Хоть стеклошариком покати. Почему ночью в дождь не всегда видна разметка?
263
18 июля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Хоть стеклошариком покати. Почему ночью в дождь не всегда видна разметка?

Насколько важна разметка, понимаешь, только когда ее перестает быть видно. А такое на некоторых улицах, не дадут соврать минские автомобилисты, случается при совпадении двух факторов: наступлении темного времени суток и обильном дожде. Как объясняют специалисты, краска или пластик (в зависимости от того, из чего выполнена разметка) покрывается пленкой воды и световозвращаемость покрытия перестает работать. По данным зарубежных экспертов, это приводит к росту аварийности. А в условиях, когда автомобили становятся все более автономными, значение разметки все больше возрастает. Как поступить так, чтобы и бюджет не опустошить, и сделать полосы заметными в любую погоду?

Все дело в стеклошариках? На самом деле нет…

Наши ПДД однозначно определяют приоритет знаков над разметкой. Хотя именно на стоп-линию, двойную сплошную, «зебру», обозначение направления движения по полосам водители смотрят в первую очередь. Взгляд ведь всегда устремлен на дорогу.

Умалять значение всех этих линий и штришков нельзя. В конце концов, именно разметка распределяет транспорт на проезжей части и делает использование дороги рациональным.

Несколько очевидных и не очень объяснений, почему водители сразу идентифицируют разметку. Днем мы ее замечаем благодаря контрасту, который создается по сравнению с дорожным покрытием. Причем белый цвет проще заметить, чем желтый (есть даже такое понятие, как эффект белизны, который тоже имеет важное значение).

В некоторых западных странах есть строгий стандарт: временная разметка должна быть видна втрое лучше, чем обычная. Поскольку изменения неочевидные, то автомобилистов нужно предупредить особенно хорошо.

Кто-то спросит: неужели придется постоянно наносить и стирать краску/пластик? Вовсе нет. Сейчас есть масса современных решений. Например, наклейка, которая выполняет роль разметки. После завершения работ ее просто-напросто снимают, не повреждая асфальт.

Ночью включается другой механизм распознавания. Важнейшее значение имеет отражение, или, как у нас принято называть, световозвращаемость (специалисты используют термин диффузорный), разметки. Чем больший коэффициент, тем лучше линии заметны в темное время суток в свете фар.

Эта самая световозвращаемость достигается разными способами. Основной — это вкрапление в структуру разметки так называемых стеклошариков, которые преломляют свет, отражают его и отправляют в большом объеме обратно.

Они совсем крохотные и не видны невооруженным глазом. Размер — от 40 до 1200 микрометров (1 мкм равен 0,001 мм).

В теории все звучит хорошо, но на практике даже качественная разметка может быть не видна ночью во время ливня. Стеклошарики не такие или они «вылетели» под воздействием колес? Специалисты говорят, что в каждом случае свое объяснение. А причин может быть множество: качество материала, «грубое» обслуживание дороги, несоблюдение технологии нанесения, истечение гарантийного срока, использование шипованной резины (шипы выгрызают разметку и потому запрещены во многих странах) и пр.

Беспилотные системы тоже теряются, если разметка плохая

Только не нужно думать, что это некая минская проблема. Эксперты международной компании Delta отмечают, что даже в развитых странах многие водители сталкиваются со сложностями распознавания разметки в темное время суток, когда проезжая часть мокрая. Особенно тяжко приходится автомобилистам в возрасте, что логично.

Более того, специалисты пришли к выводу, что есть как минимум еще одна ситуация, когда разметку крайне сложно рассмотреть. «Даже в светлое время суток могут возникнуть трудности в том, чтобы разглядеть разметку. В частности, когда солнце находится низко и лучи скользят по проезжей части», — утверждают авторы исследования.

Они высказывают озабоченность по поводу недостаточно качественной разметки в связи с грядущим использованием беспилотных автомобилей. Начиная с 2010-х годов производители внедряют системы, распознающие разметку и позволяющие удерживать машину в полосе. Это касается не только премиум-марок. Аналогичные технологии применяются в Kia, Ford, Volkswagen и др.

Есть две родственные системы распознавания разметки, принцип которых все же отличается. Lane Departure Warning System (LDWS) предупреждает о покидании полосы, а Lane Keeping Assist (LKA) принудительно удерживает автомобиль в ряду, влияя на рулевое управление.

Евросоюз к сентябрю 2022 года планирует обязать всех производителей выпускать автомобили, имеющие системы удержания и предупреждения о покидании полосы.

Нужно учитывать, что постепенно на минских улицах будет появляться все больше автомобилей, ориентирующихся по разметке.

Как выяснили эксперты, эти системы также теряются в условиях дождя и если разметка не обладает достаточным коэффициентом световозвращаемости. Что в таком случае предпримет бортовой компьютер?

Минск. Ночь. Дождь

Ради чистоты эксперимента мы решили сделать фото разных участков минских улиц в нормальных условиях (днем, когда было сухо) и ночью во время дождя. Только объективной картинки (такой, которая видна невооруженным глазом) не получилось.

«Представляешь, глазу разметка не видна, а на снимках все четко: камера выжимает светочувствительность по максимуму и представляет ситуацию в лучшем свете. То же самое бывает с отражениями неоновых вывесок в лужах. Когда смотришь, то ничего особенного не замечаешь, а на снимках получается красиво. В этом случае прогресс сработал против реальной ситуации», — позвонил взволнованный фотокорреспондент.

Так что даем снимки как есть. Конечно, рано или поздно полосы и штрихи становятся видны.

Под определенным углом и на определенном расстоянии их можно рассмотреть, но иногда вылезает не только актуальная разметка, но и старая. Поди разберись, на какую ориентироваться.

Во время одного из заседаний рабочей группы по анализу аварийности в Минске сотрудники ГАИ обратили внимание на эту проблему. Возникло предположение, что это влияет на восприятие обстановки в плохих погодных условиях и приводит к ДТП. Однако фактор плавающий и требует изучения. Пока нет экспертных сведений по числу таких происшествий в Беларуси.

Комментарий СМЭП: когда требуется, разметку обновляем

За многие объекты дорожной инфраструктуры Минска отвечает Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие: за знаки, светофоры, а также за разметку.

— Где вы такое видели, чтобы разметки не было видно? — удивился нашему вопросу компетентный сотрудник СМЭП. — Под пленкой воды? Так под ней и так ничего не видно, как и под снегом. Качество разметки проверяет независимая комиссия с помощью приборов. Она предоставляет акты о том, что покрытие соответствует требованиям всех СТБ и ГОСТов.

— Говорят, что ножи отвалов (если не оборудованы специальными резинками) снегоуборочной техники буквально срезают краску или пластик. Учитывают ли эту особенность? — спрашиваем.

— Ну вы же видите. Техника совершенствуется. Вот поливочную технику поменяли.

Наш собеседник отметил, что на состояние разметки также может влиять обработка песчано-соляными смесями в холодное время года.

Касательно соотношения применения материалов для нанесения разметки на сайте Мингорисполкома сказано: ежегодно на улично-дорожной сети города наносится более 180 000 кв. м дорожной разметки, из них около 6500 кв. м — пластиком. Это примерно 3,6%.

— С каждым годом объем пластика увеличивается, — заверил нас специалист СМЭП. — Проще обновить его и два-три года не возвращаться на старый участок улицы. При необходимости измеряем степень износа. Если она больше допустимой нормы, то можем восстановить пластик — есть технология.

Сотрудник предприятия подтвердил, что краска, используемая для нанесения разметки, имеет гарантийный срок полгода. Если потребуется, то ее также восстанавливают.

«Краска кажется выгодной только в краткосрочной перспективе»

Возможно, вы удивитесь, но в Беларуси есть производство разметочных материалов, которые отвечают западным стандартам. У брестского предприятия «СТиМ» большинство заказчиков находятся за пределами страны. То, что туда был внедрен промышленный шпион (уникальное дело в судопроизводстве Беларуси), говорит само за себя.

Именно в этой компании сейчас работает Сергей Талатай, которого многие помнят по должности начальника ГАИ Брестской и Гродненской области. Он подтвердил, что роль разметки возрастает, рассказал, какие материалы используют в мире и как решают проблему с видимостью в плохих погодных условиях.

— Разметка отвечает за две важнейшие составляющие: комфорт и безопасность, — считает Сергей Талатай. — Нерасчерченное, свободное пространство плохо влияет на безопасность. А когда тебя направляют, подсказывают, ведут по проезжей части, это сказывается благоприятно. Разметка позволяет рационально использовать пространство. Она являет собой благополучие и дисциплинирует водителей. Представьте широкий проспект, на котором голый асфальт: как это выглядит? Совсем другое дело, когда каждый квадратный сантиметр используется с умом. Кроме того, в темное время суток разметка позволяет водителям обнаружить определенные объекты, которые попадают в отражение от фар. Например, пешехода.

По словам Сергея Талатая, причина плохой видимости разметки в каждом случае может быть разной, а винить только стеклошарики неправильно:

— Иногда верхний слой разметки действительно выбивается. Но не только стеклошарики отвечают за эффект световозвращаемости, есть другие минеральные наполнители, выполняющие роль диффузора. Кроме того, стеклошарики тоже могут быть разными. Одни находятся в верхней части слоя. Если он стирается, то включаются в работу так называемые премиксные шары, которыми буквально пронизан материал сверху донизу.

Есть другой способ сделать разметку видимой даже во время дождя. Это изменение ее структуры. За счет дренажа водной пленки между выступающими элементами видимость белых линий сохраняется в дождь и в темное время суток.

Уместна аналогия с протектором шин, которые отводят воду от пятна контакта.

Кроме того, при наезде колеса на такую разметку в салоне автомобиля ощущается вибрация и шум. А еще на ней гораздо сложнее поскользнуться, например, мотоциклисту.

Правда, справедливости ради надо отметить нюансы использования такой разметки в Бресте. Как рассказывают специалисты, ее нанесли ради эксперимента и выявилась следующая особенность: зимой и весной пространство между пупырышками забивалось грязью и разметка становилась серой. Как только теплело и на улицы выходили поливочные машины — все менялось в лучшую сторону. Но как быть в холодное время года, которое у нас длится с октября по апрель? Впрочем, для этого есть лаборатории, исследования, специалисты…

Как говорит Сергей Талатай, пять лет назад в Беларуси о подобных материалах не задумывались, хотя разработана технология была в 1970-х. Но если современная разметка, которая отвечает сегодняшним реалиям, существует, почему ее не применяют? Опять денег не хватает?

По мнению нашего собеседника, это скорее организационный вопрос, чем экономический: «В краткосрочной перспективе нанесение разметки краской кажется более дешевым выходом из положения, но в долгосрочной перспективе это не так. Пример. Условный заказчик принимает решение: нанесите разметку краской. Допустим, полгода она выдержит. А потом что? Снова наносить/обновлять? Получается, что дважды в год перекрывают дорогу, используют подвижной состав, задействуют людей. Но самое главное, что в итоге снова вернулись к исходному уровню. Опять к нулю!»

В западных странах работают по другой формуле. Там разыгрывают контракт на содержание дороги на несколько лет. Подрядчик-победитель отвечает в том числе за разметку.

С одной стороны, он заинтересован, чтобы разметка работала, была видна (иначе несоблюдение договора, штрафные санкции, подмоченная репутация и пр.). А с другой — потратить деньги эффективно и чтобы не пришлось возвращаться через полгода опять.

Выбирается наиболее практичная схема. Например, разметка, на которую приходится наибольшая нагрузка — стоп-линии, «зебры» и пр., — выполняется из более устойчивого материала, допустим холодного пластика. Продольные линии — из термопластика (он чуть дешевле), а краевые — из краски.

— Подрядчик рассуждает так: зачем мне трижды тратить ресурсы, если есть возможность сразу вложить не сто рублей, а пятьсот, но в долгосрочной перспективе это будет выгоднее, — объясняет Сергей Талатай. — Получается, за первый год он нанесет в два раза больше разметки. А в новом сезоне вернется не на исходный уровень, а продолжит выполнять план. Постепенно будет размечен весь город, на что сейчас не хватает ни времени, ни ресурсов. Так устроено во всем мире и даже в России, где все дороги федерального значения покрывают только толстослойными разметочными материалами.


Проблема видится не только в том, что к разметке у нас относятся как к чему-то временному и не такому важному. Взгляните, сколько изменений в организацию дорожного движения внесено только с помощью краски и пластика. Это не просто упорядочение автомобильного трафика и банальное увеличение пропускной способности. На кону кое-что поважнее.

Фотообъективы в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский