В редакцию обратился наш читатель Андрей. Он водитель, имеет водительские права категории «B». А в этом году решил также открыть категорию для управления мотоциклами. Заключил договор с автошколой, ходил на занятия. Во время одного из них, как рассказал читатель, он на учебном мотоцикле выехал за пределы тренировочной площадки и врезался в автомобиль. Прибывшие сотрудники ГАИ составили протоколы и за ДТП, и за езду без прав. Андрей с таким решением не согласен.
— Документы на обучение на категорию «А» мы с приятелем подали в июне. С нами связался инструктор, занятия проводились на площадке по улице Тимирязева. Эта площадка закрыта для автомобильного движения, — рассказал корреспонденту Onliner.by Андрей.
Два занятия (по словам Андрея, каждое из них длилось по 4 часа) мужчина проездил на мотоцикле Baltmotors Classic 200 — все было нормально. На третьем занятии, 1 августа, дали другой байк — M1NSK RX200. И с ним у Андрея как-то не задалось.
— На этом мотоцикле я отрабатывал упражнения, доходил до третьей передачи, тормозил, сбрасывал «лапку» снова до первой передачи. А где-то в середине занятия я не смог затормозить при отработке упражнения и вылетел за пределы площадки. Впереди была зеленая зона, потом тротуар и шесть полос на улице Тимирязева. Проскочил бордюры и врезался в припаркованный на стоянке автомобиль, ударился головой о стойку и перелетел через крышу машины. Жив — шлем всему голова, — отметил собеседник.
По словам Андрея, таким образом он проехал около 70 метров. Он беспрепятственно выехал с площадки, на которой проводились занятия: только с одной стороны она огорожена забором, еще с одного бока есть бетонные блоки, других ограждений нет. Была ли паника? Была. В результате ДТП повреждены были два транспортных средства — мотоцикл и припаркованный автомобиль. Андрей отделался ушибами и ссадинами.
— Хозяин автомобиля вызвал ГАИ. Инспекторы опросили меня, водителя авто, инструктора автошколы. Ничего конкретного мне не сказали: куда-то звонили, что-то уточняли. В итоге только спустя 8 дней мне позвонили из Госавтоинспекции и пригласили приехать на разбор. Там дали подписать протоколы, в которых было написано: «Гражданин (мои Ф. И. О.), управляя мотоциклом „Минск“, двигался по улице Тимирязева, не принял меры к снижению скорости при возникновении препятствия, в результате чего совершил наезд на автомобиль Toyota», — рассказал наш читатель.
В протоколе не было указано, что Андрей проходил обучение вождению, что его самого категорически не устраивало. Протокол он подписывать не стал, поэтому ему предложили явиться на разбор уже к замначальника ГАИ.
— Я принес видео с нашего занятия, которое проходило в тот день (его снимал один из курсантов). Видно, как инструктор проводит инструктаж, я стою в мотошлеме, видны мотоциклы. На этой площадке занятия проходят не первый год, даже «восьмерка» из фишек выложена. То есть я не просто человек, который проходил мимо и захотел покататься на мотоцикле. В Госавтоинспекции выслушали мои доводы, но пришли к выводу, что ДТП я совершил как «бесправник». Мне сказали, что пока я находился на площадке для обучения, я был курсантом, а когда выехал с нее на дороги общего пользования — стал водителем, — отметил Андрей.
В отношении него в результате были составлены административные протоколы по ч. 1 ст. 18.19 КоАП (Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления) и ч. 5 ст. 18.22 КоАП (Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения). Штраф в общей сложности составил 5,5 базовой величины — 134 рубля 75 копеек.
Андрей попытался обжаловать это решение в УГАИ ГУВД Мингорисполкома, но там его оставили в силе.
Мириться с ситуацией наш читатель не хочет. Он настаивает на том, что в тот день являлся обучаемым лицом.
В мотивировочной части к постановлению ОГАИ Центрального района Минска приведены пояснения, данные инструктором автошколы, в которой обучался Андрей. Он пояснил, что является инструктором по вождению и осуществляет обучение и консультативную деятельность (в рамках ИП) по вопросам обучения вождению мотоциклом. На площадке по улице Тимирязева инструктор находился вместе с Андреем, который являлся лицом обучаемым управлению мотоциклом. Инструктор пояснил, что Андрей взял для закрепления навыков вождения мотоцикл «Минск», двигался по площадке и в какой-то момент совершил выезд за пределы стоянки и наезд на припаркованный автомобиль Toyota.
Обратимся к Правилам дорожного движения. В них приводится определение того, кто является водителем: это физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством).
В то же время к водителю приравнивается лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) и при этом находящееся в нем.
Все понятно, если речь идет об автомобиле: водитель — тот, кто обучает вождению, а не тот, кто обучается. У инструктора есть возможность воздействовать на автомобиль, он отвечает за происходящее.
Во время обучения на мотоцикле Андрей находился один, без инструктора. С одной стороны, как лицо обучаемое, он не является водителем. С другой стороны, кто же тогда управлял мотоциклом?
Андрей решил через суд добиваться отмены решения ГАИ и уже подал соответствующие документы.
— Я не согласен с тем, что виновен в нарушении по ч. 1 ст. 18.19 КоАП (Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством). У меня не было прав, потому что я проходил обучение для их получения. И если я «бесправник», то на инструктора должны были составить протокол за передачу права управления транспортным средством. Считаю, что этой статьи вообще не должно быть в протоколе. Я считаю, что было ДТП, в котором виноват инструктор, — пояснил наш читатель.
Кроме того, есть и денежная сторона вопроса. Ущерб, который был нанесен автомобилю Toyota, покрыла страховка. Но если решение о том, что мотоциклом управлял «бесправник», останется в силе, то Андрей может получить регрессный иск от страховой компании.
— Если же виновником ДТП признают инструктора, то страховка покроет ущерб, а инструктору останется выплатить штраф. Эту сумму я ему готов по доброй воле возместить. Мотоцикл в аварии не сильно пострадал: поворотники, руль, пластик. Я также готов принять участие в расходах по ремонту, — подчеркнул наш читатель.
Андрей готовится отстаивать свою точку зрения в суде. Onliner.by проследит за развитием этой истории.
С редакцией Onliner.by связался Дмитрий. Он рассказал, что является мотоинструктором, который проводил занятия с курсантами в тот день. Инструктор считает, что ответственность за произошедшее на улице Тимирязева лежит на человеке, который непосредственно управлял мотоциклом, то есть на обучаемом.
— По факту так и есть. По той причине, что, во-первых, он подписывал технику безопасности. Во-вторых, преподаватель поставил задачу — отработка торможения. Этого сделано не было. По сути, этот человек не выполнил задание инструктора, — сказал Дмитрий.
По его словам, он предоставил для отработки упражнения один из своих собственных мотоциклов.
— С моей точки зрения, к ситуации привели два фактора. Первый: возможно, человек был излишне самоуверен. Он, наверное, стал слишком быстро разгоняться, испугался скорости, схватился за ручку — сработал психологический фактор. Второй момент: в тот день было очень жарко, жара переваливала за 30 градусов Цельсия. Возможно, это повлияло на самочувствие, — предположил Дмитрий.
Собеседник также прокомментировал ситуацию с материальным ущербом, который был нанесен в результате ДТП.
— По поводу его слов о возмещении ущерба, который он нанес моему мотоциклу, — он просто попал!
— Что вы хотите этим сказать?
— В смысле попал в нестандартную ситуацию.
Дмитрий сказал, что на данный момент пока не собирался требовать какой-либо компенсации за восстановление мотоцикла.
— Я об этом просто сейчас не задумывался. У меня и без того много работы. Я еще даже не разговаривал с ним о повреждениях мотоцикла. Легкие повреждения были мною устранены, а более серьезные повреждения, которые выявились спустя где-то неделею во время эксплуатации мотоцикла, — я по ним пока не поднимал вопрос, — сказал собеседник.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!