30 мая 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Знаки внимания. Репортаж: ГАИ усилила контроль за автомобильными номерами

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

То ГАИ задержит BMW, в багажнике которого находятся поддельные российские номера. То сами водители обратят внимание на подозрительное «выцветание» некоторых символов регистрационных знаков. После ряда случаев инспекторы решили отработать это направление. В Минске останавливали автомобили, номера которых вызывали вопросы. В абсолютном большинстве случаев сотрудники ГАИ ограничивались предупреждениями, хотя может быть иначе. Читайте репортаж Onliner.by.

О чем речь

Краска облезла. Что делать? Два варианта

Проспект Дзержинского в Минске. Инспектор обращает внимание на Nissan черного цвета, у которого на обоих номерах облезла краска. Хотя автомобиль используется как такси, установлены обычные регистрационные знаки. Теперь это разрешено — недавно вступили в силу изменения в законодательстве.

Следить за видимостью номеров с расстояния в 40 метров и менее нас обязывает п. 10.3 ПДД. Можно также вспомнить оговорку из КоАП: «Исполнение регистрационных знаков должно обеспечивать их прочтение днем в ясную погоду с расстояния не менее 40 метров».

Оказывается, автомобиль принадлежит не водителю. Но именно он часто использует машину для работы. Говорит, что краска облезла после частых моек. Мол, такси хочешь — не хочешь приходится содержать в чистом и опрятном виде: «Автомобиль моется каждые два-три дня. Иначе могут поступать жалобы от клиентов».

Мужчина обещает пока установить желтые номера, а эти подкрасить. Его отпускают с предупреждением, предварительно проверив информацию по милицейской базе (вдруг ранее его уже останавливали за это нарушение?), но все чисто.

Есть два варианта действий в этом случае, объяснили нам в ГАИ. Первый. Аккуратно подкрасить номера самостоятельно. Это не запрещено законом, если, разумеется, будет воспроизведен оригинальный вид регистрационного знака. Второй. Обратиться в полиграфический центр МВД для замены (см. репортаж).

Это единственное место в Беларуси, где можно сдать старые номера и получить новые (есть даже услуга по доставке в местное МРЭО ГАИ). Услуга платная: для физлиц замена одного номера обойдется в 20 рублей, комплекта — в 30 рублей. Нужно предоставить сами знаки, техпаспорт на автомобиль, водительское удостоверение и квитанцию об оплате.

Впрочем, может обойтись и вовсе без оплаты: в течение двух лет после выдачи госномеров на них действует гарантия. Это особенно актуально в свете того, что знаки некоторых серий очень быстро теряли краску, буквально после пары-тройки моек.

По наблюдениям ГАИ чаще, конечно, вопросы возникают по поводу старых, еще красно-белых регистрационных знаков (образца 1992 года). Со временем они выцветают, и нужно поднапрячься, чтобы распознать символы.

Mercedes как раз с такими номерами замечают возле медуниверситета. За рулем — женщина в возрасте. Когда она узнает, что претензия только к регистрационному знаку, глубоко выдыхает: «А я думала, что же нарушила?»

Если говорить строго, то нечитаемые номера считаются серьезным нарушением ПДД. Напомним, по ч. 8 ст. 18.12 КоАП за управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком предусмотрены предупреждение или штраф до двух базовых величин (сейчас — 49 рублей).

Ситуации на дороге разные бывают, и что если потребуется быстро установить автомобиль, а основная идентифицирующая его примета нечитаемая?

В последние годы роль регистрационных знаков возросла также в связи с распространением камер скорости. Датчиков фотофиксации становится больше, а недавно ГАИ заявила о начале работы прибора «Паркрайт», который также фотографирует номера неправильно припаркованных машин.

Как следствие, появились те, кто не очень хотел бы светиться. Наши читатели не раз обращали внимание на странное видоизменение некоторых автомобильных знаков: то нолик превратится в восьмерку, то часть символов окажется стертой, словно поработали наждачкой.

Пожалуй, самый громкий за последнее время случай произошел на трассе Минск — Гомель. В объектив регистратора попал фокус с номерами Nissan Navara: прямо во время движения был задействован специальный механизм, широко разрекламированный в российском сегменте интернета, и номера скрылись за шторкой.

Заметили это не только автомобилисты. Вскоре ГАИ сообщила: «В отношении 44-летнего жителя Бобруйска составлен административный протокол по ч. 6 ст. 18.12 КоАП — „Управление транспортным средством с заведомо скрытым регистрационным (номерным) знаком“. Водитель подвергнут штрафу (по этой части предусмотрена „вилка“ от 10 до 20 базовых величин)». Инспекторы также добавили, что таких случаев немало, просто не все они предаются огласке.

«Транзиты»: 10 или 90 дней?

Отдельный разговор — по поводу транзитных номеров. Иногда возникает путаница и автомобилисты не понимают, в течение какого времени можно их использовать. Этот вопрос мы переадресовываем сотруднику ГАИ, который находится с нами в рейде.

— Если владелец автомобиля снял транспортное средство с учета и получил транзитные номера, то он вправе их использовать в течение 90 дней, — объясняет инспектор. — А вот в случае когда, например, покупателю досталась машина с транзитными регистрационными знаками от бывшего хозяина, то он обязан в течение 10 дней поставить автомобиль на учет в ГАИ. То же самое касается временных знаков (серия «ВР», которую выдают в салонах дилеры).

На ул. Громова сотрудник ГАИ решает проверить Audi Q7, на которой как раз установлены «транзиты». Во время разговора выясняется: владелец буквально на днях снял машину с учета — собирается продавать. В этом случае он может передвигаться с такими регистрационными знаками в течение 90 дней.

А вот если бы он купил кроссовер с транзитными номерами, то мог бы ездить с этим знаками не более 10 дней.

Обращаем внимание на старенький Opel, у которого установлены красно-белые номера (образца 1992 года). Заметно, что цифры и буквы подкрашены. Поскольку все четко видно, вопросов у ГАИ не возникает.

Хуже, когда наоборот. Краска выцвела, номер облез после n-ной мойки или случилось что-то еще. Таких автомобилей по городу перемещается немало. Во время репортажа сотрудники ГАИ намеренно ограничивались предупреждениями, рекомендуя обновить знаки. Но ведь не все инспекторы могут быть лояльны.

Очередную такую машину остановили на ул. Шаранговича. У Mercedes передний номер какой-то помятый, в царапинах, краска местами облезла, да и состояние бампера явно оставляет желать лучшего. Девушка, управлявшая автомобилем, подтверждает наше предположение — машина попадала в ДТП. Ее просят устранить повреждения и восстановить регистрационный знак.

Обычно у автомобилистов есть разумные объяснения, но иногда они вообще не догадываются о проблеме: «Да я на него и не смотрю». Так, водитель BMW рассказывает, что машина служебная, частые поездки — частые мойки (это заметно даже по рамке), вот номер и облез. В данном случае инспектор снова обходится предупреждением: «Обещает все исправить».

Хотя порой потертости и выцветание автомобильных номеров выглядит очень подозрительно. Тем не менее, находясь на проезжей части, достоверно установить, были проведены какие-то манипуляции или нет, невозможно. Но в ГАИ говорят, что если понадобится, они готовы отправить регистрационный знак на экспертизу.

К слову, если кто-то считает, что наждачка помогает от камер скорости, то вынуждены огорчить: изображения, как правило, довольно качественные, и даже если краска совсем облезла, есть методы по определению автомобиля и его владельца. Причем способов несколько. Ведь машина наверняка засветилась раньше, а может, в базе вообще один-единственный такой вариант?

А если автомобиль вообще без номеров?

После введения нового формата знаков серии «ВР», казалось бы, ситуация, когда машина едет без номеров, стала невозможной. Однако в городе, судя по нашим наблюдениям, сделанным во время репортажа, передвигается немало автомобилей без регистрационных знаков.

Возвращаясь к вопросу, поставленному выше: что будет, если на такой машине совершат грубое нарушение (например, создадут аварийную ситуацию) или ДТП, а водитель начнет скрываться? Как точно очевидцам сообщить приметы? Серый Opel? Темный седан? Черный внедорожник?

Но у автомобилистов все же есть веские обоснования. Вот что, например, рассказывает водитель Renault Scenic: «Я покупатель автомобиля, на заднем сиденье — продавец. Еду получать новый техпаспорт. Сами знаки менять не планировал, но номера все же пришлось отдать, для сверки. Такая процедура, как мне объяснили».

В подтверждение мужчина демонстрирует соответствующие документы. У инспектора претензий нет, остается только пожелать счастливого оформления сделки.

Чуть позже в ГАИ подтвердили, что при смене собственника транспортного средства сейчас есть возможность оставлять старые номера, если продавец и покупатель зарегистрированы в одном регионе страны.

А вообще, за управление автомобилем без присвоенного регистрационного знака предусмотрены те же штрафные санкции, что и за заведомо скрытые или измененные номера — штраф от 10 до 20 б. в.

Между делом замечаем, что на улицах много машин с номерами, которые находятся в салоне, под стеклом. Вроде бы их видно — у водителей явно нет умысла скрывать регистрационные знаки. Обычно так поступают, когда вскоре придется их менять и не хочется / нет возможности на несколько дней крепить к бамперу.

Но насколько справедливо мнение, что это не считается нарушением? Инспектор, проводивший рейд, ссылается на формулировку из ч. 8 ст. 18.12: «...установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком».

Так что если сотрудник ГАИ будет принципиальничать, можно получить штраф до двух базовых.

Следующим останавливают Geely, номера которого находятся под стеклом. Водитель эмоционально объясняет: «Поехал в одно отделение ГАИ, чтобы поставить автомобиль на учет. Уже прошел сверку, номера снял... А там сказали, что юрлицам нужно на Дзержинского. Пока снимал знаки, сломалась рамка, и номер теперь не держится».

Штрафовать за такое, конечно, рука у сотрудника ГАИ не поднимается. Он просит все же закрепить регистрационный знак в положенном месте и тогда уже продолжать движение.

Внимание: российские знаки

Особое внимание уделяется автомобилям с российскими номерами. На наших улицах и дорогах таких машин немало, но это вовсе не значит, что ими управляют граждане РФ. Поскольку единой белорусско-российской базы правонарушений пока не создано, некоторые водители решили этим воспользоваться. В ГАИ об этом хорошо знают и предпринимают контрмеры.

Увидев грузовой микроавтобус с московскими номерами, инспектор решает его остановить, а заодно проверить всю информацию по базе: «В случае нарушения на территории Беларуси данные фиксируются, и мы можем обратиться к ним в любой момент. Так, я вижу, что на этом автомобиле ранее передвигались с нарушением скорости. Также его останавливали, когда за рулем находился „бесправник“. Эта информация позволяет принимать адекватные меры в случае оперативной обстановки. Но сейчас оснований задерживать водителя нет».

С большой долей вероятности остановить автомобиль с российскими номерами могут также на пунктах контроля и оплаты, которые находятся на трассе М1 (ранее мы публиковали подробный репортаж о технологии привлечения нарушителей не из Беларуси). При приближении машины, на которой было совершено нарушение на территории нашей страны, инспектор получает сигнал и заранее ждет конкретное транспортное средство, зная его марку, номер, цвет и пр.

Еще одним поводом для повышенного внимания к регистрационным знакам стала недавняя погоня за BMW. Напомним, на прошлой неделе в Солигорском районе был задержан автомобиль с поддельными российскими номерами. Водитель пытался скрыться на скорости 230 км/ч. В багажнике машины нашли четыре комплекта знаков, тоже фальшивых.


В ГАИ не скрывают, что планируют больше внимания уделять «соответствию регистрационных знаков правилам и стандартам». Однако при этом рассчитывают на реакцию автомобилистов, которые по большому счету сами должны быть заинтересованы в том, чтобы дорожная информация была прозрачная и максимально открытая.

Стеклоомывающие жидкости в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by