682
02 июля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Отмучиться и забыть...» Курсанты жалуются на очереди: на «город» приходится записываться за три недели

«Стена плача» — так иронично называют место сбора возле экзаменационной площадки Минской ГАИ. Здесь радуются и рыдают навзрыд, делятся тревогами и советами. А еще ждут, когда пригласят для прохождения испытания. В апреле там предприняли попытку навести порядок, объявив предварительную запись для повторной сдачи экзамена (речь в первую очередь о «городе»). Инструкторы автошкол говорят, что им стало удобнее. Курсанты же жалуются, что бронировать место приходится за несколько недель. Во время репортажа корреспонденты Onliner.by попытались разобраться, почему организация экзамена вызывает столько вопросов.

О чем речь

Курсанты: «Приходится записываться за три недели»

Одновременно в редакцию обратились несколько человек, которые в данный момент пытаются получить водительские права. Разными словами они описывают одну и ту же проблему.

Вот что пишет, например, Виктор: «Раньше, чтобы сдать городской этап на автомобиле (на котором учился), можно было занять очередь и через два-три часа дождаться приглашения. Сейчас все изменилось. Живая очередь по-прежнему существует, но нет гарантии, что у тебя примут экзамен. Сотрудники МЭО ГАИ ссылаются на то, что времени не хватает, они принимают у тех, кто записался предварительно. Между тем запись ведется на три недели вперед».

С похожей проблемой столкнулся Анатолий, с которым мы говорили по телефону. Молодой человек рассказал, что закончил автошколу восемь лет назад, а сейчас решил все же сдать на водительские права, но столкнулся со сложностями:

— С первого раза сдал теорию и площадку. А вот «город» не удалось. Когда стал выяснять, как попасть в следующий раз, то оказалось, что записаться не так и просто. Необходимо бронировать место за несколько недель. Например, в середине июня мне предложили записаться на 4 июля. Это если хочу сдавать на том же автомобиле, на котором проводилось дополнительное обучение. При этом существует условно живая очередь, когда, как правило, ты сдаешь на машине ГАИ.

Многим не нравится, что предоставляется сомнительная альтернатива: либо жди три недели, либо пытай счастья, вероятнее всего, на незнакомом автомобиле.

— Не забывайте, что предоставление машины ГАИ — услуга платная. Обойдется в 17 рублей. Это помимо одной базовой (сейчас — 24,5 рубля) за повторную сдачу экзамена, — обращают внимание сдающие на права. — Но дело не только в деньгах. Ведь мы учились на совершенно других автомобилях. А для новичков это критичный момент и важный фактор в стрессовых условиях, которые имеют место при сдаче экзамена.

Конечно, можно сказать, что стоит немного потерпеть и дождаться своей очереди. Однако вспомним немаловажный нюанс. Сейчас сдавать на водительские права можно не чаще чем раз в 7 дней (первые три попытки). Грубо говоря, очередную попытку есть возможность предпринять через неделю. Но предварительная запись ведется на три недели вперед! Как сочетаются два этих условия?

Сдающие на права: «Пытаемся попасть во временное окно»

Чтобы изучить ситуацию на месте, мы решили утром в будний день отправиться к «стене плача». Застали там несколько десятков человек. Часть из них пришла с группой из автошколы. «Явно в первый раз», — комментирует кто-то из ожидающих. Часть, уже умудренная печальным опытом, пытается сдать «город» повторно.

— Обычно сдаю на «своем» автомобиле, но так получилось, что сегодня пришла по договору, жду машину ГАИ, — говорит одна из курсанток, имея в виду автомобиль, на котором проходила обучение. — 19 июня хотела записаться на 6 июля, но предложили только 11-е число. Поэтому решила пробовать попасть по живой очереди.

Некоторые выпускники автошкол решают не ждать предварительной записи, а попытать счастья на автомобиле ГАИ. Это всегда звучит так, будто участвуешь в лотерее: повезет — не повезет.

Для сравнения: в Германии, которую мы так любим упоминать в автомобильных репортажах, курсант всегда сдает на машине, на которой проходил обучение. В крайнем случае — на машине, которую предоставила взамен автошкола. Иначе просто быть не может.

Принимает экзамен не полиция, а представители двух компаний — TÜV и DEKRA. Причем инструктор во время испытания находится в автомобиле. Высшая степень доверия — когда экзаменатор позволяет тому выбирать маршрут. А представитель автошколы, словно гордясь, дает задания посложнее, мол, смотрите, как я обучил, не стыдно.

Впрочем, вернемся на ул. Семашко. К молодым людям, с трудом скрывающим мандраж, подъезжает та самая машина, которую предоставляет ГАИ. Отмечаем, что это Skoda Rapid (курсанты жаловались, что предоставляют «добитые» Lada). За рулем — экзаменатор, просит подойти тех, кто «сдает по договору». К автомобилю сразу направляются несколько человек с папками в руках.

Как мы выяснили, занимать очередь приходится самостоятельно — прямо как у кабинета терапевта в поликлинике. Затем остается надеяться, что у принимающих появится возможность принять экзамен. В этот раз трем парням повезло. А девушка, с которой мы говорили, осталась ждать своей очереди.

Отзывы на Google об экзаменационной площадке ГАИ диаметрально противоположные. Одни вспоминают суровые условия испытания даже с долей романтики, дескать, отмучился, зато есть что вспомнить.

Другие (вероятно, менее везучие) в гневных формулировках описывают все тягости. Обращают внимание, что ожидать очереди приходится возле шлагбаума, где нет особых удобств — пара скамеек да платный туалет за углом.

Вот один из комментариев: «Место страданий. Зимой и летом стоишь на улице и ждёшь свою машину (площадка или город не важно). Туалет только платный. Скамейки — есть но их недостаточно (скамейки непосредственно у стены плача вообще под открытым небом: в дождь и снег стоять особенно весело)».

Когда мы приехали на Семашко, 17, был солнцепек. Рядом есть навес, но там курят. Чуть поодаль расположен платный туалет. В «стене плача» есть дверь, ведущая в небольшое кафе. Большинство ждут прямо на улице. Во время непогоды курсантам можно только посочувствовать.

Инструктор: «Курсантам стало сложнее, нам — проще»

Как мы выяснили, чтобы предварительно записаться, нужно обязательно ехать к МЭО ГАИ. По телефону этого сделать нельзя, не говоря уже про сайт, мобильное приложение и пр. Во времена, когда такси заказывается за пару кликов на смартфоне, а коммунальные платежи проще перечислять через ЕРИП, это несколько странно. Позже мы адресовали эти вопросы ГАИ. Там объяснили, почему так вышло.

— Нам стало лучше. Раньше приходилось ждать с 8 утра до 5 вечера, занимать очередь из таких же инструкторов, как мы, — признается один из инструкторов автошколы, который соглашается с нами поговорить. — А теперь есть запись и гарантия, что экзамен начнется именно в назначенное время.

Мастера производственного обучения констатируют: а вот курсантам, которым нужно ожидать несколько недель, безусловно, стало сложнее.

— Сегодня я пришла с группой из автошколы. Инструктор сказал: попробуем сдать, — говорит еще одна курсантка, которая попросила ее не фотографировать: мало ли что. — Меня больше беспокоит, что учишься три месяца, а по итогу ничего не умеешь. Вроде бы и практику всю выездила, и учебные маршруты изучала, а все равно когда сдавала «город», то не смогла развернуться и экзаменатор вынужден был затормозить. Из нашей группы с первой попытки сдал только один парень, который имел практику вождения еще до автошколы.

Это соответствует статистике: лишь один из десяти курсантов сдает все три элемента экзамена с первого раза.

— Приходится брать «допы», — сетует девушка. — Последнюю неделю каждый день каталась с инструктором.

Еще одна курсантка по имени Ксения также пытается сдать «город» повторно:

— Не захотела долго ждать и решила попробовать попасть по живой очереди. Оформление договора заняло около сорока минут. Буду надеяться, что дальше дело пойдет быстрее.

То, что называют живой очередью, в определенном смысле условность. По инструкции курсант во время практического экзамена в городе должен проехать не менее четырех километров. Это примерно 10—15 минут. На четырех курсантов (столько помещается в экзаменационный автомобиль) выходит около часа, но нередко испытание завершается досрочно. В образовавшемся временном окне экзаменатор может принять экзамен у тех, кто заключил договор и ожидает около ворот МЭО.

ГАИ: «Летом фиксируется сезонный спрос, проблему будем решать»

— Каждый день сотрудники МЭО ГАИ принимают более 300 практических экзаменов на право управления, — рассказали в пресс-службе Минской ГАИ. — С апреля этого года была введена предварительная запись. Раньше, когда всех принимали по живой очереди, неоднократно возникали конфликтные ситуации. Курсанты, инструкторы ссорились, обстановка была нервной. Чтобы распределить экзаменуемых по времени и снизить градус напряжения, было решено выбрать именно такую форму. Человек приходит к определенному времени, а его уже ждут автомобиль и экзаменатор.

По словам инспекторов, наибольшие вопросы остаются со сдачей «города». Для сравнения: запись на «площадку» ведется на два-три дня вперед.

— В данный момент наблюдается ажиотажный спрос, — подчеркивают в ГАИ. — В начале весны автошколы особенно активно набирают группы, чтобы обучение пришлось на благоприятные погодные условия. А летом курсанты начинают активно сдавать на права. К августу число экзаменуемых заметно снижается.

Там также объяснили, зачем являться лично для предварительной записи:

— Неоднократно случались недоразумения. Звонивший забывал что-то уточнить, ждал три недели, а по факту оказывалось, что он не имеет права сдавать у нас, потому что, например, зарегистрирован и проходил обучение в другом регионе страны. Грубо говоря, специалисту вживую нужно видеть документы, чтобы не возникало такого недопонимания.

Как нас заверили в МЭО, вопрос оборудования места для ожидания находится вне компетенции ГАИ. Тем не менее о проблеме там знают, выдвигали предложение оборудовать навес, установить кофейные автоматы.

Что касается автомобилей, предоставляемых для сдачи экзамена, то инспекторы сообщили следующее: «Сейчас используются три Skoda Rapid. В автопарке также осталось несколько Lada, которые постепенно списываются. Если курсант откажется сдавать на такой машине, то он вправе дождаться более современного автомобиля. В ближайшее время этот вопрос будет решен. Объявлен тендер на закупку еще двух машин (вероятнее всего, это будут Volkswagen Polo Sedan). Кроме того, мы планируем увеличить число экзаменаторов, которые принимают практическую часть экзамена именно в городе».


Несмотря на то что в данном случае речь шла об организации проведения экзамена, по сути, это та же застарелая проблема, касающаяся системы обучения. Ведь реальное вождение зачастую начинается уже после получения прав. А если бы курсант был хорошо подготовлен, то и второй попытки не потребовалось бы.

Найти инструктора по вождению можно с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский