203
19 мая 2018 в 9:20
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
«Едешь и ищешь глазами светофор. А если не найдешь?» Почему водители иногда не видят красный

Ситуация, когда водитель не замечает запрещающий сигнал, вполне реальна. Это только кажется, что утопающий хватается за соломинку, оправдываясь на ходу. Каждый более-менее опытный автомобилист наверняка попадал в ситуацию, когда не видел ни основной светофор, ни дублирующий, из-за чего вот-вот могла произойти авария. Несмотря на заформализованность процесса согласования подобных объектов, эти важные сигналы могут находиться в разных точках перекрестка. Что уж говорить, если на главном проспекте Минска — Независимости — мы насчитали не менее четырех вариантов размещения светофоров.



О чем речь

«Каждый опытный водитель хоть раз случайно проезжал/мог проехать на красный»

— Ехал за рулем после работы, притормозил перед перекрестком, где стояли машины, — вспоминает свой случай Юрий Краснов. — Потом они тронулись — ну и я следом. Был уверен, что нам загорелся зеленый сигнал. В последний момент боковым зрением заметил, что сбоку приближается автомобиль. Смотрю на светофор, а он не работает. Стало быть, надо руководствоваться знаками приоритета, но у меня второстепенная дорога. Получается, передние машины ждали возможности проехать, светофоров я не видел, однако почему-то решил, что горит зеленый…

Краснов: «В Минске применяется несколько стандартных схем размещения светофоров»

Другая ситуация. Поздний вечер. Перекресток проспекта Независимости и улицы Ленина, о котором пойдет речь ниже. Водитель движется по проспекту (со стороны площади Победы). На ночь светофоры еще переходили в режим желтого мигания. Поскольку везде установлены знаки «Главная дорога», автомобилист спокойно движется и проезжает это пересечение, будучи стопроцентно уверенным, что ему должны уступать дорогу. И вдруг — сигнал клаксона, резкое торможение! Водитель останавливается после перекрестка, оборачивается, а ему горит красный.

Как это произошло? Все до банального просто: оказалось, в крайней правой полосе (попутного направления) остановился автобус, закрыв основной светофор. А во встречном направлении (также в крайнем правом ряду) находился мусоровоз, почему-то выехавший чуть дальше стоп-линии и заслонивший собой дублирующий светофор.

В случае ДТП, разумеется, виноват был бы наш водитель. Но в реальности все сложилось таким образом, чтобы была совершена критическая ошибка.

— Обычно в Минске светофоры расположены так: ближний — справа от водителя, дублирующий — слева за перекрестком, — напоминает ведущий рубрики. — Часто их также можно увидеть на островке безопасности. Но бывают разные конфигурации: стойки могут располагаться выше, ниже, дальше от края проезжей части или ближе к нему, и эта разность может здорово сбивать с толку. Иногда подъезжаешь к перекрестку, знаешь, что где-то есть светофор, ищешь и не находишь.

Одна из наиболее сложных проблем заключается в том, что сигналы могут быть закрыты габаритным транспортным средством: автобусом, грузовиком или внедорожником.

Водителя, сбившую пешехода, бросились обвинять, но…

Сначала про явные ляпы. Три года назад на перекрестке улиц Мельникайте и Романовской Слободы начались ремонтные работы. В какой-то момент там установили забор, который скрыл один из светофоров. Дублирующий же был заметен не из всех положений.

Вскоре там же оборудовали пешеходный переход, а знак установили так «удачно», что он заслонял сигналы светофора. В ГАИ тогда объяснили: «Подрядчик изначально отказался от сторонних услуг для проведения этой работы и решил устанавливать знаки сам. Это не запрещается законом, но при отсутствии достаточного опыта приводит к таким курьезам».

Чем это чревато? Достаточно вспомнить случай на улице Плеханова, где шесть лет назад был совершен наезд на пешехода. Там велись ремонтные работы и был обустроен временный переход. Женщина за рулем Dodge сбила 21-летнюю девушку. У пострадавшей, по информации ГАИ, были диагностированы ушибы и ссадины. Водитель объяснила, что не видела сигналов светофора. Тогда мало кто ей поверил, и в комментариях ее сразу принялись обвинять.



А через пару дней наш фотокорреспондент сделал несколько снимков на этом пешеходном переходе, где стояли покосившиеся опоры, а знаки перекрывали друг друга и сигналы светофора.

Улица Плеханова. 2012 год

— Женщина, действительно, могла не увидеть красный, она вообще, скорее всего, не подозревала, что там вдруг «вырос» светофор, — соглашается Юрий Краснов. — А разметку не нанесли, так как это была временная организация дорожного движения. Все сложилось против нее. Хорошо хоть обошлось легкими травмами.

Можно задаться вопросом: почему же, если это такая большая проблема, не происходит массовых ДТП? Объяснений этому несколько. Во-первых, водители знают об особенностях организации дорожного движения и часто ездят по городу по памяти. Во-вторых, автомобилисты постоянно ориентируются на соседей по потоку, и даже если они сами не заметят красный, то на тормозящие машины уж точно обратят внимание.

Наконец, обычно непреднамеренному проезду на красный сопутствует ряд факторов: особенные погодные условия, неопытность водителя, изменения в организации дорожного движения и прочее.

У нас нет привычки искать знаки и светофоры в нетипичной точке перекрестка

Недавний случай. Чуть больше недели назад на Партизанском проспекте в Минске водитель ВАЗа с украинскими номерами проехал на красный и попал в ДТП. Причем автор видео отметил: «Не я один так чуть не проскочил на красный. Да и солнце действительно мешало. Ко всему прочему сбивал с толку следующий светофор: там горел зеленый свет».



— В данном случае водитель тоже мог не видеть сигналы светофора, а точнее не ожидать их увидеть, — считает Юрий Краснов. — В Украине применяют похожие схемы размещения светофоров, а если что-то меняется и вводится новое и непривычное, то это становится фактором неожиданности. У автомобилистов просто нет привычки искать светофор сверху. Тем более что в данном случае водитель долгое время ехал по трассе, а этот участок Партизанского проспекта по параметрам напоминает междугородную дорогу. А тут еще и солнце могло помешать.

Кроме Партизанского проспекта, похожее решение применяется на улице Орловской. И хотя там все хорошо заметно, это все же непривычная схема для наших автомобилистов.

В принципе, светофоры у нас могут располагаться в разных точках перекрестка.

— Получается, светофоры надо искать глазами… — задумывается ведущий рубрики. — А в идеале нужно устанавливать их так, чтобы взглянул — и сразу увидел.

У Юрия Краснова есть объяснение тому, что водители не видят сигналы светофора:

— Возникает иллюзия сознания. Едешь, о чем-то думаешь, твой зрительный анализатор работает, воспринимаешь дорожную обстановку, но вдруг что-то упускаешь.

Задумались: а кто, собственно, может попасть в подобную ситуацию? Да абсолютно любой человек! На наш взгляд, уместна аналогия с недавней звукозаписью, из-за которой разразился спор в интернете. Помните, одни слышат Yanny, а другие — Laurel?

Как и в случае с платьем (то ли золотисто-белое, то ли черно-синее), этому есть простое объяснение: в условиях неполноты информации наш мозг начинает домысливать. Особенно хорошо это заметно в пограничных ситуациях, когда качество картинки или звука не очень высокое.

Вспомните, иногда мы сами переспрашиваем собеседника, а через секунду понимаем, что не нуждаемся в повторении фразы: все и так стало ясно. Это мозг активно проводил работу по распознаванию слов, что заняло некоторое время, чуть больше обычного.

То же самое происходит и на дороге. Потом возникает закономерный вопрос: «А откуда он взялся?»

В Бресте дублирующие светофоры убрали. Что вышло?

Еще одна давняя история. Семь лет назад на перекрестке проспекта Независимости и улицы Макаенка столкнулись три автомобиля. Водитель Citroën проехал на явный красный. Сразу возникло предположение, что он не видел сигналов из-за других транспортных средств.



— Вылетает Citroen уже с горящими стоп-сигналами, — просматривает ролик ведущий «Разборов…». — А теперь обратите внимание на «Газель», которая остановилась в крайнем левом ряду. Справа же (этого, к сожалению, в ролике не видно) мог стоять автобус. Сложилась картинка? Не похоже это на классическое проскакивание, когда проезжают на «розовый».

Вспомним брестский опыт. Бывший начальник ГАИ области Сергей Талатай в интервью рассказывал: «А еще мы убрали дублеры светофоров на всей улице Пионерской. За перекрестком уже нет привычной стойки, а в качестве компенсирующей меры добавили небольшие табло на светофорах перед стоп-линией. Затем мы провели аналитическую работу. Оказалось, это позволило убрать такой вид нарушений, как проезд на красный сигнал, а также сократить число наездов на пешеходов. Водители стали тормозить перед стоп-линией, а не после, как у нас обычно бывает. Появилась буферная зона, которая защитила людей, заканчивающих пересечение проезжей части».

В Европе светофоры могут размещаться в разных точках перекрестка. Но есть несколько принципов: размещение в стандартизированных местах и в логичных местах, куда упирается взгляд.

Так, в Германии это обычно Г-образная стойка, а во Франции очень любят светофоры на крохотных стойках.

На проспекте Независимости насчитали четыре варианта размещения светофоров

А как у нас? Мы решили проехать по главному проспекту Минска — Независимости. Стартуем от здания Мингорисполкома и сразу обращаем внимание на светофоры возле почтамта. Установлена Г-образная стойка, но она не совсем такая как, например, в Германии: вылет «перекладины» небольшой, а светофор, расположенный на ней, находится вблизи основного. Чем это чревато? Скажем, габаритное транспортное средство скроет сигналы обоих.

— Слева едет Volkswagen Caddy, который закрыл мне светофор, расположенный слева, — комментирует Юрий Краснов, пока мы приближаемся к перекрестку с улицей Володарского. — Вот если по крайней правой полосе будет двигаться автобус, то, пожалуй, я окажусь в ситуации, когда не увижу сигналов.

В данном случае имеем дело как раз с классическим для Беларуси размещением светофоров (загибаем пальцы: это уже второй вариант для проспекта) — на столбах справа и слева от дороги. Стоек нет, и в такой ситуации реально оказаться в положении, когда сигналы будут не видны.

На пересечении возле улицы Комсомольской опять замечаем стойку с коротеньким вылетом. В таком случае верхний светофор расположен где-то в метре от бордюра. Для сравнения: в Дрездене или Берлине секцию размещают над второй полосой — неспроста же?

А теперь присмотритесь к перекрестку Независимости — Ленина. Стоек нет, светофоры расположены низко на световых опорах, и вполне реальна ситуация, когда их скроют габаритные транспортные средства, двигающиеся по крайней правой полосе.

Приходим к выводу, что имеет значение не только геометрия перекрестка, но также то, находится он в низине или на подъеме. В данном случае перепад по высоте явно сыграл не на руку водителям. Неудивительно, что водитель из истории, описанной в начале, не увидел свой красный.

Возле цирка снова замечаем Г-образную стойку с коротеньким вылетом. Если бы ее не было, то шансы увидеть светофоры у водителей были бы небольшими. Обратите также внимание на знаки справа. В этом информационном шуме легко может потеряться реально важная информация для текущего момента.

Безоговорочно лучшее решение применяется на перекрестке с проспектом Машерова. Вроде бы та же Г-образная стойка, но вылет совсем другой, а светофор расположен над второй полосой (и это третий вариант размещения светофоров на проспекте Независимости). Сложно представить ситуацию, когда его сигналы можно не увидеть.

Дальше — ряд перекрестков, на которых установлены Г-образные стойки с коротеньким вылетом: возле ЦУМа, Дома печати, Ботанического сада, Детской железной дороги… После ДТП с Citroën (см. выше) такую же опору установили и на перекрестке с улицей Макаенка.

По нашему мнению, это не самый худший, но и не самый лучший вариант.

— Конечно, увидеть светофор можно, но придется побегать глазами по перекрестку и в принципе знать, что он там расположен, — признает ведущий «Разборов…».

Впрочем, иногда бегай — не бегай глазами, а увидеть сигналы сложно. Так, когда мы уже двигались обратно, на перекрестке с улицей Дорошевича заметили, что верхний светофор был до самого последнего момента скрыт в густой листве деревьев.

— Для водителя важно как можно раньше увидеть светофор, поскольку от этого зависит план его действий: нужно готовиться к остановке или можно продолжать движение, — замечает Юрий Краснов. — Как только сигналы попадают в поле зрения, автомобилист начинает контролировать. А представьте, что их не заметно?

Наконец, четвертый тип размещения мы заметили на перекрестке с улицей Калиновского. Горизонтальная секция размещена над проезжей частью, и она хорошо заметна издалека. Да, от этого варианта постепенно уходят, что связано, вероятно, с трудностями в обслуживании светофоров. Однако нам это показалось не самым плохим вариантом.


— Какой можно сделать вывод? — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Водитель на наших дорогах вынужден быть очень внимательным, искать светофоры (даже в нетипичных местах), высматривать сигналы за другими автомобилями и ориентироваться на поведение потока.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by