Шоковое состояние, страх будущего наказания, пьяное состояние... Это основные причины сокрытия с места происшествия. Вы тоже заметили, что таких информационных поводов в последнее время стало многовато? Случай в Смолевичах с BMW X5, две мотоаварии в Минске, трагедия в Зельвенском районе... Как правило, беглецов удается найти, или же они, начитавшись про себя всякого в интернете, являются сами. Очевидно также, что назрели изменения в законодательстве, которые могут предотвратить случаи оставления места ДТП.
Два похожих случая с мотоциклистами произошли на этой неделе в Минске. Сначала возле станции метро «Немига» водитель Nissan Almera подрезал Yamaha и, несмотря на отчаянные попытки мотоциклиста привлечь внимание, уехал.
Сложилось впечатление, что автомобилист кого-то высаживал. А поскольку он планировал выехать на пр. Победителей, то остановился, как только возникла возможность. Напомним, на ул. Немиге, в том числе под путепроводом, установлено ограждение. На коротком участке водителю Nissan необходимо было перестроиться через две полосы и совершить поворот налево. Непростая задача и исполнение ниже среднего.
— При просмотре видео сразу возник вопрос: неужели водитель Nissan ничего не слышал и не видел? — удивляется Юрий Краснов. — Лично я не верю. Может, он решил, раз контакта не было, то я ни при чем? Как раз очень даже при чем! Была создана аварийная обстановка. Мотоциклист ему сигналил, потом упал. Затем вскочил, пытался догнать, что-то говорил водителю белого автомобиля.
Как рассказали в ГАИ, мотоциклист не пострадал, но его Yamaha оказалась повреждена.
— Думаете, вас не найдут? — задает риторический вопрос ведущий рубрики, обращаясь к водителю Nissan. — Вокруг камеры, регистраторы. Это вопрос времени...
Почему вообще водители сбегают с места происшествия? Причин может быть несколько. Одна из них — эмоциональное состояние. Автомобилист, попавший даже в мелкое ДТП, сразу находится в состоянии шока.
Множество мыслей, сомнений, тревог: а может, ничего и не было и мне просто показалось? И вообще, наверное, никто не пострадал. Так обычно уговаривает себя беглец. На самом деле он знает, что это не так.
Когда первый стресс проходит, то нужно найти в себе силы и вернуться, объявиться. Это наверняка будет принято во внимание сотрудниками правоохранительных органов.
Именно так поступила, сообщили нам в РУВД, водитель Volkswagen, которая проехала на красный сигнал светофора и столкнулась с Harley-Davidson, поворачивавшим налево. Эта авария произошла вечером в четверг, 26 июля, на перекрестке ул. Богдановича и Янки Купалы в Минске.
— Машина уехала, — сообщили нам очевидцы. — Один из проезжавших водителей сказал мотоциклисту, что этот автомобиль стоит в соседнем дворе с лопнувшим колесом.
В РУВД Центрального района рассказали, что женщина (1960 г. р.), управлявшая легковушкой, все-таки вернулась на место ДТП.
Юрий Краснов вспоминает случай из своего милицейского прошлого. Как-то наряд департамента «Охраны» обратил внимание на странного водителя. Когда его попытались остановить, он стал скрываться. А затем, все же притормозив, пересел на пассажирское сиденье. Мол, я ни при чем.
— К нему подошли, представились, а он отвечает: «Это не я был за рулем, водитель ушел». Ему отвечают, так мы же все видели, зачем обманываете? — смеется ведущий рубрики. — Разговор продолжился в кабинете начальника ГАИ. Парнишка уже в присутствии родителей на голубом глазу продолжал гнуть свою линию, дескать, был водитель, просто вы его не видели. Как говорится, включает дурачка.
Это в чем-то напоминает поведение троечника из школы, который вечно выдирает страницы с плохими отметками из дневника и рассказывает про недомогание прабабушки, что не позволило ему выучить стишок.
— Инфантилизм. Так я могу объяснить попытки скрыться в некоторых случаях, — солидарен Юрий Краснов. — Это что-то про неумение признавать ошибки, сказать: да, я не прав, а теперь понесу наказание... Вот человек окончил автошколу, получил водительские права, купил автомобиль, а нести ответственность не научился. До последнего будет говорить: «Это не я».
В памяти всплывает громкое происшествие на пл. Бангалор в Минске. Юноша за рулем родительского автомобиля выехал на круг. Машина опрокинулась — погибла пассажирка. Водитель с места происшествия скрылся.
— Кажется, он тайком взял автомобиль у матери, причем не в первый раз, — морщит лоб ведущий «Разборов...». — А после аварии побежал в сторону Новинок. Понятно, найти его было несложно. Но первый порыв, как у подростка, — бежать, хоть куда... Приедут важные дядьки и накажут. Реакция незрелой личности.
Не всегда причиной оставления места аварии становится эмоциональное состояние водителя. Вполне возможно, он что-то пытается скрыть, например, факт употребления алкоголя. Зачем? Ну чтобы избежать ответственности по более тяжелой, «пьяной» части водительской статьи 317 УК (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств).
— Раньше была такая уловка. Водителя останавливают, он выходит из машины и демонстративно выпивает алкоголь, — рассказывает Юрий Краснов. — Потом же говорит, что у него якобы случился стресс, а так он был-де трезв как стеклышко. Сейчас эта лазейка устранена. В ПДД закреплено требование не употреблять алкоголь после подачи сигнала об остановке и ДТП.
Однако что касается уголовной ответственности, то не все так просто. На днях в редакцию обратились родственники погибшего таксиста в Смолевичах. Напомним, предполагаемый виновник ДТП, водитель BMW, сбежал с места аварии. По информации близких погибшего, предполагаемый виновник был задержан днем, в тот момент он был трезвым. В каком состоянии он находился во время происшествия? Уже не проверишь...
В России предлагают внедрить следующую меру. ГИБДД хочет приравнять скрывшихся водителей к пьяным и привлекать к уголовной ответственности как за вождение в нетрезвом состоянии.
Так, если в аварии есть тяжелораненые, то сбежавшему, как и в случае с состоянием опьянения, будет грозить до четырех лет колонии. За ДТП с одним погибшим — лишение свободы на срок от двух до семи лет, а в случае если жертвами ДТП стали двое и более лиц, то уже от четырех до девяти лет заключения.
Стоит также напомнить, что в некоторых случаях в отношении водителей, сбежавших после тяжелых ДТП, возбуждают уголовное дело по статье 159 «Оставление в опасности». Напомним формулировку из нее: «Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние».
Заходит разговор о том, как часто находят беглецов. Можно сказать, что в большинстве случаев личность водителя удается установить. Учтите специфику преступления, которое совершается по неосторожности. Поскольку автомобилист к нему заранее не готовится, даже если пытается скрывать следы, то все замести не удается.
Все знают из фильмов, как находят скрывшихся водителей: по мобильному телефону, следам торможения, осколку поворотника. В современном мире очень просто отследить, кто, что и когда делал. А если еще учесть, что в каждой второй машине сейчас установлен видеорегистратор... Сам момент ДТП, возможно, не попал, но автомобиль-то зафиксирован.
Не однажды сотрудники правоохранительных органов находили очевидцев, казалось, в безнадежных ситуациях, когда происшествие случалось на глухой местной дороге.
Когда говорят про сокрытие с места происшествия, это всегда вызывает негатив в отношении водителя. Но случаи ведь разные бывают. Одно дело, когда пострадал человек или сильно поврежден автомобиль, и совсем другое дело, когда речь идет о небольшой царапине. Словом, случаи, мотивы и последствия бывают разными.
— Знакомая зацепила автомобиль во дворе, сдавая задним ходом, — история, которую рассказывает ведущий рубрики, очень характерная. — Разумеется, она сразу попыталась связаться с владельцами машины: знала, чья она. А соседи стали требовать несколько тысяч долларов за слегка поцарапанный корч... Теперь представьте, что было бы, если бы она уехала, не заметив.
Порой пострадавшая сторона начинает разыгрывать настоящий спектакль, угрожая «оппоненту» потерей водительского удостоверения, судом, моральной компенсацией за нарушенную психику и пр.
— Насколько правдиво, что водитель не обратил внимания, как зацепил чей-то автомобиль? — задумывается Юрий Краснов. — Попробуйте упереться бампером в высокий бордюр — такой скрежет будет стоять!
Впрочем, был же совершенно невероятный случай, когда автомобиль протянул пешехода от минской ул. Матусевича до Ратомки. Водитель уверял, будто ничего подозрительного в пути не заметил.
Другая ситуация. Водитель сбивает пешехода, уговаривает его не вызывать ГАИ и завозит в больницу. Или даже наоборот, сам потерпевший упрашивает никуда не обращаться, но дома, когда первый шок проходит, понимает, что все-таки придется идти к медикам. А те обязаны узнать, откуда травмы, и, услышав про ДТП, сообщают в правоохранительные органы. Так начинаются поиски водителя.
Также могут провоцировать на сокрытие с места ДТП слишком жесткие меры за копеечную аварию. Если бы человек был уверен, что ему не грозит ничего, кроме штрафа, он был бы спокоен и не позволял бы спекулировать потерпевшей стороне.
— Если вы стали участником подобных событий, не расстраивайтесь — пишите в комментариях свои данные, с вами свяжутся, — завершает выпуск Юрий Краснов. — А если серьезно, то лучше жить со спокойной совестью и душой — следовать рекомендациям, не попадать в неприятные ситуации, но если они все-таки случились, то уметь признать вину.
GPS-трекеры в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by