Штаны, газон и Touareg обсуждали прошлую неделю, кажется, все кому не лень. Сейчас страсти поутихли, и от ситуации изрядно подустали не только непосредственные участники конфликта. И все же типичного в ролике было немало. Автор видео отстаивал зеленую зону, водитель в итоге посчитал обиженным себя. Столкновение интересов из-за дворовой парковки происходит не в первый раз. Финал у таких историй может быть разным. Мы встретились с двумя Александрами, которые не понаслышке знают о подобных конфликтах. Одного облили краской и назвали тихушником, впоследствии он выиграл суд. Другой смог освободить двор от автомобилей, хотя ему тоже не раз мстили неизвестные «доброжелатели».
— Когда я разговаривал с водителем Touareg, понял, что ему самому все уже порядком надоело, — признается Юрий Краснов, который связывался с обоими участниками конфликта на ул. Голубева. — Но у меня сложилось впечатление (возможно, ошибочное), что он по-прежнему винит всех, кроме себя. Например, обижается, что про него неправильно написали.
Отметим, звонившего предупредили о ведении звукозаписи, а цитаты воспроизведены дословно.
— Автор видео признался, что не планировал никуда выкладывать запись, — продолжает ведущий рубрики. — Он рассчитывал, что, увидев смартфон, водитель прекратит езду по газону. Но тот начал конфликтовать.
«А баллончик взял потому, что, говорит, „неизвестно, как себя поведет человек“. А тот действительно повел себя неизвестно как...»
Сложилось ощущение, что водитель внедорожника осознавал свое бессилие и никак не мог смириться с этим, потому несколько раз возвращался к автору ролика, дабы выплеснуть очередную порцию гнева. Есть пара характерных моментов, которые уместно анализировать скорее на приеме у профессионального психолога.
Юрий Краснов проводит такое сравнение: «Смотрел ролик и думал, что же мне это напоминает. А потом осенило! Ребенка, который не понимает, что ему самому хотят сделать лучше, но для этого надо отказаться от выбранного сценария. И никак его не переубедить».
Произошедшая ситуация — иллюстрация того, как через цивилизованную оболочку пробиваются природные инстинкты. Чем более воспитанный человек, тем меньше у него желания вступать в подобную полемику.
— Хотя, по идее, такие люди должны быть готовы к конфликтам. Или же они рассчитывают, что все промолчат, закроют глаза и не заметят? — задается вопросом ведущий «Разборов...».
Интересно, что, судя по реакции людей, абсолютному большинству перерытые шинами газоны и переполненные автомобилями дворы не нравятся, но их молчание воспринимается как негласное согласие.
Меньшинство же агрессивно отстаивает право парковаться именно во дворе, даже несмотря на отсутствие свободных мест.
Эта история напомнила нам аналогичную ситуацию, взорвавшую соцсети несколько месяцев назад. Тогда минчанина облили краской со словами «достал отправлять фото парковки в ГАИ». Александр регулярно сообщал о машинах, стоящих на тротуарах и газонах во дворе дома по ул. Притыцкого.
Да, мы живем в мире, где твит с фотографией мгновенно становится информационным поводом для десятков СМИ. За час можно стать узнаваемым, и тебе уже звонят: «Слушай, я тут в интернете увидел...»
— У нас есть контингент людей, которые считают, что во дворе обязательно должно быть место для их машины, — рассуждает Александр. — Видно, что автор ролика сразу не хотел применять баллончик, отходил, чтобы избежать прямого конфликта. Но все равно... Посыпались оскорбления. А когда ты сталкиваешься с агрессией, всегда хочется ответить.
Как говорит наш собеседник, он представлял себя на месте автора видео с ул. Голубева и думал, как бы действовал сам: «В общем, похоже, баллончик стоит прикупить».
— Почему вы решили сообщать о неправильно припаркованных автомобилях? — спрашиваем у Александра.
— Каждое утро идешь по тротуару и упираешься в одну и ту же машину... В определенный момент я достал смартфон и сделал снимок, а когда было время, отправил в ГАИ. Замечу, что фотографирую далеко не все машины на тротуарах и газонах. Один-два раза оставил человек, ну бывает. Мало ли... Меня возмущает, когда нарушения носят системный характер.
— Знаете, как обычно случается? — рисует правдоподобный сценарий Юрий Краснов. — Водитель замечает свободное место: раз припарковался, второй... Нет реакции? Значит, так буду делать всегда. Остальные смотрят и начинают поступать так же. Теория разбитых окон в действии. Потихонечку «паркуны» захватывают территорию и наступает стадия, когда это воспринимается уже нормальным. А если кто-то возражает, то он плохой, враг и доносчик.
По словам Александра, в открытый конфликт вступил только этот автовладелец. После выигранного суда парень лишь однажды пересекся с обидчиком. Тот ехал за рулем машины, опустил стекло, что-то сказал и продолжил движение.
Замечаем, что рядом на тротуаре стоит Audi A4. По словам молодого человека, он видит этот автомобиль во дворе впервые: «Если речь идет о единичных случаях, то я просто прохожу мимо, но запоминаю. Лишь когда это принимает постоянный характер, готов действовать».
Сам парень тоже ездит за рулем автомобиля. Говорит, всегда старается найти легальное место: иногда приходится кружить 5—10 минут и пройти некоторое расстояние, но это его не смущает.
По мнению Александра, после громкого случая во дворе меньше стали парковаться на тротуарах. При этом в открытую никто из соседей слова поддержки или критики не высказывал.
Водителю Touareg не понравилось, что автор видео демонстративно вел съемку. Сразу вспомнилась другая ситуация, когда автовладельцы говорят: ну чего он исподтишка снимал, подошел бы, мы бы поговорили.
В общем, всегда будет аргумент, дескать, другая сторона сделала что-то не так, не по понятиям двора.
— В моем случае меня назвали тихушником, — вспоминает Александр. — Потом он возмущался, мол, почему ко мне не подошел. А сам, ничего не говоря, облил краской и в сторону: «Извините-извините».
По версии молодого человека, чтобы его вычислить, был разработан хитроумный план. С одного из припаркованных на тротуаре автомобилей сняли задний номер, чтобы парень сделал снимок именно передней части машины. А с этого ракурса он попал в объектив регистратора.
Возможность сохранить анонимность заявителю Юрий Краснов считает важнейшим моментом, без которого борьба с неправильной парковкой не будет эффективной: «Когда еще работал в ГАИ, бывало, вызывают во двор. Приезжаешь, вдруг открывается форточка и бабушка просит: вы только сильно не штрафуйте, мне тут еще жить... И я ее понимаю. Человек, сообщающий о нарушении, может столкнуться с яростной реакцией. Причем обиженные сами не правы, но винят соседей, которые не хотят жить в грязи. Посмотрите, многие люди даже не умеют общаться! В ответ на легкую критику начинают оскорблять, угрожать».
Подобные ситуации описывались неоднократно. Вспомните хотя бы историю с гнусными объявлениями. В отношении молодого человека, боровшегося с нарушениями правил парковки во дворе, устроили настоящую травлю, оскорбляли, разместили фото и адрес, где он живет. Сам автор пасквиля подписаться, впрочем, забыл...
Оправдывать парковку на тротуаре и газоне нехваткой мест уже не модно. В немецких и шведских дворах автомобили, как правило, не паркуют надолго. Туда можно заехать на 5—10 минут, чтобы выгрузить вещи/продукты, и быстренько переехать на стоянку, которая находится обычно за периметром квартала.
— Ездил недавно в Стокгольм, где так и организовано, — вспоминает Александр. — Везде машин много, но во дворе их нет. Ни одной припаркованной! Там детские площадки, альпийские горки, беседки... Место для отдыха и времяпровождения с семьей и друзьями.
В шведском фильме «Вторая жизнь Уве» (2015 г., режиссер Ханнес Хольм) есть характерный эпизод, когда главный герой спорит с наглым соцработником, заезжающим на автомобиле на территорию жилого поселка и апеллирующим к спецразрешению. Для шведов это верх наглости.
— А что такое хороший двор в вашем понимании? — интересуемся у Александра.— С проездом, но без припаркованных машин. Хочется выходить из подъезда и попадать в уютное пространство. Чтобы была зелень, беседки. Тогда и люди начинают общаться. Мы, соседи, ведь друг друга даже не знаем.
Ведущий рубрики, услышав эти слова, испытывает мощный приступ ностальгии: «Я в детстве любил приезжать к дедушке, который жил на ул. Герасименко. Там двор был живой. Мужики играли в домино, часть пацанов следила за процессом, часть пинала мяч. Кто-то с горки катался, кто-то на великах».
Замечаем, что в основном за деавтомобилизацию дворов ратуют молодые люди, которые поездили по зарубежью и увидели, как там обустроено жилое пространство. Что там могут быть беседки, волейбольные площадки, место для барбекю, а не только лужи и старые качели.
В Минске, впрочем, тоже есть такие примеры. Неподалеку находится дом по ул. Кунцевщине, во дворе которого упрямый председатель ЖСПК Александр Иванов провел деавтомобилизацию. Он системно боролся с неправильной парковкой и оставил только несколько мест для временной стоянки. Порядки прижились.
Принципиального хозяина двора застаем за работой: он продолжает благоустройство. Сейчас приводит в порядок цветник, удобряет почву. По-прежнему увлеченно говорит про планы, кусты роз, фонтанчик, альпийскую горку.
Отмечает, что в его дворе есть место для детей, которые спокойно катаются на роликах и велосипедах.
Часто в комментариях негодуют: вот автомобили он выгнал, а куда они девались? Поди, в соседние дворы переместились? На самом деле Иванов предлагает парковаться по периметру квартала, где число машино-мест им щепетильно подсчитано.
Также Александр ратовал за строительство охраняемой стоянки на ближайшем пустыре. А сейчас ведет переговоры о совместном использовании паркинга торгового центра, расположенного рядом. Между прочим эта схема очень распространена на Западе: днем на таких парковках оставляют машины офисные работники / посетители магазинов, а ночью там паркуются жители соседних домов.
— Поддерживают ли жильцы? — переспрашивает Иванов. — Меня в третий раз переизбрали председателем. Это о чем-то говорит? С жителями соседних домов все сложнее. Там мнения разделились, но жалобы на меня перестали поступать. Видимо, поняли, что ничего со мной не поделаешь.
Председатель ЖСПК рассказывает, как происходит трансформация в сознании людей: «Один жилец сначала получил два штрафа из ГАИ, а потом взял инструмент и помогал мне устанавливать полусферы».
Во время общения выясняется, что оба Александра уже пересекались во время съемок одного из многочисленных ток-шоу.
— Моему коллеге сложнее, у него нет никаких полномочий. А я как-никак представляю определенную власть, и хочешь не хочешь со мной приходится считаться, — признает Иванов. — Я тысячи фотографий в ГАИ отправил, и мне только раз в год колеса прокалывают. А в лицо никто не говорит.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by