15 299
140
05 мая 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко
Как разговоры по телефону и общение в мессенджерах влияют на вождение. Эксперимент Onliner.by

Приглядитесь как-нибудь, стоя на светофоре, сколько водителей говорят по телефону или пишут что-нибудь в мессенджерах. Общение без отрыва от руля приняло массовый характер. В некоторых странах в принципе запрещено любое использование смартфонов во время управления автомобилем, даже разговоры при помощи громкой связи... Насколько это оправданно? И хотя есть данные о множестве исследований на этот счет, мы решили провести свой эксперимент. Пригласили троих водителей, чтобы проверить, как разговоры и пользование мессенджерами влияют на управление машиной. Что вышло?

О чем речь



Суть эксперимента: проехать несколько раз при разных условиях

На самом деле понять, что водитель говорит по телефону, довольно легко: большинство снижают скорость и движутся медленнее, чем основной поток. Выдать болтливого автомобилиста могут также необозначение маневров и небрежность при их выполнении.

— Попросим троих водителей на своих автомобилях (у всех машин механическая коробка переключения передач) проехать трассу несколько раз, — объясняет суть эксперимента Юрий Краснов, который уже несколько раз проводил подобные испытания. — Сначала просто без всяких разговоров. Время прохождения трассы зафиксируем. Это станет отправной точкой, на которую мы будем ориентироваться. Затем попросим участников ответить на телефонный звонок по громкой связи. После этого водители проедут круг, держа смартфон в руке. Наконец, самый сложный этап — общение через мессенджеры: пускай попробуют ответить на срочный вопрос, управляя машиной.

Участники эксперимента (слева направо): Марина, Юрий и Владимир, а также Юрий Краснов (в кепке)

Отметим, что испытания проводятся на закрытой площадке (автодром учебного центра ДОСААФ). Ведущий рубрики сооружает трассу из фишек, которая предусматривает пару резких поворотов и неприятных виражей, и параллельно рассуждает о проблеме: «Замечали, что иногда водители не начинают движение на загоревшийся зеленый сигнал светофора? Скорее всего, они в этот момент пишут что-то в мессенджере».

Чтобы исследование было объективным, некоторое время участники изучают особенности трассы — им дали возможность потренироваться. Испытание начинается лишь после того, как ребята сами решают, что готовы к эксперименту.

— Водитель, который держит телефон возле уха, едет более осторожно, — решает дать небольшой прогноз перед стартом Юрий Краснов. — А когда общается по громкой связи, то понимает, что руки свободны, и едет менее аккуратно. На этом этапе есть риск совершения ошибки — кто-нибудь непременно собьет фишку. При пользовании мессенджерами будет все и так очевидно, вот увидите.

Первая участница. Разговоры не ухудшили результат, а вот мессенджеры...

Первой к эксперименту приступает Марина, водитель Ford Fiesta. Права она получила шесть лет назад, реально ездит за рулем около полугода. По ее словам, во время управления автомобилем предпочитает не разговаривать по телефону, но иногда все же приходится отвечать на звонки: «Вообще, я завидую людям, которым удается одновременно водить и вести разговоры».

Сначала «эталонный» заезд, когда водителя ничего не отвлекает, а смартфон лежит в сторонке.

Честно говоря, мы не ожидали такой прыти от девушки. Хетчбэк юрко входил в повороты и резво разгонялся на прямых. Сразу стало понятно, что Юрий Краснов не особо жалел участников: трасса вышла не самой простой — водителям приходится покрутить рулем.

Ведущий рубрики останавливает секундомер — 29,87 секунды. Ни одной фишки не сбито. В общем, предсказуемо. На этот результат будем ориентироваться в последующем.

Теперь приступаем к самому интересному. Девушке предстоит говорить по телефону, используя громкую связь. Разумеется, при этом она должна двигаться по трассе и стараться проехать ее как можно быстрее.

— Когда говорю по телефону, то использую как раз эту функцию, — рассказывает Марина. — В сложных ситуациях, когда нужно маневрировать, прошу либо подождать, либо заканчиваю разговор.

Отметим, что в ПДД это оговорено: «водителю запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

Еще до начала эксперимента мы договорились, что в роли собеседника выступит Юрий Краснов. Он будет задавать вопросы, которые потребуют конкретных ответов и заставят собеседника напрягаться.

— Расскажи, какого цвета у тебя холодильник? — ведущий рубрики начинает опрос сразу после старта автомобиля.

— Белый! — девушка явно в смятении.

— А какой бы хотела?

— Черненький!

— В морозилке мясо есть?

— Курочка.

— Какие блюда будешь из нее готовить?

— Вареные.

Убеждаемся, что ответы были не формальными. Однако девушка явно испытывала неудобства, не зная, то ли маневрировать, то ли отвечать. При этом результат оказался несколько неожиданным — 29,1 секунды, то есть лучше, чем в прошлый раз!

— Водитель, когда говорит по телефону, не так напряжен. Он расслаблен, не совершает ошибок и движется на автомате, — Юрий Краснов результату не удивлен.

А сейчас водителю Fiesta предстоит управлять автомобилем и одновременно говорить по телефону, держа трубку у уха. Как? Ну в привычной позе. Мы же за условия, максимально приближенные к реальным.

— Обожди, я сейчас передачу включу! — просит девушка.

О сути разговора можно догадаться по ответам:

— Вечером только.

— Ребенка? В шесть.

— Муж работает.

— Программист.

Смотрим на секундомер — 30,84 секунды. Почти как в прошлый раз, но за одним исключением: в самом конце круга Марина сбила фишку. Этому тоже есть объяснение, и девушка подтверждает догадку:

все время из-за необходимости мысленно разрываться между управлением автомобилем и разговором она находилась в напряжении, от которого хотелось избавиться. И когда финиш казался близок, допустила ошибку.

Завершающий этап касается пользования мессенджерами, получившими в последние годы большую популярность. Что потребует срочного ответа от водителя? Туда как раз обычно пишут что-то невероятно важное, и рука сама тянется к смартфону.

— Пришло сообщение? Читай! — ведущий «Разборов...» отправляет вопрос девушке и сразу же объявляет старт.

— Срочно пиши свой адрес, — смотрит в экран Марина и жмет на педаль газа. — Вот черт...

Дальнейшее напоминает попытку стать Юлием Цезарем. Водитель пытается одновременно управлять хетчбэком и набирать текст, который, в общем-то, короткий. Мессенджер требует слишком много внимания, и девушка ошибается, пропуская нужный поворот.

На финише нас встречает злорадствующий Краснов. Он-то адрес получил, но какой ценой: сбиты три фишки на разных участках трассы, Марина промахнулась мимо поворота, а итоговое время — 41,4 секунды. Разница более чем в десять секунд по сравнению с «эталоном»!

— Самым сложным, конечно, был последний этап. И опасным еще! — делится эмоциями после финиша Марина. — А во время разговора по телефону (с трубкой у уха) пришлось рулить одной рукой и я чуть не вывернула палец. Так себе удовольствие...

Второй участник. Трубка возле уха и мессенджер замедлили реакцию

Вторым на трассу выезжает Владимир, водитель Volkswagen Jetta. Парень управляет автомобилями чуть менее двух лет. Говорит, если пользуется телефоном за рулем, то обращается к помощи громкой связи. Когда складывается сложная дорожная ситуация, то просто прерывает разговор.

Эталонный первый круг Владимир проезжает за 33,41 секунды. Цели сравнивать результаты между участниками не было, но невольно это происходит. Идея же в том, чтобы водители соревновались сами с собой, а не с «конкурентами».

Однако парень явно смущен, поэтому на следующем круге пытается взять реванш. Напомним, на данном этапе водитель говорит по телефону, используя громкую связь.

— Рассказывай, когда у тебя машина появилась? — спрашивает Юрий Краснов.

— Полтора года назад.

— Сам колеса сможешь поменять?

— Конечно. Брызговики ставил, шумоизоляцию сам делал.

— У тебя болты какие на колесах?

— Не в курсе. Знаю, что диаметр 16-й.

— А штангенциркуль есть?

— Никаких штангенциркулей не знаю. У меня домкрат...

Как и предыдущей участнице, Владимиру удалось улучшить время прохождения первого круга — 31,92 секунды. Рассуждая об этом, нашли еще одно объяснение:

с каждым разом результат будет улучшаться, ведь водитель стремится проехать быстрее. Так что ничего удивительного.

Посмотрим, что будет, когда Владимир станет держать трубку возле уха. Парень сначала думает, какой рукой лучше взять телефон, но потом все-таки прижимает его плечом. Характерная поза для некоторых водителей.

Снова слышим только ответы и строим догадки.

— В багажнике.

— Куртка.

— Зеленая.

— Домкрат.

— Машина ж целая!

— В университет, надо же быть модным.

В этот раз результат оказывается несколько хуже — 36,94 секунды (на 3,5 секунды хуже «эталона»).

— Водители, которые во время управления автомобилем держат телефон в руке, стараются ехать аккуратнее. Это такая плата за разговор, — считает Юрий Краснов.

Наконец, испытание мессенджером. Владимиру нужно прочитать сообщение вслух и стартовать:

— Напиши, в какой области находится Брестская крепость.

Сразу становится очевидным, что молодой человек постоянно чатится в мессенджерах — сноровка набирать текст в самых неудобных ситуациях налицо.

Однако он совершает ту же ошибку, что и водитель Fiesta — промахивается мимо поворота. Это кажется нам типичным: оба стремились набрать текст на прямом участке, когда вроде бы была возможность это сделать, но когда отрывались от смартфона...

— Характерно, что поначалу водитель не ехал, пытаясь набрать текст, а когда отправил, сразу же стартовал, — замечает ведущий «Разборов...». — Но прозевал поворот. Итоговый результат: 39,16 секунды.

Третий участник. Разговоры ухудшили результат, чат повлиял еще больше

Третьим участником стал Юрий, владелец Renault Symbol. Его водительский стаж — более двух лет. Парень заметно нервничает перед съемками. Мандраж, впрочем, не сказывается на результате. Первый круг молодой человек проезжает быстрее других — 28,9 секунды. Это время считаем эталонным.

— Я сам установил громкую связь в автомобиле, чтобы если отвлекаться, то минимально, — признается перед следующим этапом Юрий. — Вообще, стараюсь не говорить на сложные темы за рулем. Когда назревает серьезный разговор, то стараюсь его отложить или перенести.

На старт, внимание, марш!

— Какого цвета носки предпочитаешь? — допытывается Юрий Краснов, голос которого по-прежнему звонко звучит в динамиках.

— Черного, белые слишком быстро пачкаются.

— Сам стираешь?

— Когда сам, когда стиральная машина.

— А если дырка образовалась — выкидываешь или штопаешь?

— Закрашиваю ноготь черным маркером, — водитель даже пытается шутить.

Тем не менее результат выходит чуть хуже — 30,88 секунды. Правда, время первого круга было слишком быстрым.

Переходим к следующему этапу, когда водитель должен говорить держа смартфон в руке. Как и предыдущий участник, Юрий прижимает телефон плечом к уху.

— Просто смайлики, чтобы других веселить, — судя по ответу, вопрос ведущего касался изображений на кузове.

— Заказывал из Китая.

— Не помню, около доллара.

— С карточки.

Парень практически повторяет прошлый результат — 30,89 секунды. Юрий Краснов замечает, что водитель управлял рулевым колесом одной рукой и это у него здорово выходит.

Остается самое сложное — мессенджеры. Договариваемся, что молодой человек будет отвечать так, как ему удобно. По признанию Юрия, за рулем он только читает сообщения, а отвечает только тогда, когда есть возможность (например, во время ожидания зеленого сигнала светофора).

— Где находится Марианская впадина? — зачитывает водитель Renault. — Я не знаю!

Хочешь не хочешь, а выполнять задание надо. Парень старается что-то набрать на телефоне. Скорость автомобиля сильно снижается, двигатель ревет — Юрий не перешел на вторую передачу. Нажав «Отправить», он, словно освободившись от тяжкого груза, хватается за рычаг КПП и жмет на педаль газа. Смартфон, не ожидая такого, улетает на пол.

Тщетно! Судья объявляет результат — 38,43 секунды.

— Когда говорил по телефону, самым проблематичным было входить в повороты, — делится впечатлениями Юрий. — А вот мессенджер сильно отвлекал, ну его.

Четвертым участником стал Юрий Краснов. Самый показательный результат

Когда казалось, что испытания завершены, Юрий Краснов решает сесть за руль Ford Fiesta. Говорит, со стороны не то, для чистоты эксперимента нужно самому прочувствовать. Предсказуемо он будет стараться пройти круг быстрее всех. Так, собственно, и происходит: резкий старт, шины визжат, тела пассажиров вжимаются в сиденья. Итог — 26,02 секунды.

А дальше случается самое интересное. По задумке первая участница, Марина, будет говорить с водителем по телефону. В салоне включена громкая связь. Что покажет секундомер?

— Какого цвета ногти у жены? — интересуется девушка.

— Зеленого, называется Porsche Cayenne.

— День рождения тещи?

— Что еще раз? День рождения тещи? 16 марта... — водитель постоянно переспрашивал, да и скорость автомобиля заметно снизилась.

— Дача есть?

— Что говоришь? А-а-а, дача? Дом в деревне...

— Где?

— Где находится? В Кореличском районе.

Когда ведущий пересек финишную черту, сам удивился результату: «Время — 34,67 секунды. Я как улитка! Настолько разговоры отвлекают...»

Снова вспоминаем про медленные автомобили, водители которых тормозят поток. А потом оказывается, что они отвлечены, вероятно, важным разговором.

Заметно, что Юрий Краснов сделал выводы и стремится улучшить результат во время следующего этапа, когда он будет держать трубку рукой.

— Живу на пятом этаже.

— Три комнаты.

— Что говоришь? Двоих сколько? Моих? Ну спальня, — опять водитель переспрашивает

Нам это показалось то ли уловкой, то ли нежеланием отвлекаться от трассы. Сам ведущий оправдывается: «Ну не тянул я время, честно...»

По результату это очень заметно: 35 секунд...

Остается проверка мессенджером, что, судя по результатам других участников эксперимента, является самым сложным.

— День рождения Виталия Жуковского... — читает сообщение Краснов. — Подождите-подождите... Я знаю! Пятого октября. Не туда поехал... Все, я пошел.

Пока водитель не отправил сообщение, машина еле тянулась. Позже он прокомментирует: «Смотрел, куда тыкать!» Итоговое время — 36,62 секунды. Как нам показалось, ведущий рубрики компенсировал задержку за счет быстрого прохождения оставшегося участка трассы.


Результаты оказались несколько неожиданными. Во-первых, разговоры по телефону с помощью громкой связи не отразились негативно на итоговом времени молодых участников эксперимента. У Юрия Краснова же, напротив, круг получился едва ли не самым медленным. На хорошем классе заметна разница, так что считаем этот результат репрезентативным.

Во-вторых, использование рук во время управления автомобилем явно не пошло на пользу участникам. Результат оказался хуже эталонного. А девушка даже сбила фишку.

В-третьих, общение через мессенджеры не только замедляет транспортное средство и реакцию водителя (а кто-то сомневался?), но еще и грозит тем, что вы пропустите поворот (в лучшем случае) или в кого-нибудь врежетесь (в худшем).

— Это испытание помогло представить, что может произойти, если будешь отвлекаться на мобильник, — первым подводит итоги Юрий, водитель Renault. — Причем многое зависит от того, как используешь смартфон, держишь ли в руках или отправляешь сообщение. Говорить по громкой связи еще куда ни шло, но если открываешь мессенджер, то можно пропустить что-то очень важное.

— Нужно выбирать: говорить по телефону или смотреть на дорогу, — солидарна Марина, владелица Ford. — Для себя я сделала однозначный вывод: никаких сообщений за рулем писать не буду. А разговоры — только по громкой связи и короткие.

— Глаза на дорогу, а в руках только руль — тогда вождение будет безопасным, — поддерживает Владимир, управлявший Volkswagen.

— Во время использования телефона за рулем ты как минимум замедляешься и начинаешь мешать другим. Я сам попробовал это и ощутил, — присоединяется Юрий Краснов. — У всех вышел схожий итог. Несмотря на то что Юрий гоняет, он хорошо управляется с рулевым колесом одной рукой. А Владимир и Марина совершили одну и ту же ошибку, когда проходили испытание мессенджерами. Честно говоря, я сам там едва не промахнулся мимо поворота. Так что во время выполнения сложного маневра есть риск совершения ошибки. Насчет телефонных разговоров не все так однозначно. Сужу по себе: когда управляешь, то концентрируешься на дорожной обстановке. Ну а когда прислушиваешься к собеседнику, то часть слов пропускаешь мимо ушей. Или же не замечаешь что-то на дороге — у кого как...

Устройства для громкой связи в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко