Эвакуаторы не должны воевать с автомобилистами. Про новый способ контроля парковки

696
27 июля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; архив auto.onliner.by

Эвакуаторы не должны воевать с автомобилистами. Про новый способ контроля парковки

Когда в Минске появились два первых настоящих эвакуатора (помнится, это были Ford красного цвета), казалось: вот оно, решение, теперь-то уж точно никто не будет парковаться в запрещенном месте, опасаясь получить крупный счет за услуги, да еще и штраф за нарушение. Тщетно! Принудительная буксировка не стала панацеей. Эксперты, проанализировавшие процесс, объясняют почему: «Эвакуатор — тяжелый инструмент, который сейчас применяют к месту и не к месту. На наш взгляд, его нужно использовать точечно и более обоснованно».

Социальные потери превышают эффект от эвакуации

Во многих западных странах вопросами парковки занимается отдельная служба, которая наделена соответствующими полномочиями. Считается, что эта функция имеют свою специфику и не требует привлечения полиции.

У нас же это традиционно задача ГАИ, которая также отвечает за организацию дорожного движения, оформление ДТП, предотвращение заторов и другие вопросы.

Грубо говоря, когда срочно вызывают на место происшествия, то не до парковки со стороны жилой застройки. Приоритет отдается оперативным задачам.

Но дело не только в нехватке сил и средств, а скорее в их разумном распределении и делегировании части полномочий, считают в Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

— По задумке эвакуация должна предотвращать критичные нарушения остановки и стоянки, однако сейчас принудительная отбуксировка — это тяжелый и дорогой инструмент, к тому же с очень неприятными последствиями для автовладельца, — рассказывает председатель БАЭС Юрий Важник. — Водитель, не обнаруживший автомобиль, оказывается в стрессовой ситуации: где машина, неужели угнали? Затем он решает внезапно возникшую проблему. Ему нужно оплатить штраф, услуги за эвакуацию, предоставить квитанции и пр.

Эксперты говорят, что временные и финансовые потери не самое страшное в этой ситуации. Появляется негативное отношение к эвакуации в принципе. Возникает вопрос, почему это коснулось именно меня? Рядом точно так же стоят другие автомобили, и их не увезли.

— Происходит подрыв доверия к системе безопасности дорожного движения, — подчеркивают в БАЭС. — Люди оценивают допущенное нарушение и соотносят его с последствиями, которые кажутся неоправданно тяжелыми. В обществе возникает ощущение, что эвакуация не несет пользы, а скорее воюет с автомобилистами.

Как считают эксперты, выгода от контроля должна превышать затраты на него. Не должны гибнуть люди в результате действий того, кто должен оберегать их безопасность. Это слишком высокая цена за спасательную операцию.

Что такое серьезное и несерьезное нарушение? Где градация?

Использование эвакуатора считается крайней мерой. Когда нарушение нужно устранить во что бы то ни стало, иначе остановится движение трамваев, возникнет затор или машина перекроет обзор на пешеходном переходе.

— Однако на данный момент не сформулированы критерии, что такое серьезное и несерьезное нарушение правил остановки и стоянки, — замечает Юрий Важник. — Если автомобиль перекрывает видимость на переходе, то удаление такой машины — нужное дело. Когда создает затор — тоже. Но в случае если потери небольшие, то зачем увозить полторы тонны металла на десять километров? В конце концов, автомобиль можно переставить, если он мешает движению или перекрывает обзор. Ситуация разрешится малой кровью — и водитель поймет, что был не прав, и ДТП удастся предотвратить. Именно такие цели должны преследоваться.

Еще одно мнение экспертов: необходимо применять множество других методов. Красный квиток с предупреждением может быть эффективнее, чем эвакуация, которая вызывает только злобу, мол, попался, не повезло. Ведь никто не бреется топором, когда под рукой триммер...

Как говорят в БАЭС, на Западе эвакуация используется редко, а если уж применяется, то скорее в воспитательных целях. Когда многие наблюдают процесс погрузки автомобиля, это имеет большой оздоравливающий эффект. А что насчет снижения аварийности?

В Швеции считают, что влияние эвакуации на аварийность незначительное, она может составлять до 5%. Иногда, наоборот, это лишь усугубляет ситуацию с ДТП — такое было отмечено в городе Лунд.

— Странно было бы изготавливать ювелирное украшение молотом, — проводит сравнение Юрий Важник. — У хорошего мастера в ящике множество инструментов. Обратите внимание, в американских фильмах чаще появляется специальный человек с кипой бланков, которого боятся неправильно припарковавшиеся водители. Получается, достаточно одной бумажки и не надо вызывать спецавтомобиль?

Эксперты: до трети автомобилей в Минске стоят с нарушениями

Нигде система эвакуации не приводила к наведению порядка, обращают внимание эксперты. Когда же ситуация воспринимается как несправедливая, люди возмущаются, и эффективность использования такого инструмента стремится к нулю.

Более того, в Минске водители научились противостоять системе эвакуации. Как-то наблюдали такую картину на ул. Тимирязева (возле офисных зданий). Там машины стоят около края проезжей части, иногда в два ряда. Увидев спецавтомобиль с подъемником, люди устремлялись к своим машинам. Эвакуаторщик просто-напросто не успевал зацепить машину, как появлялся ее владелец. Казалось бы, эффект произошел — улица расчищена, троллейбусы могут спокойно двигаться. Но через полчаса все возвращалось на круги своя.

— Есть такой термин — patroling (пер. — маячить, находиться на виду), который в дорожном движении приобретает иное значение, — вновь обращается к западному опыту Юрий Важник. — Водители видят инспектора парковки, который постоянно обходит вверенный ему участок, и реагируют. Это считается более эффективной мерой, чем эвакуация.

Если продолжать сравнение, то нужно отметить, что западные системы парковок работают по иным принципам. У нас есть некое пространство, где можно стать или же там стоянка запрещена (см. знаки и разметку). А во Франции и Германии каждое парковочное место регламентировано и обозначено. Совсем другой подход!

— Существует масса способов управления спросом на парковку: внедрение системы оплаты, использование средств организации дорожного движения (в частности, полуостровки, препятствующие стоянке возле пешеходных переходов), выделение спецмест, а также эвакуация. И она используется чуть ли не в последнюю очередь, — перечисляет председатель БАЭС.

Эксперты видят одну из основных проблем Минска в том, что процесс контроля у нас децентрализован. Вот кто главный по парковкам? Кто отвечает за порядок на стоянках и в несанкционированных местах? То ли сотрудники ГАИ, то ли контролеры уличных стоянок...

— Считаем, что должен быть один хозяин, который выстраивает стратегию контроля и управления, — убеждены в Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. — Сейчас все сводится к ГАИ, имеющей соответствующие полномочия. Но в таком случае сталкиваемся с вопросами дороговизны. Слишком накладно для бюджета бросать инспектора на перегруженную машинами улицу и определять, кого следует эвакуировать, а кого — нет.

По подсчетам БАЭС, в Минске до трети автомобилей стоят с нарушениями ПДД. Если контроль проводить несистемно, то это теряет всякий смысл.

Абсурдность ситуации хорошо иллюстрирует инспектор, который на тракторе эвакуирует автомобиль. Он и судья, и технический исполнитель.

Глазами ГАИ будут контролеры парковок

— Мы пришли к выводу, что нужен один инспектор и несколько технических работников, которым он делегирует некоторые функции. Но ключевое решение и подписи будет оставлять именно сотрудник правоохранительных органов, как установлено законодательством, — напоминают в БАЭС.

Инспектору, который будет находиться в своеобразном центре управления, предоставят набор средств, и он будет применять их в зависимости от ситуации. Где-то достаточно листовки с предупреждением, где-то потребуется привлечение эвакуатора как крайней меры.

Первый такой ЦУП создали на штрафстоянке на ул. Олешева. Оттуда с помощью ноутбука, имеющего выход в интернет, инспектор координирует работу. Ему подчинены контролеры парковки, эвакуаторщики. Сотрудник ГАИ получает информацию и принимает правовое решение. Исполнителями становятся те, кто находится на местах.

Например, контролер парковки замечает, что припаркованная машина мешает движению. Тогда он делает фото на планшет, размещает фото и отмечает в специальной программе место. На мониторе инспектора — карта, где отмечены горячие точки. Он кликает на каждую и оценивает ситуацию по фотографиям. Если потребуется — он может связаться с контролером, попросить сделать еще несколько снимков или получить некую дополнительную информацию. А когда поймет, что ситуация действительно требует вмешательства, то направит эвакуатор.

— Это позволяет правильно распоряжаться ресурсами, не распыляться сотруднику ГАИ и вместе с тем контролировать обстановку в выделенном районе. Разработан алгоритм оценки ситуаций с учетом запросов на эвакуацию. Он может быть зеленым, желтым и красным, — раскрывают подробности в БАЭС.

Там называют подобную оценку более объективной. Планируется, что организуют девять таких ЦУПов — по одному в каждом районе Минска. Инспектор будет мотивирован поддерживать порядок на своей территории и станет направлять контролеров в проблемные места. Таким образом, всю цепочку планируется замкнуть на конечный результат.

— При этом ключевые действия, например эвакуация, будут производиться только с согласия инспектора, — подчеркивают эксперты. — А его подчиненные помогут все оформить и технически реализовать.

Предлагаемое решение — менеджерское, и оно хорошо вписывается в современные реалии, когда все большее значение имеют технические способы контроля. В данном случае глазами сотрудника ГАИ, который не может лично присутствовать на десяти улицах одновременно, станут контролеры парковок и эвакуаторщики. Это позволит получать объективную информацию и использовать такой дорогой и тяжеловесный инструмент, как эвакуатор, более эффективно и точечно.


Не только пешеходы, водители общественного транспорта и коммунальной техники устали от повального нарушения правил остановки и стоянки в городе. Все чаще автомобилисты сами призывают убирать мешающие машины. Эксперты высказываются в той же тональности: несанкционированная парковка снижает доступность объектов, наносит вред экологии, создает помехи, влияет на аварийность, а правильно устроенный город выдавливает автомобили, которые мешают всем и всюду.

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; архив auto.onliner.by