26 мая 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Синдром анклава Шабаны, или Что привело к ДТП на Партизанском проспекте

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Трагическое происшествие на Партизанском проспекте в Минске было зафиксировано видеорегистраторами с нескольких ракурсов. В адрес водителя МАЗа, явно проехавшего на красный, высказано много чего. Но только ли это привело к смертельной аварии? Вместе с очевидцем ДТП и Юрием Красновым корреспонденты Onliner.by выехали в проблемный узел, чтобы посмотреть на обстановку с другой точки зрения. Мнение у всех было схожим: «Это не случайность, а большая градостроительная проблема. Шабаны — анклав, откуда долгое время можно было выехать лишь одним путем, а как только появилась лазейка — водители сразу же ею воспользовались».

«Стало ясно, что ничем помочь водителю уже нельзя»

Одним из первых об этом происшествии сообщил участник нашего форума, впоследствии разместивший видео момента столкновения. Мы попросили Андрея поучаствовать в «Разборе...», и он сразу согласился. Было заметно, что это ДТП его сильно взволновало.

— Наблюдал за всей ситуацией с самого начала, — рассказывает очевидец. — Сразу обратил внимание на Nissan, который проехал по крайнему правому ряду и явно собирался поворачивать налево. Потом заметил летящий МАЗ... Как только все случилось, многие побежали к автомобилям, но остановились как вкопанные. Стало ясно, что ничем помочь водителю уже нельзя. Я безотлагательно позвонил в милицию и попросил вызвать скорую и МЧС.

Андрей, очевидец происшествия, и Юрий Краснов

В комментариях разгорелась большая дискуссия, касающаяся маневра водителя Nissan. Пользователи отмечали, что он выполнял поворот налево из ряда, откуда можно только направо. Сразу заметим, что так поступают многие и на то есть объективная причина.

В ролике видно, что перед Nissan (также по крайней правой полосе) двигался внедорожник. Его водитель объехал очередь и стал первым, что тоже нельзя не учитывать.

— Корпус этого автомобиля мог перекрывать обзор для водителя Nissan, — считает Андрей. — Как я помню, они начали движение параллельно друг другу. Но водитель внедорожника, вероятно, увидел летящий МАЗ и остановился, а Nissan — нет... По-моему, в этой трагедии нет одной-единственной причины. Тут целая череда факторов.

А мог ли водитель Nissan что-то сделать и вовремя увидеть грузовик? Ведущий «Разборов...» часто обращает внимание, что на наших дорогах слишком многое возложено на человеческий фактор, его роль иногда решающая. Как в этом случае?

— Есть простое правило: в подобных ситуациях нужно ехать параллельно автомобилю, который находится слева, и его ни в коем случае нельзя опережать, — советует Юрий Краснов. — Водитель, который движется слева, видит опасность и резко останавливается, а ты, недоумевая, продолжаешь движение и попадаешь под удар... Возможно, мужчина, управлявший Nissan, никогда в таких ситуациях не оказывался.

Однако мы упускаем еще одно предположение. Все-таки водитель Primera находился в несколько стесненных условиях.

— Не было ощущения, что он выполнял поворот налево в спешке? — спрашиваем у очевидца.

— Мне кажется, так и было. Я наблюдал за ситуацией своими глазами, и у меня сложилось такое ощущение.

— Это фактор, безусловно, заставляющий ускоряться, — замечает Юрий Краснов. — Человек понимает, что может подвергнуться осуждению, и пытается завершить маневр поскорее.

«Кто-то может воспринять второй светофорный объект как дублирующий»

Уже по первому ролику можно было понять, что водитель МАЗа все-таки проехал на запрещающий сигнал светофора. А второе видео (распространенное Следственным комитетом) не оставило никаких сомнений. Версий и догадок о мотивах молодого человека, ехавшего за рулем грузовика, высказывается множество.

— Пускай в этом разбирается следствие, — задумывается Юрий Краснов. — Но знаете, на что обратил внимание, когда ехал сюда? На два светофорных объекта подряд. Мне загорается вроде бы красный, а чуть дальше горит зеленый...

Речь идет о направлении, в котором двигался МАЗ. Прямо перед злополучным перекрестком установлен светофорный объект, который, по идее, должен останавливать основное направление. Зачем же нужен второй? Судя по всему, чтобы остановить разворачивающихся со встречного направления (со стороны Шабанов).

Схема, прямо скажем, не очень привычная для Минска. У нас даже возникло предположение, что кто-то может воспринять второй светофорный объект как дублирующий.

— Буквально на днях произошла ситуация один в один как с МАЗом, только без последствий, — говорит Андрей. — Я двигался во встречном направлении (в сторону Минска). Мне загорелась допсекция, а встречный водитель автомобиля с прицепом как ехал, так и поехал.

Сколько одновременно горит красный для Партизанского проспекта и местного проезда, ведущего со стоянки ProStore? По нашим замерам — около одной секунды. Всего!

— Это время (одновременного горения красного сигнала для двух направлений) иногда называют потерянным, — рассказывает Юрий Краснов. — На самом деле оно позволяет предотвратить такие происшествия, когда один проскакивает на «розовый», а другие резко стартуют.

«Шабаны — какое-то проклятое с транспортной точки зрения место»

Говоря об этом происшествии, нельзя не учитывать градостроительный фактор. Партизанский проспект выводит к трем крупным трассам — М1 Брест — Минск — граница России, М4 Минск — Могилев и М5 Минск — Гомель. Кроме того, тут всегда много грузового транспорта, а еще это популярное дачное направление.

— Микрорайон Шабаны — какое-то проклятое с транспортной точки зрения место, — рассуждает Юрий Краснов. — Его построили за МКАД, немного на отшибе. Попасть туда из города можно только через Партизанский проспект. Но до него тоже нужно добраться...

Когда мы находились на месте происшествия (вечером буднего дня), то обратили внимание на затор, который растянулся по путепроводу улицы Селицкого. Даже автомобилю ГАИ со включенными спецсигналами пришлось пробираться через плотный поток.

На самом Партизанском проспекте также было немало машин. Начинался затор как раз возле злополучного перекрестка. Когда на какой-нибудь магистрали образуется колоссальный транспортный спрос, это всегда чревато спешкой, проскакиванием на красный и, соответственно, ДТП.

Тревожные звоночки были и раньше. Как раз в прошлом выпуске мы упоминали аварию с участием ВАЗа с украинскими номерами. Тогда водитель легковушки проехал на красный, и произошло столкновение. Автор видео утверждал, что сам чуть не проскочил.

На месте стало ясно, что он имел в виду. Во-первых, используются два типа светофоров. Один нестандартный для Минска, установленный на П-образной стойке. Его сигналы находятся высоковато. Другой — обычный и может восприниматься как дублер первого. Во-вторых, вечером, когда солнце опускается, автомобилистов вполне может ослепить, что помешает увидеть актуальные сигналы.

А еще можно вспомнить ситуацию в утренний час пик, которая возникла две недели назад. На развязке улицы Селицкого и Партизанского проспекта образовалась пробка.

Как стали действовать отчаявшиеся водители? Выехали на встречную полосу. Опасно, но сразу несколько человек в этой ситуации посчитали более правильным рискнуть, чем ожидать.

— Жильцы дома, который расположен рядом с развязкой, вынуждены были установить ограждения на парковке, — вспоминает Андрей. — Некоторые водители, в основном владельцы внедорожников, пытались срезать путь по газону и тротуару. Выигрыш всего в триста метров, но они рисковали подвеской и целостью шин, чтобы только не стоять в заторе.

«В 8 часов утра начинаются гонки по пустой парковке»

Теперь представьте, что в условиях повышенного транспортного спроса появляется удобная лазейка. Разумеется, многие водители пользуются ею, чтобы быстрее попадать на Партизанский проспект. Речь, как вы, наверное, уже догадались, о местном проезде, ведущем с парковки ProStore.

— Раньше с этого местного проезда (откуда, собственно, и двигался Nissan) был разрешен только поворот направо, — вспоминает Андрей. — А потом разрешили поворот налево. Честно говоря, до сих пор не могу понять, зачем это сделали. Чтобы выпустить с десяток автомобилей, останавливается магистраль в девять полос! Поток движется по трассе со скоростью 70—80 км/ч, и кто может гарантировать, что все остановятся вовремя?

Словно в подтверждение этих слов замечаем последствия ДТП с участием BMW и грузовика. На боку легковушки явные следы от шин. Похоже, автомобили двигались в попутном направлении.

Перемещаемся на парковку гипермаркета, которая неожиданно стала камнем преткновения. Из-за открытия левого поворота на Партизанский проспект она начала выполнять иную функцию — теперь ее используют как транзитную зону.

Водители (как, наверное, и мужчина на Nissan) решают не стоять в заторе на путепроводе улицы Селицкого, через улицу Ротмистрова попадают на парковку и затем на Партизанский проспект через пресловутый местный проезд.

— В 8 часов утра начинаются гонки по пустой парковке, — описывает происходящее Андрей, который живет неподалеку. — Водители стремятся побыстрее стать в очередь. Но это еще полбеды. Другая проблема, когда крайний правый ряд используют для поворота налево. Автомобилистов даже сложно обвинить в том, что они так поступают: за один цикл светофора с этого направления проезжает лишь несколько машин, и то если никто не тормозит. Логично было бы разрешить поворот налево из двух рядов или даже организовать три. Но это не спасло бы водителя Nissan.

Наш собеседник обращает внимание на то, что предшествовало столкновению МАЗа и Nissan:

— Вот я стал в очередь. А все, кто проезжал справа от меня, впоследствии поворачивали налево. Даже мусоровоз!

В том, что это носит массовый характер, мы смогли убедиться находясь на злополучном перекрестке. Один за одним автомобили объезжали очередь справа и поворачивали налево. Более того, автобус, который доставляет людей от ProStore к станции метро, поступил так же!

У ведущего «Разборов...» родилась такая аналогия: «Когда многие автомобилисты умышленно поворачивают не из того ряда, значит, что-то не так с перекрестком. Нужно не водителей менять, а принцип организации дорожного движения. Иначе это будет продолжаться».

По нашим наблюдениям часть машин движется со стороны МКАД, заезжает в этот местный проезд, разворачивается и становится для поворота налево. Получается, дополнительную нагрузку создает то, что автомобилистам не хватает места для разворота.

Заметьте, хвост очереди находится на парковке гипермаркета, что сказывается и на нормальном функционировании стоянки.

Ради интереса замерили, сколько горит основной зеленый сигнал для местного проезда. Вышло, что около 14 секунд. Не так уж много, учитывая огромные размеры перекрестка. Поди еще доберись от стоп-линии до нужной полосы.

Как нам стало известно, при обсуждении возможности открытия левого поворота проектировщиков предупреждали о том, что это следует делать очень тонко и аккуратно. Похоже, вышло не очень.

— Эксперты всегда говорят, что задача при проектировании — бесконфликтно развести потоки в пространстве, — напоминает Андрей. — В данном случае решение привело к ухудшению обстановки. Вроде бы и надо было решать проблему с выездом из Шабанов, но явно не таким способом, запрещая движение по проспекту ради 14—15 секунд.


— Видите, вот тротуар, а тут тропинка. Можно идти квадратами или наискосок. Люди голосуют ногами, — проводит аналогию Юрий Краснов. — Раз водителям неудобно ездить, значит, они будут искать лазейки. Так может сразу сделать все безопасно, а не оставлять жителей и работающих в Шабанах один на один с проблемой? Пока же автомобилистам остается следить за светофорами и надеяться, что никто больше не проедет на красный.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by