ПДД, UPD и т. д. Десять норм, которые можно было бы изменить

831
07 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич

ПДД, UPD и т. д. Десять норм, которые можно было бы изменить

Все-таки наши ПДД — уникальное явление. Каждый раз, когда вносятся очередные изменения, нам говорят: ну теперь уж точно все учтено. А через некоторое время на подпись подается новый пакет исправлений. Отчасти мы стали заложниками категоричности норм правил, которые должны учитывать все потенциальные ситуации на дороге (а это вообще возможно?). Но современная жизнь предполагает слишком много изменений. Что-то сдается в архив, что-то приходит взамен. Стало быть, правила нужно корректировать постоянно. Прикинув, корреспонденты Onliner.by составили список из десяти пунктов, которые, на наш взгляд, устарели и требуют изменений/дополнений.

Некоторые транспортные средства оказались вне правил

Белорусские ПДД знают автомобиль, велосипед, мопед, мотоцикл, самоходную машину, гужевые и прочие транспортные средства. Однако при этом, например, квадроциклы оказались вне закона, что привело к большим проблемам для некоторых владельцев мотовездеходов. После заявления о «крутяках», которые будто бы катались по полям, нанося ущерб сельскому хозяйству, были задержаны десятки таких транспортных средств.

Владельцам изъятой техники удалось добиться возвращения собственности. Но они задались вопросом: а что дальше? Где можно ездить на квадроциклах? Почему их нельзя поставить на учет (как в России)? Как оказалось, в ПДД нет четкой формулировки на этот счет?

Апрель 2018 г. Задержанные квадроциклы. Стоянка Боровлянского отдела милиции

Вопросы идентификации также часто возникают у владельцев скутеров. Вроде бы в ПДД есть определение мопеда (транспортное средство с рабочим объемом до 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 50 км/ч). Однако оно явно устарело, и большинство современных скутеров юридически относятся к мотоциклам. Почему так?

Нельзя не упомянуть многочисленные транспортные средства, которые стали модными в городах и которые нельзя отнести ни к велосипедам, ни к мопедам, ни к самоходной машине. Как учитывается передвижение на гироскутерах, моноколесах, электрических самокатах?

Давайте сейчас пофантазируем в духе формалистов. Двигатель есть? Да! Значит, это механическое транспортное средство? Почему оно тогда движется по тротуару? А что, если выедет на дорогу? Это будет считаться нарушением? Чего? Какого пункта?

Знаки важнее разметки

У нас четко определен приоритет знаков над разметкой: «В случаях, когда значения линий разметки и дорожных знаков противоречат друг другу, участники дорожного движения должны руководствоваться дорожными знаками». Когда придумывали эту норму (пункт 8 главы 2 приложения 3 ПДД), использовались совсем другие материалы. Разметка быстро стиралась. Сейчас же есть возможность нанести качественный пластик, который прослужит верой и правдой несколько лет.

Но главное другое: водители при управлении автомобилем в первую очередь смотрят на дорогу и, соответственно, на разметку, а уже во вторую очередь на то, что установлено сбоку или висит где-нибудь сверху (иногда на высоте 5—6 метров).

Отсюда много возмущений и недоразумений, что «не увидел знак» и пр.

Эксперты обращают внимание, что водителям нужно облегчать задачу, а не усложнять. Заставлять искать приоритетную информацию среди засилья знаков — явно не проще, чем просто смотреть прямо на дорогу.

Знаки, направляющие по полосам

Кстати, насчет засилья знаков. Не находите, что их чересчур много на наших улицах? В Германии, например, отказываются даже от «Пешеходных переходов», оставляя на столбах лишь важнейшую информацию. Почему бы нам не пойти по тому же пути?

А для начала убрать многочисленные знаки 5.8.1. «Направления движения по полосам» и 5.8.2. «Направление движения по полосе», которые по большому счету никакой полезной информации не несут (запретить или разрешить поворот можно с помощью других знаков, а лучше — разметки). Зачем они нужны? На всякий случай? Единственное, что приходит на ум, — когда поворот налево или направо разрешен из двух полос. Впрочем, это можно обозначить и другими способами.

После ДТП не изменять положение автомобиля

На минской кольцевой дороге стало уже типичным, когда мелкая авария перерастает в крупную. Сначала сталкиваются два автомобиля, а через некоторое время в них въезжает еще один. Часто последствия бывают трагичными, чему есть масса печальных примеров.

В начале текущего года на заседании в ГАИ эта проблема обсуждалась. Одно из предложений касалось изменения ПДД. Сейчас, в частности, пункты 31 и 32 запрещают перемещать транспортное средство и менять его положение (исключение — ситуация, позволяющая обойтись «европротоколом»).

В условиях скоростной магистрали с высокой интенсивностью движения это становится губительным. Эксперты говорят: «Нужно убирать машину с проезжей части и самому бежать, чтобы остаться в живых».

Ограничение в населенных пунктах 60 км/ч

Неизвестно, почему так вышло, но в СССР по умолчанию ограничение скорости в населенных пунктах было установлено на отметке в 60 км/ч. Хотя во всех странах Европы лимит составляет 50 км/ч. Много раз эксперты объясняли, почему принята именно такая шкала: «При движении по городу со скоростью 70 км/ч (по сравнению с европейскими 50 км/ч) выигрыш составляет около 2,5 минуты на среднюю поездку, а риск гибели вырастает в четыре раза».

Несколько лет предлагалось внедрять в Беларуси европейскую шкалу ограничений (30—50—70—90 км/ч). Начать с небольших населенных пунктов, где можно изучить эффект. Однако инициатива была отвергнута. Тем не менее специалисты по безопасности дорожного движения считают, что проблема не потеряла актуальности.

Зимние шины — только зимой

Относительно недавно нас обязали использовать зимние шины. Правда, сразу возник вопрос, а почему требование касается трех месяцев — с 1 декабря по 1 марта? Специалисты рекомендуют переходить на «зиму», когда среднесуточная температура составляет +5—7 градусов по Цельсию.

В ноябре и марте передвигаться на летних покрышках не совсем безопасно — и крепкие морозы вовсе не отклонение от климатической нормы, и снегопады бывают. Очевидно, что увеличение временного периода пользования зимними шинами скажется на безопасности положительно.

Моргание фарами при обгоне

Эта норма трактуется некоторыми водителями спекулятивно и искаженно. Моргание светом фар используется к месту и не к месту и вовсе не служит целям безопасности.

А только нервирует автомобилистов, которых обычно прогоняют таким невежливым способом из крайней левой полосы.

Напомним, как звучит соответствующий пункт в ПДД: «Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар».

Не занимайте левую полосу

Еще один пункт, который интерпретируется торопыгами в собственных интересах (а когда реально требуется его соблюдение, то оказывается, что он не работает), касается движения по крайней левой полосе. Речь идет о пункте 79 ПДД:

«При движении перестраиваться на другую полосу движения можно только перед обгоном, опережением, объездом препятствия, поворотом налево или направо, разворотом либо остановкой. При этом:

79.1. вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых;

79.2. при трех и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения, объезда препятствия, поворота налево или разворота, а также для остановки, стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в случае, указанном в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил».

Освободить крайний левый ряд планировалось для автомобилей экстренных служб, которые следуют на место происшествия. А что в реальности? Однажды мы стали свидетелями ситуации, когда сотрудники ГАИ доставляли в отделение пьяного водителя, совершившего ДТП. Мужчина вел себя агрессивно, несмотря на наручники. Служебный автомобиль двигался по трассе Минск — Гродно с включенными световыми и звуковыми сигналами именно по крайней левой полосе, однако все время упирался в машины.

Пьяный водитель, которого требовалось оперативно доставить в РУВД

Требования к велосипедам

В последние годы велосипед перестал быть транспортным средством, используемым в основном в сельской местности. Велодвижение стало частью городской жизни. Рынок отреагировал, предложив сотни современных моделей. Пользователи выбирают их по материалу рамы, диаметру колес, типу тормозов и пр. И пожалуй, лишь в последнюю очередь по наличию зеркала заднего вида и световозвращателей белого, красного и оранжевого цвета.

Между тем в пункте 200 ПДД сказано: «Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета».

А если зеркало, например, будет установлено на шлеме, что иногда практикуют велосипедисты? Они же вам расскажут, что световозвращатели не всегда можно установить на спицы и уже есть более эффективные и менее «травматичные» для велосипеда способы заявить о себе на дороге.

Сигналы регулировщика

Можно, наконец, вспомнить о сигналах регулировщика, которых практически никто не знает. Вы, например, помните, что означает, когда инспектор стоит к вам лицом, а правая рука вытянута вперед? Разрешено движение только направо...

В реальности сотрудник ГАИ обычно подает интуитивно понятные сигналы. Более того, такая возможность прописана в пункте 37 ПДД. Тогда зачем устаревшие условности?

Вносимые в правила корректировки носят у нас безвременный характер. Хотя бы потому, что поставлена невыполнимая задача: в этой книжице пытаются прописать абсолютно все случаи, которые потенциально могут произойти на дороге. Чаще ПДД позволяют определить виновного в той или иной ситуации, хотя изначально задумывались как свод рекомендаций для бесконфликтного перемещения в пространстве.

Инструктора по вождению можно найти с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич