Основой для данной петиции, по признанию ее составителей, стал случай с героем публикации Onliner.by Дмитрием Матусом. У водителя автобуса было 10 метров и 0,37 секунды, чтобы избежать столкновения с пьяным пешеходом на трассе М1. Суд первой инстанции вынес обвинительный приговор: три года лишения свободы с отбыванием в колонии. Граждане стали собирать подписи за пересмотр подобных дел, за снятие ответственности с водителей, на чьем пути оказались нетрезвые пешеходы.
«Участились случаи ДТП с участием пешеходов, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, — говорится в петиции. — В случае их гибели водителям приходится долгие месяцы в судах доказывать свою невиновность. И чаще всего эти дела заканчиваются возбуждением уголовных дел в отношении водителей. Хотя все прекрасно понимают, что даже при движении по городу с относительно небольшой скоростью автомобиль невозможно мгновенно остановить, особенно когда пешеход в состоянии алкогольного опьянения (не отдающий отчет своим действиям) шагает под колеса в считаных метрах от движущегося автомобиля. Часто такие ситуации происходят на загородных скоростных трассах и всем понятно, что водителю большегрузного транспорта или автобуса, а еще в условиях ночи или плохих погодных условий остановить многотонную машину при всем желании невозможно».
«Во многих странах дела в таких ДТП даже до суда не доходят, — сказано в обращении. — В правилах четко прописано, что пешеход не должен находиться на проезжей части в любом состоянии. Мы выступаем за внесение изменений в законодательство, регулирующее ответственность за ДТП с участием пешеходов. Предлагаем предусмотреть исключение ответственности для водителя если:
1) Он совершил наезд на пешехода, который нарушил правила пересечения проезжей части. А именно пересекал проезжую часть на красный свет либо в месте, где переход не предусмотрен по ПДД (отсутствует пешеходный переход).
2) Он совершил наезд в пределах проезжей части на пешехода, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этом пункте предлагаем предусмотреть градацию ответственности в зависимости от степени опьянения пешехода в промилле, по которой будет понятна способность человека осознавать окружающую обстановку.
Также могут быть рассмотрены варианты иного значительного снижения ответственности водителей при наличии вины в ДТП пешеходов».
В УГАИ отреагировали на письмо: «Из 1322 ДТП с участием пешеходов за 2017 год 514 произошли по вине самих пешеходов. В рамках действующего закона предусмотрено изучение всех обстоятельств ДТП. Вид ответственности каждого участника движения определяется от степени тяжести наступивших последствий. По результатам проверки принимается решение с учетом всех обстоятельств, информации о личности участников ДТП».
При этом в УГАИ заверили, что указанные в петиции предложения будут рассмотрены при внесении изменений в нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!