Ситуация, когда водитель не замечает запрещающий сигнал, вполне реальна. Это только кажется, что утопающий хватается за соломинку, оправдываясь на ходу. Каждый более-менее опытный автомобилист наверняка попадал в ситуацию, когда не видел ни основной светофор, ни дублирующий, из-за чего вот-вот могла произойти авария. Несмотря на заформализованность процесса согласования подобных объектов, эти важные сигналы могут находиться в разных точках перекрестка. Что уж говорить, если на главном проспекте Минска — Независимости — мы насчитали не менее четырех вариантов размещения светофоров.
— Ехал за рулем после работы, притормозил перед перекрестком, где стояли машины, — вспоминает свой случай Юрий Краснов. — Потом они тронулись — ну и я следом. Был уверен, что нам загорелся зеленый сигнал. В последний момент боковым зрением заметил, что сбоку приближается автомобиль. Смотрю на светофор, а он не работает. Стало быть, надо руководствоваться знаками приоритета, но у меня второстепенная дорога. Получается, передние машины ждали возможности проехать, светофоров я не видел, однако почему-то решил, что горит зеленый…
Другая ситуация. Поздний вечер. Перекресток проспекта Независимости и улицы Ленина, о котором пойдет речь ниже. Водитель движется по проспекту (со стороны площади Победы). На ночь светофоры еще переходили в режим желтого мигания. Поскольку везде установлены знаки «Главная дорога», автомобилист спокойно движется и проезжает это пересечение, будучи стопроцентно уверенным, что ему должны уступать дорогу. И вдруг — сигнал клаксона, резкое торможение! Водитель останавливается после перекрестка, оборачивается, а ему горит красный.
Как это произошло? Все до банального просто: оказалось, в крайней правой полосе (попутного направления) остановился автобус, закрыв основной светофор. А во встречном направлении (также в крайнем правом ряду) находился мусоровоз, почему-то выехавший чуть дальше стоп-линии и заслонивший собой дублирующий светофор.
В случае ДТП, разумеется, виноват был бы наш водитель. Но в реальности все сложилось таким образом, чтобы была совершена критическая ошибка.
— Обычно в Минске светофоры расположены так: ближний — справа от водителя, дублирующий — слева за перекрестком, — напоминает ведущий рубрики. — Часто их также можно увидеть на островке безопасности. Но бывают разные конфигурации: стойки могут располагаться выше, ниже, дальше от края проезжей части или ближе к нему, и эта разность может здорово сбивать с толку. Иногда подъезжаешь к перекрестку, знаешь, что где-то есть светофор, ищешь и не находишь.
Одна из наиболее сложных проблем заключается в том, что сигналы могут быть закрыты габаритным транспортным средством: автобусом, грузовиком или внедорожником.
Сначала про явные ляпы. Три года назад на перекрестке улиц Мельникайте и Романовской Слободы начались ремонтные работы. В какой-то момент там установили забор, который скрыл один из светофоров. Дублирующий же был заметен не из всех положений.
Вскоре там же оборудовали пешеходный переход, а знак установили так «удачно», что он заслонял сигналы светофора. В ГАИ тогда объяснили: «Подрядчик изначально отказался от сторонних услуг для проведения этой работы и решил устанавливать знаки сам. Это не запрещается законом, но при отсутствии достаточного опыта приводит к таким курьезам».
Чем это чревато? Достаточно вспомнить случай на улице Плеханова, где шесть лет назад был совершен наезд на пешехода. Там велись ремонтные работы и был обустроен временный переход. Женщина за рулем Dodge сбила 21-летнюю девушку. У пострадавшей, по информации ГАИ, были диагностированы ушибы и ссадины. Водитель объяснила, что не видела сигналов светофора. Тогда мало кто ей поверил, и в комментариях ее сразу принялись обвинять.
А через пару дней наш фотокорреспондент сделал несколько снимков на этом пешеходном переходе, где стояли покосившиеся опоры, а знаки перекрывали друг друга и сигналы светофора.
— Женщина, действительно, могла не увидеть красный, она вообще, скорее всего, не подозревала, что там вдруг «вырос» светофор, — соглашается Юрий Краснов. — А разметку не нанесли, так как это была временная организация дорожного движения. Все сложилось против нее. Хорошо хоть обошлось легкими травмами.
Можно задаться вопросом: почему же, если это такая большая проблема, не происходит массовых ДТП? Объяснений этому несколько. Во-первых, водители знают об особенностях организации дорожного движения и часто ездят по городу по памяти. Во-вторых, автомобилисты постоянно ориентируются на соседей по потоку, и даже если они сами не заметят красный, то на тормозящие машины уж точно обратят внимание.
Наконец, обычно непреднамеренному проезду на красный сопутствует ряд факторов: особенные погодные условия, неопытность водителя, изменения в организации дорожного движения и прочее.
Недавний случай. Чуть больше недели назад на Партизанском проспекте в Минске водитель ВАЗа с украинскими номерами проехал на красный и попал в ДТП. Причем автор видео отметил: «Не я один так чуть не проскочил на красный. Да и солнце действительно мешало. Ко всему прочему сбивал с толку следующий светофор: там горел зеленый свет».
— В данном случае водитель тоже мог не видеть сигналы светофора, а точнее не ожидать их увидеть, — считает Юрий Краснов. — В Украине применяют похожие схемы размещения светофоров, а если что-то меняется и вводится новое и непривычное, то это становится фактором неожиданности. У автомобилистов просто нет привычки искать светофор сверху. Тем более что в данном случае водитель долгое время ехал по трассе, а этот участок Партизанского проспекта по параметрам напоминает междугородную дорогу. А тут еще и солнце могло помешать.
Кроме Партизанского проспекта, похожее решение применяется на улице Орловской. И хотя там все хорошо заметно, это все же непривычная схема для наших автомобилистов.
В принципе, светофоры у нас могут располагаться в разных точках перекрестка.
— Получается, светофоры надо искать глазами… — задумывается ведущий рубрики. — А в идеале нужно устанавливать их так, чтобы взглянул — и сразу увидел.
У Юрия Краснова есть объяснение тому, что водители не видят сигналы светофора:
— Возникает иллюзия сознания. Едешь, о чем-то думаешь, твой зрительный анализатор работает, воспринимаешь дорожную обстановку, но вдруг что-то упускаешь.
Задумались: а кто, собственно, может попасть в подобную ситуацию? Да абсолютно любой человек! На наш взгляд, уместна аналогия с недавней звукозаписью, из-за которой разразился спор в интернете. Помните, одни слышат Yanny, а другие — Laurel?
What do you hear?! Yanny or Laurel pic.twitter.com/jvHhCbMc8I
— Cloe Feldman (@CloeCouture) 15 мая 2018 г.
Как и в случае с платьем (то ли золотисто-белое, то ли черно-синее), этому есть простое объяснение: в условиях неполноты информации наш мозг начинает домысливать. Особенно хорошо это заметно в пограничных ситуациях, когда качество картинки или звука не очень высокое.
Вспомните, иногда мы сами переспрашиваем собеседника, а через секунду понимаем, что не нуждаемся в повторении фразы: все и так стало ясно. Это мозг активно проводил работу по распознаванию слов, что заняло некоторое время, чуть больше обычного.
То же самое происходит и на дороге. Потом возникает закономерный вопрос: «А откуда он взялся?»
Еще одна давняя история. Семь лет назад на перекрестке проспекта Независимости и улицы Макаенка столкнулись три автомобиля. Водитель Citroën проехал на явный красный. Сразу возникло предположение, что он не видел сигналов из-за других транспортных средств.
— Вылетает Citroen уже с горящими стоп-сигналами, — просматривает ролик ведущий «Разборов…». — А теперь обратите внимание на «Газель», которая остановилась в крайнем левом ряду. Справа же (этого, к сожалению, в ролике не видно) мог стоять автобус. Сложилась картинка? Не похоже это на классическое проскакивание, когда проезжают на «розовый».
Вспомним брестский опыт. Бывший начальник ГАИ области Сергей Талатай в интервью рассказывал: «А еще мы убрали дублеры светофоров на всей улице Пионерской. За перекрестком уже нет привычной стойки, а в качестве компенсирующей меры добавили небольшие табло на светофорах перед стоп-линией. Затем мы провели аналитическую работу. Оказалось, это позволило убрать такой вид нарушений, как проезд на красный сигнал, а также сократить число наездов на пешеходов. Водители стали тормозить перед стоп-линией, а не после, как у нас обычно бывает. Появилась буферная зона, которая защитила людей, заканчивающих пересечение проезжей части».
В Европе светофоры могут размещаться в разных точках перекрестка. Но есть несколько принципов: размещение в стандартизированных местах и в логичных местах, куда упирается взгляд.
Так, в Германии это обычно Г-образная стойка, а во Франции очень любят светофоры на крохотных стойках.
А как у нас? Мы решили проехать по главному проспекту Минска — Независимости. Стартуем от здания Мингорисполкома и сразу обращаем внимание на светофоры возле почтамта. Установлена Г-образная стойка, но она не совсем такая как, например, в Германии: вылет «перекладины» небольшой, а светофор, расположенный на ней, находится вблизи основного. Чем это чревато? Скажем, габаритное транспортное средство скроет сигналы обоих.
— Слева едет Volkswagen Caddy, который закрыл мне светофор, расположенный слева, — комментирует Юрий Краснов, пока мы приближаемся к перекрестку с улицей Володарского. — Вот если по крайней правой полосе будет двигаться автобус, то, пожалуй, я окажусь в ситуации, когда не увижу сигналов.
В данном случае имеем дело как раз с классическим для Беларуси размещением светофоров (загибаем пальцы: это уже второй вариант для проспекта) — на столбах справа и слева от дороги. Стоек нет, и в такой ситуации реально оказаться в положении, когда сигналы будут не видны.
На пересечении возле улицы Комсомольской опять замечаем стойку с коротеньким вылетом. В таком случае верхний светофор расположен где-то в метре от бордюра. Для сравнения: в Дрездене или Берлине секцию размещают над второй полосой — неспроста же?
А теперь присмотритесь к перекрестку Независимости — Ленина. Стоек нет, светофоры расположены низко на световых опорах, и вполне реальна ситуация, когда их скроют габаритные транспортные средства, двигающиеся по крайней правой полосе.
Приходим к выводу, что имеет значение не только геометрия перекрестка, но также то, находится он в низине или на подъеме. В данном случае перепад по высоте явно сыграл не на руку водителям. Неудивительно, что водитель из истории, описанной в начале, не увидел свой красный.
Возле цирка снова замечаем Г-образную стойку с коротеньким вылетом. Если бы ее не было, то шансы увидеть светофоры у водителей были бы небольшими. Обратите также внимание на знаки справа. В этом информационном шуме легко может потеряться реально важная информация для текущего момента.
Безоговорочно лучшее решение применяется на перекрестке с проспектом Машерова. Вроде бы та же Г-образная стойка, но вылет совсем другой, а светофор расположен над второй полосой (и это третий вариант размещения светофоров на проспекте Независимости). Сложно представить ситуацию, когда его сигналы можно не увидеть.
Дальше — ряд перекрестков, на которых установлены Г-образные стойки с коротеньким вылетом: возле ЦУМа, Дома печати, Ботанического сада, Детской железной дороги… После ДТП с Citroën (см. выше) такую же опору установили и на перекрестке с улицей Макаенка.
По нашему мнению, это не самый худший, но и не самый лучший вариант.
— Конечно, увидеть светофор можно, но придется побегать глазами по перекрестку и в принципе знать, что он там расположен, — признает ведущий «Разборов…».
Впрочем, иногда бегай — не бегай глазами, а увидеть сигналы сложно. Так, когда мы уже двигались обратно, на перекрестке с улицей Дорошевича заметили, что верхний светофор был до самого последнего момента скрыт в густой листве деревьев.
— Для водителя важно как можно раньше увидеть светофор, поскольку от этого зависит план его действий: нужно готовиться к остановке или можно продолжать движение, — замечает Юрий Краснов. — Как только сигналы попадают в поле зрения, автомобилист начинает контролировать. А представьте, что их не заметно?
Наконец, четвертый тип размещения мы заметили на перекрестке с улицей Калиновского. Горизонтальная секция размещена над проезжей частью, и она хорошо заметна издалека. Да, от этого варианта постепенно уходят, что связано, вероятно, с трудностями в обслуживании светофоров. Однако нам это показалось не самым плохим вариантом.
— Какой можно сделать вывод? — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Водитель на наших дорогах вынужден быть очень внимательным, искать светофоры (даже в нетипичных местах), высматривать сигналы за другими автомобилями и ориентироваться на поведение потока.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by