Сегодня официальное начало школьных каникул и День защиты детей. Увы, на этой неделе зафиксирован рост числа ДТП с несовершеннолетними. Иногда возникает ощущение, что детской безопасностью занимаются все и никто одновременно. Вот такой парадокс! Учителя кивают на сотрудников ГАИ. Те говорят, что это удел родителей. Родители считают: важнее роль школы, ГАИ и городских властей. В реальности же у нас нет индустрии подготовки профессионалов, которые знают, как учить детей именно безопасному поведению на дороге (а не формулировкам из ПДД). Юрий Краснов накануне каникул провел специальное занятие для минских второклашек. Заметьте, не в школьном классе, а на автодроме.
В Минске нет очагов детской аварийности. Красные точки разбросаны по всей карте. Взять, например, последние происшествия, три из которых по совпадению случились в один день, 30 мая. Одно зарегистрировано на ул. Сырокомли, другое — во дворе 1-го переулка Окрестина, третье — на Логойском тракте... Вчера водитель, имеющий признаки опьянения, сбил мать с сыном на перекрестке Матусевича — Глебки.
Эксперты расшифровывают: это означает, что повышать безопасность нужно по всему городу, не разделяя аварийность по возрастным категориям. Если будут учитываться интересы детей, значит, в фокусе окажутся и остальные социальные группы (пожилые люди, люди с инвалидностью и др.).
Но все улицы за месяц не перекроишь, на это потребуются годы, а еще предстоит переломать ментальность специалистов в сфере проектирования.
Пока же все сводится к пресловутому человеческому фактору. Когда это относится к детям, то звучит несколько нелепо, не находите?
Тем не менее в минувшую среду в Минске в двух случаях, по предварительным данным ГАИ, дети пересекали проезжую часть вне переходов. Одно из происшествий попало в объектив регистратора, установленного в трамвае. В ролике видно, как из-за встречного вагончика появляется девочка с рюкзаком, которая направляется в сторону парка.
Конечно, в комментариях посыпались обвинения: куда смотрели родители, почему не научили? С другой стороны, все знают — в школах этому уделяют много внимания. Может, дело в том, что учат не так?
— Детей нельзя заставлять зубрить формулировки из ПДД, — считает Юрий Краснов. — Ребенок все воспринимает слишком буквально. Если ему сказать, что зеленый свет разрешает пересекать дорогу, то он и пойдет. А представьте, что какой-нибудь водитель завершает проезд на «розовый»? Поэтому школьников нужно учить именно правилам безопасного поведения на дороге — вертеть головой по сторонам, следить за машинами, не предпринимать непредсказуемых для окружающих действий.
Свою задачу, приглашая второклашек из 185-й школы, ведущий рубрики сформулировал так: «Смоделировать некоторые опасные ситуации, которые возникают на наших дорогах. А в целом, на перспективу, научить замечать объекты на дороге, отслеживать действия водителя и вести себя спокойно».
— Можете называть меня дядя Юра, нам также будет помогать дядя Виталик. Давайте сразу договоримся: если я свищу, вы меня внимательно слушаете, — достает свисток Юрий Краснов.
Спросите актера ТЮЗа или педагога: детей обмануть очень сложно. Если внимание ушло, то реальный интерес вернуть практически невозможно. Юрий Краснов хорошо это знает и прибегает к домашней заготовке:
— Давайте все мальчики дружно скажут свое имя.
— А-а-а-а! — раздается многоголосье.
— А теперь девочки...
— А-а-а-а!
— Все, сейчас я знаю, как вас зовут. Мальчиков «А-а-а-а», а девочек «А-а-а-а».
Кажется, удалось. Дети хохочут, ждут, что будет дальше. А дальше — блиц-опрос, у которого тоже есть скрытый (или явный — смотря для кого) смысл. Известная штука: дети не так воспринимают и распознают опасность, как взрослые. То, что очевидно в старшем возрасте, раньше казалось куда менее понятным.
— Какая машина быстрее остановится: маленькая или большая? — спрашивает ведущий рубрики.
— Ма-а-аленькая, — большинство детей отвечают верно.
— А почему?
— Она легче, — выделяются несколько голосов.
— Продолжите стихотворение: знаю правила прекрасно, я всегда иду на...
— Зеленый, — опять-таки многие не попались на желание угадать рифму, хотя несколько ребятишек все же ошиблись.
Новое задание тоже с подтекстом.
— Кто любит бананы?
— Я-я-я!
— Кто любит апельсины?
— Я-я-я!
— Кто любит груши?
— Я-я-я!
— Кто не моет уши?
Ну все, контакт налажен, но нужно торопиться. Еще до начала занятия Юрий Краснов предупреждал: «Специфика обучения детей в том, что минут через 30—40 они устают, внимание снижается. Ребятишки сначала вроде слушают, а потом бац и все — концентрация ушла. Помню, поначалу приходил в школу, рассказывал про нормы из ПДД. Ясное дело, было скучно. Тогда изменил подход. Совсем по-другому стало, когда мы вышли на улицу и начали отрабатывать, как правильно пересекать дорогу».
По мнению ведущего, детей нельзя перегружать теорией. В доказательство он припоминает очередной пример: «Пришел в школу, провел занятие, все отвечали дружно и верно. А через пару дней, когда дежурил на перекрестке, остановил ребенка, который шел на красный, и в ответ услышал: „Дядя Юра, здравствуйте. Это ж вы у нас занятие проводили...“»
Особая проблема — отсутствие профессионалов в специфичной сфере, которая находится на стыке дорожной безопасности, детской психологии и педагогики.
— Обычно все сводится к лекциям в аудитории, в лучшем случае — к викторинам или театрализованным представлениям, — признается Юрий Краснов. — Но спектакль это все-таки не то, нужно на дороге учить.
Так что практика и в первую очередь практика! Важнейшим ведущий рубрики считает отработку рефлексов в условиях, максимально приближенных к реальным. В данном случае занятия проводились на автодроме учебного центра ДОСААФ.
Первым делом Юрий Краснов предлагает отработать типичную ситуацию в условиях плотно припаркованных автомобилей. В некоторых местах они стоят в непосредственной близости от пешеходных переходов. До последнего момента ребенка не видно из-за его невысокого роста, что влияет на время реакции водителя и, соответственно, остановку машины.
— Расскажу вам одну страшную-престрашную историю: по двору ехал автомобиль и вдруг прямо перед ним выбежал мальчик, — нарочито карикатурно изображает неосмотрительного ребенка ведущий. — Дядя успел затормозить, а мальчик убежал. Водитель вышел из машины и кричит: «Сто-о-ой!»
После мизансцены дядя Юра предлагает каждому ребенку прочувствовать эту ситуацию. В его сопровождении дети по очереди выходят между припаркованных автомобилей на «улицу», по которой едет машина.
Идея в том, чтобы отработать и закрепить навыки, а не просто объяснить ситуацию.
Юрий Краснов каждому пытается уделить внимание:
— Смотрим, уступает машина или нет. Вот видите, остановилась, значит, идем.
— А если нет? — моделируем ситуацию.
— Дядя Юра, стой! — предупреждают дети, включившиеся в игровой процесс.— Правильно: если водитель не уступает, ну что ж поделаешь — нам придется его пропустить, — объясняет ведущий рубрики.
Каждый пришедший мальчик или девочка с нетерпением ожидает своей очереди, чтобы выполнить упражнение с забавным дядькой, которому можно сказать «ты» и он не обидится. Тут и движение, и остановка импульса, и внимание, и объяснение, зачем все это нужно.
То и дело слышны советы наставника: «Смотрите на лицо водителя — тогда поймете, видит он вас или нет». «Чтобы определить, останавливается ли автомобиль, внимание на переднюю нижнюю часть машины». «Не спешите выходить из-за припаркованного авто, прежде выгляните».
В нашей городской среде, когда немало зависит от человеческого фактора, от детей требуется слишком много концентрации и внимания. Что уж говорить, если даже опытные и физически развитые люди не всегда могут сориентироваться в обстановке.
По сути, взрослые регулярно перекладывают ответственность на ребенка: «Он тебя не видел, а ты куда глядел! Зачем побежал?»
Некоторые водители обижаются: почему дети бегают через дорогу? Надо, мол, их учить ходить, неужели не ясно. Конечно, наивно считать, будто ребенок всегда может контролировать свои действия или быть настолько хладнокровным, чтобы остановить импульс. Заметьте, даже на знаке «Дети» изображены две бегущие фигуры.
— Обижаться на детей может человек, который сам недавно был ребенком и успел подзабыть, что это такое, — считает Юрий Краснов. — Ребенок познает мир и психофизиологически нацелен на движение. Сказать ему «не бегай» — это пойти против природы, естества, потребностей детского организма... Обращу ваше внимание, что водители, которые этого требуют, опять-таки занимаются перекладыванием ответственности. В конце концов, они прошли специальную подготовку, им объяснили, где могут выбегать дети. Не в состоянии предсказывать и прогнозировать, определять потенциально опасные места? А вы уверены, что способны ездить за рулем?
Во время небольшого перерыва заходит разговор: а с какого возраста детей можно спокойно отпускать в школу, не боясь, что с ними что-то случится на проезжей части?
Юрий Краснов отказывается отвечать на этот вопрос однозначно: «Все зависит от зрелости ребенка, его подготовки, в том числе морально-психологической. Например, во втором классе я ходил в школу сам. Причем любил выбирать разные маршруты. А мой младший сын, которого мы, может, слишком оберегали, до сих пор опасается. Это идет от характера, темперамента, и ничего с этим не сделаешь: искусственно же не привьешь смелость».
Следующее упражнение касается нерегулируемого пешеходного перехода. Ведущий берет в руки миниатюрный знак и рассказывает о еще одной характерной ситуации, в которую наверняка попадал каждый более-менее опытный водитель.
Речь о том, когда две машины приближаются к «зебре» одновременно. Один водитель (ближайший к пешеходу) останавливается, а другой — нет. Не потому, что он не хочет уступать. Вина водителя лишь в том, что по косвенным признакам он не определил приближение человека. Да-да, в ПДД есть оговорка на этот счет, но все ли помнят формулировки из правил наизусть?
Вообще, такая ситуация должна быть исключена конструктивными способами — либо путем установки светофора, либо с помощью заужения до одной полосы. Все зависит от типа улицы и ее загруженности. Но в Минске до сих пор есть такие места.
— Итак, переходим, — командует Юрий Краснов. — Смотрите, останавливаемся и наблюдаем за второй машиной. Уступает? Тогда можем продолжать.
Раз за разом ведущий сопровождает стайки детей, пытаясь акцентировать их внимание. Второклашки вроде бы внимают, послушно следуют и останавливаются, повторяя команды.
— Надеюсь, занятие пошло на пользу, — выдыхает спустя четверть часа Юрий Краснов. — А давайте проверим, что вы вынесли из урока?
По очереди дети выкрикивают:
— Запомнили, что нужно выглядывать из-за машин, если идешь на дорогу!
— Нельзя перебегать проезжую часть!
— Можно идти только по переходу!
Конечно, у нас возник вопрос, насколько эффективны такие занятия? Неужели подобный урок действительно изменит отношение детей и их поведение на дороге?
Явно требуется системное обучение с повторениями, отработкой и минимальной проверкой (упаси бог только муштру устраивать) знаний.
— Мы можем дать основу, а отработка алгоритмов все-таки зависит от родителей, — признает ведущий «Разборов...». — Своих именно так и учил. Каждый день не просто вел через дорогу, а объяснял, что делаем и зачем. Чаще я вижу, что родители молча переходят улицу, а ребенок держит их за руку. Взрослые оберегают детей, выполняя охранную функцию, но недостаточно вовремя окликнуть или предупредить.
Интересно, что в Великобритании разработан спецкурс, во время которого основам дорожной безопасности учат детей и непременно их родителей. Многие ведь банально не умеют правильно держать ребенка за руку. Сколько раз случалось, когда дети вырывались и убегали.
— Да, помню такой случай в Минске: нянечка вела ребенка через улицу, он стал вырываться, побежал обратно и попал под машину, — припоминает ведущий рубрики. — Благо тогда обошлось без серьезных травм. Дети забывают о том, что им минуту назад объясняли. У них есть рефлекс, которому они подчиняются, и перебороть его тяжело. Так что водителям, которые видят ребенка на дороге, нужно быть очень внимательными и снижать скорость. Фактически моментом возникновения опасности будет считаться сам факт нахождения детей возле края проезжей части.
— Очень хочется верить, что дети, увидев стоящую машину, перед выходом на проезжую часть сами остановятся, — подводит итог Юрий Краснов. — Понятно, одного занятия недостаточно для закрепления устойчивого алгоритма поведения. Нужно, чтобы родители регулярно это повторяли, подмечали, объясняли. А мы им поможем. В конце концов, безопасность детей — наше общее дело!
Детские электромобили в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by