02 октября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Александр Ружечка

Обидеть курсанта может каждый... Зачем ГАИ сопровождала машины со знаком «У»

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Александр Ружечка

Как-то во время одного репортажа предоставилась возможность проехать за рулем учебного автомобиля. Экзаменатор устроил небольшое испытание. Тогда удивили не критерии оценки ошибок/помарок, а отношение окружающих водителей. Каждый, увидев знак «У», стремился опередить, поджать, поставить в неудобное положение. Это чем-то напоминает буллинг в школе, когда сильные унижают слабого. В ГАИ знают о проблеме притеснения курсантов, поэтому решили провести показательный рейд: за машиной, управляемой курсантом, был направлен служебный автомобиль. Инспекторы готовы были отреагировать в любой момент и остановить обидчика.

Курсанты, еще не сдав на права, попадают в ДТП (не по своей вине)

Вокруг учебного автомобиля в идеале должна быть эдакая буферная зона, на которую желательно не «покушаться» (понятно, что в городских условиях это не всегда возможно). Однако на деле складывается иная ситуация. В спешке водители стараются проскочить побыстрее и нередко создают угрозу для курсантов, вынуждая последних нервничать и совершать неверные действия.

— Конфликтные моменты на дороге возникают постоянно, — рассказывает Николай, инструктор ДОСААФ, мнение которого мы решили узнать перед рейдом. — Водители словно не видят или не хотят замечать машину со знаком «У». Бывает обратная реакция, когда курсант включает поворотник, готовится к перестроению, а водитель сзади совершает маневр раньше и начинает опережать. Курсанты теряются, входят в ступор, не знают, что делать.

Другой мастер производственного обучения вспомнил еще одну типичную реакцию: при загорании зеленого сигнала светофора водители, стоящие за учебным автомобилем, сразу начинают сигналить, не давая возможности курсанту спокойно начать движение. Тот нервничает, теряется и в результате медлит еще больше.

Один из инструкторов, с которым мы беседуем на улице Семашко, вспоминает про ДТП, случившееся на днях. За рулем учебного Daewoo находился курсант. Они спокойно ехали на зеленый сигнал светофора по прямой. Вдруг встречный водитель, которому нужно было налево, резко нажал на педаль газа... Итог — на фото.

«Хотя удар получился несильным, предотвратить его не имелось возможности. Более того, предсказать действия виновника аварии было нереально. Он признался, что, увидев нас, решил проскочить: курсанты, мол, такие медлительные», — удивляется мастер производственного обучения.

— Не сказать, что проблема системная, но такие случаи бывают, — делится своим опытом инструктор по имени Сергей. — Некоторые водители, видя, что впереди учебная машина, вдруг начинают спешить... Маршрутчики, например, почти всегда объезжают по разделительной или встречной полосе. Но основная угроза, как мне кажется, исходит от тех, кто получил удостоверение пару лет назад. Не знаешь, как поведет себя в этой ситуации ученик. Моя задача — успокоить курсанта, предотвратить резкие действия с его стороны.

По словам собеседника, наиболее адекватно ведут себя водители общественного транспорта, которые никогда не сигналят, не пугают курсантов и в сложной ситуации пропускают. Одним словом, профессионалы.

— Вот вы говорите про инструкторов. Но случается, что водители предъявляют претензии даже экзаменаторам, которые не учат, а принимают практическое испытание, — приводит пример заместитель начальника МЭО Минской ГАИ Владимир Свиридович. — Особенно нервные выскакивают из автомобилей и с криком «Как ты учишь?» чуть ли не хватают наших работников за грудки, не понимая, что перед ними сотрудники ГАИ. Но постойте, неужели вы не видите, что на крыше установлен опознавательный знак «У»!

«Все мы когда-то были курсантами, учились на своих и чужих ошибках, ожидали снисхождения. А чтобы окружающие это учитывали и не провоцировали неосторожные действия со стороны обучаемых, автомобили специальным образом обозначают»

Жалуются не только экзаменаторы, но также курсанты, которые пишут на форумах, что им мешают выполнять маневры, подрезают, не пускают в ряд. Судите сами — для сдающих «город» это тройной стресс. Во-первых, навыков ориентирования в потоке не хватает (а у кого они были на высоте после автошколы?). Во-вторых, сдающему экзамен следует дотошно соблюдать все нормы ПДД (хотя вокруг их поголовно нарушают). В-третьих, само испытание — это большое напряжение.

«А чего он стоял и не поворачивал?»

В день, когда проводился рейд ГАИ, курсанты сдавали «город» по маршруту №25. Как только становится известно о «задании» на день, многие его начинают отрабатывать. В результате на улицах Семашко, Уманской, Железнодорожной, проспекте Жукова буквально «роятся» машины со знаком «У». По словам сотрудников МЭО ГАИ, в этой связи даже поступали жалобы от местных жителей.

В учебный автомобиль садятся курсант и экзаменатор. Никаких инсценировок! Все по-настоящему. Единственное отличие — на заднем сиденье разместились сотрудник ГАИ, а также фотокорреспондент с видеооператором. Весь процесс фиксируется не только на регистратор МЭО, а еще и «для протокола».

Учебная машина выезжает на улицу Семашко. Служебный автомобиль ГАИ движется на некотором расстоянии позади. Ситуация прослеживается хорошо, и можно оценить действия окружающих. Несколько водителей опережают «учебку», но пространство и скорость позволяют сделать это безопасно.

Затем курсант движется по улицам Железнодорожной, Щорса, Розы Люксембург, проспекту Жукова. Отмечаем, что парень, который сдает на права, едет хоть и небыстро, но довольно уверенно: увидев препятствие впереди, заранее перестраивается; своевременно обозначает маневры; его действия понятны и предсказуемы.

Не последнюю роль сыграло то, что окружающие позволяли ему двигаться спокойно, не мешали своими действиями, стараясь оставлять запас времени и пространства.

Так продолжалось ровно до тех пор, пока курсанту не было дано указание повернуть налево с улицы Железнодорожной к улице Минина. Парень не торопится, старается выполнить маневр без спешки и ждет, пока проедут встречные автомобили.

Однако сразу несколько водителей, двигавшихся следом, решают объехать машину со знаком «У» слева и выполнить маневр побыстрее. В их числе шофер грузового МАЗа.

Спору нет — курсант перестраховывался, не хотел поворачивать перед встречными автомобилями. Но что, если бы экзаменатор дал команду совершить разворот? Столкновение было бы неминуемым?

Тут же сотрудник ГАИ, находящийся в учебной машине, передает информацию коллеге, который движется следом.

— Водитель МАЗа, справа останавливаемся, — включает спецсигналы инспектор.

Заметно, что остановленный шофер взволнован и не сразу понимает, какое нарушение ему вменяют.

— При повороте вы слева объехали транспортное средство, стоявшее с включенным левым указателем поворота, — объясняет сотрудник ГАИ, ехавший в учебном автомобиле.

— А чего он стоял и не поворачивал? — находит аргумент водитель. — Я не один объехал!

— Это учебный автомобиль. За рулем находился курсант, он был на перекрестке...

— Три машины повернули...

— Вы же водитель-профессионал, у вас открыто несколько категорий — B, C, Е. Габариты своего автомобиля учитываете?

— Я учитываю...

— Такое чувство, что мы друг друга не понимаем. Вы ведь тоже были курсантом. Понимаете, когда опыта в вождении мало, нужно время, чтобы сориентироваться. Представляете, каково курсанту, сдающему экзамен в городе? Это огромная ответственность и двойная нагрузка.

Проверив документы, инспекторы решают ограничиться предупреждением: «Послужной список неплохой. В дальнейшем, надеемся, будете более уважительно относиться к учебным автомобилям».

Курсант, между прочим, экзамен сдал. Принимающий посчитал, что опасности молодой человек не создавал. Перестраховывался? Имеет полное право. Хуже, если бы рискнул.

По признанию экзаменаторов, им приходится учитывать специфику минского трафика: если курсант не смог выполнить команду из-за чужого нарушения, это не будет считаться ошибкой.

— Обычно водители стремятся опередить учебные машины, считая курсантов медлительными, — говорит сотрудник МЭО ГАИ Александр Байдук. — В результате это приводит к чересчур рискованным действиям. Бывает, опережают и потом на светофорах предъявляют претензии: «Почему едете во второй полосе при свободной правой?» То есть признаются в том, что сами плохо учили ПДД. Или же это просто спекулятивная трактовка в свою пользу. Да, курсант едет 50 км/ч по двухполосной дороге, но он имеет на это право.

Александр Байдук

«Не хочу быть звездой экрана»

За рулем учебного автомобиля один за другим сменяются курсанты. Со стороны очень заметен уровень подготовки каждого из них. Кто-то движется уверенно, четко выполняет указания экзаменатора, но в самой безобидной ситуации допускает досадную ошибку. Кто-то заметно не справляется с волнением, с трудом стартует, забывает обозначать перестроения и совершает маневры в последний момент.

Однако у сдававших в тот день «город» был весомый аргумент — машина ГАИ, двигавшаяся поблизости и защищавшая их интересы. Помогло ли это кому-то?

Во всяком случае удалось выявить критическую точку. На перекрестке улиц Железнодорожной и Минина торопливые водители вновь стали объезжать «учебку», собиравшуюся повернуть налево.

В какой-то момент инспектор, находившийся в автомобиле с курсантом, попросил напарника остановить сразу троих.

Пока ждем второго сотрудника ГАИ, выслушиваем аргументы остановленных водителей:

— Я никому не помешал.

— Все проехали.

— Начальник спешит...

Инспектор, наблюдавший за ситуацией из «учебки», сразу предупреждает: «На первого водителя будет составлен протокол, поскольку он не дал возможности курсантке выполнить маневр. Автомобиль Mercedes пересек двойную сплошную линию разметки, оказался на встречной, совершил объезд учебной машины и повернул налево. Причем курсантка даже не успела среагировать — только-только загорелся зеленый сигнал светофора».

Составляется протокол по части 8 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение правил обгона или выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения).

— Поскольку за это нарушение предусмотрено лишение водительских прав, придется приехать на разбор в ГАИ, — говорят инспекторы.

Вообще, санкции по этой статье такие: штраф от 2 до 10 б. в. с лишением прав до одного года или без лишения.

Конечно, мы хотели узнать, почему водитель решился на такой маневр, видел ли он знак «У», поступали ли с ним так, когда он сам учился в автошколе. Однако мужчина (с 2006 года за ним числится более 30 нарушений ПДД) от комментариев наотрез отказывается: «Не хочу быть звездой экрана! Это мое личное желание... Вы русский язык понимаете?»

Инспекторам же (они передали суть его слов) нарушитель жаловался на медлительность курсантки (сам он, понятное дело, торопился). И вообще, по его мнению, такой рейд необходимо было проводить с участием обычной, а не учебной машины.

Двое других водителей после вынесенного предупреждения смогли двигаться дальше. Сотрудники ГАИ дали такие пояснения: «Они были дезориентированы действиями водителя Mercedes, пошли у него на поводу, да и ситуация в момент выполнения ими маневра изменилась. Помехи для курсантки они не создавали. Но проигнорировать их действия тоже было нельзя».


За пару часов, на протяжении которых автомобиль ГАИ курсировал за машиной со знаком «У», было остановлено всего несколько водителей, а протокол оформлен лишь на одного автомобилиста (надеемся, обойдется все же без лишения водительских прав). «Целью было не привлечь кого-нибудь к ответственности, а предупредить о том, что все мы когда-то были курсантами и надеялись на помощь, а не прессинг со стороны более опытных водителей», — подчеркнули в пресс-службе.

Найти инструктора по вождению с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by