нет денег на адвоката, однако от защиты юристов все же отказался.
Прокурор зачитал список нарушений ПДД, среди которых выезд на неисправном автомобиле, движение на красный сигнал, пересечение стоп-линии. При этом представитель обвинения подчеркнул, что водитель мог заметить красный сигнал.
— Признаю вину полностью, — первым выступил обвиняемый. — Раскаиваюсь. Получил водительское удостоверение в 1979 году — категории В, С, Е. После два года отслужил в армии. Когда вернулся, стал работать водителем. С тех пор был шофером. Работал на строительные компании, другие фирмы. В 2014 году зарегистрировался в качестве ИП. Развозил товары по магазинам. Ездил на ЗИЛе, который называют в народе «бычок». Автомобиль принадлежит сыну. Но техобслуживанием и ремонтом занимался я. Машина стояла во дворе дома в поселке Сухорукие. Техосмотр в последний раз должен был пройти в 2016 году. Я проходил в июле или июне 2015 года.
После истечения срока техосмотр не проходил — из-за нехватки денег. Не мог оплатить налог и сам ТО. Один раз (в октябре 2017 года) меня оштрафовали за отсутствие техосмотра. Но я не прошел опять же из-за отсутствия денег.
Я не знал о неисправностях. Если бы чувствовал — ни за что бы не выехал. Обычно я осматривал машину по утрам: поднимал капот, проверял уровни жидкостей (масло, тосол, тормозная). На СТО такие авто не обслуживают.
Водитель продолжает показания:
— 2 декабря я почти весь день отработал, все было нормально, не замечал каких-либо неисправностей, тормоза работали. Не так давно менял сцепление — это было два месяца назад. В бачках системы жидкость была в норме. Я в кабине возил тормозную жидкость. В ЗИЛе стоит пневмогидравлика, ежедневно подливал жидкость. Экспертиза определила, что неисправности тормозной системы появились задолго, но я не знаю, что пояснить по этому поводу.
В день аварии я работал, заехал в ТЦ «На Немиге», никаких проблем не было. Ехал пустой, возвращался по пр. Победителей. К переходу подъехал по средней полосе со скоростью 40 км/ч, не более 60 км/ч. Немного отвлекся — или не знаю, что случилось, — и уже желтый сигнал. Резко нажал на педаль тормоза, машина чуть снизила скорость, но тут же педаль провалилась. Еще раз нажал на педаль — ничего. Вместе с тем стал сигналить. Мог я съехать вправо или нет, какой смысл сейчас говорить. Там доля секунды — и все случилось. ЗИЛ очень легко переворачивается. Если крутанул бы руль, число жертв, возможно, было бы больше, машина бы накрыла толпу пешеходов.
После удара кабину обступили люди. Одни кричали: мы тебя сейчас побьем, другие не давали выйти. В итоге я оказался заперт в кабине. Вокруг были крики, но о последствиях наезда я узнал только от инспекторов ГАИ.
Я сожалею об этом, я знаю, что это такое. Младшего похоронили мы, было 17 лет. Я знаю, каково это родителям хоронить детей. Я виновен во всем, что случилось, все признаю, — на этих словах мужчина расплакался.
Отец: «Мне не надо ваши извинения. Я работаю в МЧС и знаю, как ведет себя „бычок“. Было 20 метров до перехода. Неужели нельзя было ударить в соседние машины, чтобы остановиться или снизить скорость?»
Обвиняемый ответил: «Сейчас можно долго обсуждать, что нужно было делать: повернуть влево или вправо. Тогда все было быстро. Раздавило тормозной цилиндр, а при втором нажатии педали тормоза вся жидкость вытекла. Потом я сбросил передачу до первой и заглушил двигатель, но было уже поздно».
После уточняющих вопросов обвиняемый заявил, что ехал на ручнике. По его словам, он заметил это слишком поздно, когда затянул стояночный тормоз после ДТП.
«Муж долго просил, чтобы мы с внучкой сходили на каток, — со вздохами говорит бабушка погибшей девочки. — Мы и поехали: я, Настя и Лешка. Переходили улицу. Загорелся желтый, все пошли, но мы стояли, держались за руки. Потом зеленый — и мы пошли. Звукового сигнала не слышала. Мы прошли одну полосу, и только услышала звук движения машины.
Инстинктивно схватила детей, хотела закрыть собой, оттолкнуть их. Со мной уже будь как будет. Лешу успела схватить на руки, чтобы отбросить, и вместе с ним мы упали. Следом услышала стук удара. Повернулась вслед машине — там Настя под колесом лежит. Я уже не смогла туда смотреть.
Хорошо, что хоть Леша не плакал. Потом меня увезли в больницу. Ко мне приехала невестка (мама погибшей девочки), а я сказать ничего не могла».
Бабушка в конце показаний сквозь слезы рассказала о своем нынешнем состоянии: «Я не знаю, как дальше жить. Все время плачу. Постоянно болит голова. Не могу спать. Закрываю глаза — вижу момент происшествия. Потому не сплю. Лечилась в психоневрологическом диспансере, принимала лекарства. Но пока не помогает. Не могу смотреть на сына — все время чувствую внучку, будто бы она за мной. Только что на работе работаю. Прошлое место пришлось оставить из-за психического состояния. Хочу, чтобы суд наказал водителя строго. Мой муж тоже водителем работает — понимаю, что всякое может случиться. Но тут же автоматика была полностью неисправна!»
Отец погибшей девочки дополнил слова бабушки: «Ребенок занимался спортивным плаванием. В этот день она вернулась с занятий, мы с женой решили пойти в магазин за покупками, а бабушка с обоими детьми отправилась на каток. Позже, ближе к вечеру, мне позвонили и сказали: „Случилась беда с детьми“. Что именно, было непонятно. Попросил соседа завезти меня с женой на озвученное мне место аварии. Там я увидел тело моей дочери в мешке.
Супруга спрашивала, где ребенок: очевидно, не осознавала происходящее. Я понял, что у жены от увиденного может пошатнуться психическое состояние. Я отвлек ее внимание на то, что наш сын сейчас в больнице. Мы уехали к сыну. Сейчас ему 8 лет, он знает, что случилось с сестрой. Боится ездить на машинах, ненормально реагирует на сигналы клаксона. С ним работает психолог.
Для моей семьи это катастрофа. Никакие деньги не помогут возместить ущерб, и эти деньги мне не нужны, исков не предъявляю. Это останется с нами на всю жизнь. Состояние моей матери вообще считаю критическим.
Я для себя делаю вывод, что водитель начал поворачивать рулевое колесо слишком поздно — исходя из моего опыта спасателя. Водитель побоялся повредить свою машину, хотел заработать с этим ЗИЛом денег. Потому не направил авто в сторону. Таково мое мнение. Хотел заработать денег — пусть с ним они и остаются. Исков на возмещение вреда я не предъявляю. Обращаю внимание суда на зажатый ручной тормоз, на тот факт, что водитель отвлекся. А также хочу подчеркнуть, что бабушка не слышала приближения машины, что может говорить о высокой скорости. Считаю, водитель заслуживает самого строгого наказания — лишения свободы до 5 лет. Я вижу, что он не предпринял мер по минимизации последствий.
Свидетелями по очереди выступают девушки, которых также задело автомобилем. Одна пояснила, что не слышала звука сигнала, не видела света фар: «Удар произошел неожиданно, когда я была на середине перехода. Самого наезда на девочку я не видела. Меня ударил в плечо». Другая — та, что получила травму головы, — дополнила, что видела перед переходом стоявшие машины, когда начала переход, а уже следом увидела едущий грузовик — он гудел.
Сын водителя, как владелец транспортного средства, является соответчиком. Он сразу заявил, что готов выплатить по иску (20 тысяч рублей), только не сразу, а частями — набрал кредитов. Его отец вновь повторил свою мысль: «Он не должен отвечать за мои поступки. Я виноват, а сын ни при чем. Потому сумму иска не поддерживаю».
Молодой человек также отметил, что не замечал неисправностей: «Я не заставлял отца пройти техосмотр, не проходил сам. А не переоформлял машину со своего имени на обвиняемого просто потому, что он мой отец. Я не мог предположить, что такое случится».
Прокурор долго зачитывает список травм, от которых погибла девочка. Кратко говоря, сначала был толчок, а позже наезд на голову, смерть наступила от открытой ЧМТ. Все это время бабушка ребенка пытается закрыть руками уши, чтобы не слышать анатомические подробности своей личной трагедии.
Далее гособвинитель зачитывает заключение экспертов: рулевая, ходовая, тормозная системы были неисправны задолго до происшествия. Водитель со вздохом согласился с такими выводами, а также пояснил: «Как ИП выпускаю в рейс себя сам, сам расписываюсь в документах за механика и врача».
По закону запрещено осуществлять выезд коммерческой техники без предрейсового осмотра. Он может проводиться как на специализированной станции, так и самостоятельно перевозчиком при условии выполнения всего комплекса диагностических работ.
Обвиняемый ранее более 20 раз привлекался к административной ответственности, в том числе 14 нарушений — по линии ГАИ. В частности: за неподчинение требованиям представителей ОВД (по его словам, не согласился поехать с милицией, которая его ждала у входа в дом), управление ЗИЛом с неисправностью рулевого управления и за отсутствие техосмотра. «За страховку должен заплатить, еще за дорожный налог, таких денег не было, — объясняет мужчина. — Но, конечно, я понимаю, что должен был сохранять автомобиль в технически исправном состоянии».
Заседание продолжилось после перерыва просмотром видео- и фотоматериалов. На записи видеокамер издалека запечатлен момент наезда, слышны неясные звуки, похожие на скрежет. Отец и бабушка погибшей девочки на предложение ознакомиться с материалами ответили отказом. Наоборот, во время демонстрации роликов обвиняемому они опустили головы.
«Хотим еще раз извиниться перед потерпевшими, — обратился к родственникам девочки сын водителя ЗИЛ, владелец авто. — Не объяснить словами ваше горе. Пытались связаться через следователя, но сказали, большое горе, не готовы пока».
Начались прения. Первым высказалась гособвинитель: «Это происшествие стало трагедией не только для семьи, но и для многих горожан. Водитель не раз признавал вину устно, но не по факту. В частности, не подтвердил факт неисправности машины до выезда. Гособвинение усматривает это как непризнание вины в управлении технически неисправным авто. Наличие в кабине бутылок с тормозной жидкостью говорит об осознанном вождении неисправного авто. Обвинение приходит к выводу, что ДТП случилось из-за нарушений эксплуатации ТС.
По записям видно, что водитель грузовика дважды нажал на тормоз (судя по стоп-сигналам), но все равно продолжил движение прямо, не попытался уйти от удара. Машина прошла примерно 70 метров, прошло около 5 секунд. Считаем, этого было достаточно, чтобы снизить скорость или изменить траекторию движения.
Обвиняемый говорит, что не проходил гостехосмотр. А это — как скажет любой автомобилист — неприемлемо для водителя. Если бы обвиняемый прошел ТО, возможно, трагедии не случилось бы.
Шоферу, оказывающему услуги грузоперевозок, запрещено выезжать без предрейсового осмотра. Как признался обвиняемый, осмотр он провел визуально. Потому считаем, он сознательно допустил нарушение ПДД. А закон в таких случаях требует не применять снисхождения к обвиняемому».
Гособвинение просит назначить в качестве наказания лишение свободы в колонии общего режима (не поселения) на срок 5 лет, а также лишение водительских прав на 5 лет.
«Довольно странным выглядит непризнание обвиняемым вины, — слово взяла представитель защиты родственников девочки. — Почему он считает, что автомобиль был исправен, а тормозная система работала? Если выводы экспертов указали точный список неисправностей.
Должно быть удовлетворено исковое требование потерпевшей в полном объеме. У нее появилось серьезное заболевание — все описано в заключении психоневролога. Этот иск владелец ЗИЛа признал.
Водитель говорит, что не стал сворачивать руль, потому как опасался более серьезных последствий. Мы хотим спросить: „Ну куда более серьезно? Пострадало пятеро, один человек погиб. Жизнь семьи перевернута“.
Наказание должно быть соотносимо нанесенным действиями водителя последствиям. Мы видим, что он не признает вину, что в отношении него было составлено 14 протоколов по линии ПДД. Потерпевшие просили наказание в виде лишения свободы и сейчас поддерживают свою позицию».
Во время последнего слова водитель был краток: «Что сказать? Я не хотел, чтобы так случилось. Вину я признаю. Простите, если сможете».
Дополнено:
Приговор по этому делу вынесен в четверг, 5 апреля. Мужчине назначили наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима (не поселения, как обычно в подобных делах. — прим. Onliner.by) и 5 лет лишения водительских прав, взыскать с владельца авто 20 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Приговор может быть обжалован в течение 10 дней после оглашения.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by