Опередить СССР! 60 лет назад американцы построили летающий Jeep для армии

 
4051
17 сентября 2018 в 16:25
Автор: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович

Ровно 60 лет назад, в сентябре 1958 года, совершил свой первый полет аппарат с кодовым названием Model 59K. Еще его называли Sky Car или просто Airgeep. Да, это «летающий джип». Не поверите, но техническое задание именно с таким словосочетанием было поставлено перед инженерами. Работал над проектом Франк Николас Пясецкий — американец с польскими корнями. 

Идея создания летающего автомобиля встала в головах главнокомандующих еще со времен Второй мировой войны. Попытки сконструировать нечто подобное заканчивались неудачей, и только в 1958 году прототип поднялся в воздух. Инженеров подгоняли: в те времена все были уверены в том, что за летающими машинами будущее, и американцы боялись, что первый автомобиль оторвется от земли на территории СССР.

В отличие от современных концептов летающих авто модель 59К взлетала вертикально, а значит, не требовала большой площадки ни для начала движения ни для посадки. Управление машиной мало чем отличалось от тогдашних вертолетов. Еще бы: не хватало еще, чтобы армия переучивала своих пилотов. А ведь американцы всерьез думали массово использовать такие Sky Car. Модель была компактнее вертолета и могла летать на низкой высоте со скоростью до 110 км/ч. Летающий автомобиль был оснащен двумя поршневыми двигателями Lycoming, которые передавали крутящий момент на два трехлопастных ротора через одну коробку передач.

Изначально планировалось разделить тягу двигателей, чтобы каждый вращал отдельный винт. Но Пясецкий решил объединить тягу для того, чтобы машина не упала в случае повреждения одного из моторов (второй двигатель будет продолжать вращать оба винта). После успешных тестов армия забрала два экземпляра 59К для доработки. Вояки поменяли название на Airgeep VZ-8P. Кроме того, инженеры ВВС решили установить на машину один двигатель Turbomeca Artouste IIB вместо пары Lycoming. Видимо, безопасность полетов у них была не в приоритете. Мощность нового мотора была в полтора раза выше, чем суммарная отдача старых движков.

Позже мотор прототипа менялся еще несколько раз. Так же как менялась и посадочная формула. В первоначальном виде 59К имел два места — для пилота и одного пассажира. Позже сюда добавили кресло для стрелка и два дополнительных места для пассажиров. Шасси доработали для посадки в том числе на воду. Говорят, во время испытаний машина Пясецкого поднималась на высоту нескольких сотен метров, но планировалось, что «летающий Jeep» будет проводить большую часть времени в нескольких метрах над землей — там, где его не засекут вражеские радары.

В 1960-х, потратив кучу времени на доработки, военные признали, что изначально идея «летающего джипа» была глупой и машина, скорее всего, не показала бы свои преимущества в разгар военных действий. В общем, про 59К американцы забыли и продолжили работать над классическими вертолетами.

Автомобили BMW на «Автобарахолке» Onliner.by

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!.