Вышло как в рубрике советских газет «Письмо позвало в дорогу». «Скоро двор на Кирова объявит о независимости и введет свою валюту, — источник информации шутливо описал обстоятельства ситуации во дворе дома „ворот Минска“. — Жильцы домов скинулись и забаррикадировали въезд во двор шлагбаумами и специальными сферами. А тех, кто не сбрасывался, права въезда в их собственный двор лишили». Картина неоднозначная. Машин во внутреннем пространстве «ворот» стало меньше — это плюс. Но подход «не заплатил — не заедешь» тоже порочен.
Двор одного из домов «ворот Минска» — того, что справа, если ехать от вокзала — знаком любому минчанину, кто хоть раз выезжал в командировку или встречал гостей столицы. Когда на Привокзальной площади меняли организацию движения, вводили плату за парковку, перестраивали и переоборудовали, он всегда приходил на выручку. Немного покружив, там можно было найти местечко для парковки. И редкий автомобилист не пользовался этой возможностью. Конечно, это неправильно. Безусловно, с бешеным темпом автомобилизации так не могло продолжаться вечно.
Такие же мысли посетили и жителей домов квартала. В итоге идеи и возмущения воплотились в шлагбаумы и желтые столбики, оградившие двор от остального Минска и мира. Казалось бы, здравая мысль восторжествовала — двор для жителей, а не командировочных. Однако без нюансов не обошлось. И их скопилась такая масса, что чуть ли не каждый день у шлагбаумов собираются противоборствующие стороны, чтобы пообсуждать и поосуждать. В дни перемирия на местности словесные баталии все равно продолжаются — в чатах собственников квартир. Для обозначения границ фронта приведем цитаты из переписок.
Одни выступают за сохранение узкого круга пользователей шлагбаума:
Другие видят в устройстве ограничение свобод:
С учетом того, насколько минчане устали от чужих машин в своих дворах, а также из-за повышенной активности фирм, продающих шлагбаумы, закрытых внутридомовых пространств в столице очевидно станет больше. И тут важно будет не повторить чужих ошибок.
Квартал, конечно, уникален. Из приятного: близость к центру, метро, несколько супермаркетов в шаговой доступности, «сталинки» с высокими потолками, огромный двор. Можно сказать, элитное постсоветское жилье.
Чтобы понять масштабы внутренней территории, достаточно сказать, что сейчас там размещается здание инспекции по делам несовершеннолетних и массив из не менее 30 гаражей. Если бы не эти постройки, двор был бы просто райским. Городские власти не дали местным жителям вдохнуть воздух Эдема и объявили об уплотнении: ИДН и ГСК снести, на их месте воздвигнуть элитную шестиэтажку. Потом решение отозвали, а недавно застройщик выиграл суд у Мингорисполкома. Сейчас вот все гадают, уплотнят «ворота Минска» или выделят другой участок?
Помимо событийных минусов есть и другие — объективные. И их немало: шум, бомжи, квартиры с 66-летней выдержкой, арендаторы жилищ, магазинчики на первых этажах и — самое проблемное — неприятности с парковкой из-за беспорядочного движения транзитного, обслуживающего и случайного транспорта. По крайней мере, так было до преобразований.
Сейчас двор не выглядит как хаотичная парковка. Мы насчитали шесть проездов, через которые можно попасть на территорию квартала. Через четыре из них с недавних пор могут пробраться только пешеходы и велосипедисты. В одной арке просто закрыли массивные кованые ворота. Другие архитектурные элементы оказались украшены не менее художественными столбиками. Их разместили там с одной целью — не дать проехать чужим.
Сегодня на автомобиле во двор можно попасть только с ул. Кирова (ближе к Свердлова) и с ул. Ульяновской (ближе к Бобруйской), минуя шлагбаумы. Есть и третий способ, нелегальный — с помощью откручивания или сдвигания желтых столбиков. Как выяснилось, были и такие случаи.
Чтобы оценить температуру бурлящего уже несколько месяцев конфликта, мы связались с одним из активистов квартала. Сергей (имя изменено) утверждает, что стоял у истоков активной фазы внедрения шлагбаумов: «В ноябре прошлого года мы решили, что вопрос с парковкой нужно как-то решать. Сформировалась инициативная группа из трех человек, я отвечал за финансовую составляющую. Группа занималась сбором подписей и перепиской с администрацией. На собраниях с жильцами и администрацией решили установить четыре шлагбаума, если такой вариант одобрит большинство жителей пяти домов квартала — то есть минимум 50 процентов плюс один человек. Подписи собрали, я начал искать подрядчика для установки устройства, сравнивал коммерческие предложения, искал выгоду. На этом этапе меня исключили из инициативной группы (по нашей информации, этот факт не зафиксирован в документах)».
«Был выбран подрядчик, причем стоимость работ оказалась не самой выгодной, — описал развитие событий мужчина. — Кроме того, установили только два шлагбаума — у домов, где проживают оставшиеся члены „актива“. Во время работ, насколько мне известно, финансовой прозрачности не было, не стали распространяться и об оборудовании, производителе. Где не поставили шлагбаумы — установили заградительные столбики. Они, как я выяснил, не соответствуют требованиям МЧС. Более того, все это не сильно согласуется с организацией движения во дворе. Например, на одном участке, пользуясь единственно возможной ныне схемой движения, приходится заезжать под „кирпич“ (ехать против направления по одностороннему проезду)».
Главная проблема — некоторых из тех, кто не скинулся на установку заграждений, лишили права доступа.
По другую сторону шлагбаума остались и некоторые юрлица — магазинчики, расположенные на первых этажах. Водителям грузовиков, подвозящим товар, порой приходится хитрить — например, заезжать во двор с минимальным интервалом (паровозиком) вслед за автомобилем, наделенным правом на открытие устройства. Уникальная неприятность была у Константина. Он владеет гаражом, расположенным в центре двора, но беспрепятственным доступом на территорию был обделен (как удалось выяснить позже, мужчине выделили номер). В редакцию Onliner поступило письмо, в котором перечисляются истории, граничащие с нарушением закона: «Магазины и компании, которые не попали в список, ищут обходные пути. Например, наняли парней с циркуляркой, которые срезали замок с декоративных кованых ворот. А утром „нелегалы“ на машинах становятся рядом со шлагбаумами, чтобы быстро проскочить, когда он открывается. Из-за этого сами жители иногда не могут ни выехать, ни въехать».
Мы решили выехать на место событий и самолично убедиться в ожесточенности боев или их отсутствии. Выбрали утренний час пик обыкновенного рабочего дня. То утро для двора «ворот Минска» вышло недобрым. Грузовик, заезжая на внутреннюю территорию, сбил опору шлагбаума. Фотоэлемент потерял контакт, поэтому стрела застыла в открытом положении. На место происшествия сбежались местные жители, посыпались звонки в ГАИ, оператору из ООО «Парковочное пространство». Все на нервах: «Как он посмел? Зачем это сделал?» Простое объяснение водителя, мол, не заметил, людьми всерьез не воспринимается. Очевидно, в случившемся видят некий умысел.
— Думаете, хотел как-то проскочить за въезжающим резидентом и в спешке зацепил? — спрашиваем.
— На здании установлены камеры, видео обо всем расскажет. Но попытки проскочить можно регистрировать каждый день. Хотя на шлагбауме закреплен номер телефона, по которому можно позвонить и все объяснить. Или же набрать оператору — номер на самом столбике. Спецтранспорт и машины, приехавшие для разгрузки (товаров для магазинов, мебели для жильцов), перевозки инвалидов, пропускают.
В это время водители автомобилей больших и малых тоннажей пользуются открытым шлагбаумом — беспрепятственно снуют.
Следуем за одним из грузовиков. Водитель вместе с сотрудником магазинчика разгружает напитки. Он говорит, что сегодня ему повезло — проехал без препятствий. В прошлый раз стрела была опущена. «Позвонил по номеру, который там напечатан на бумажке и примотан скотчем, — так никто не поднял трубку, — утверждает молодой человек. — А время было далеко не ранним — около десяти утра».
Возвращаемся к подбитому, но непреклонному шлагбауму, чтобы спросить у жителей, как они решили проблему с физлицами. В ответ слышим: «Предлагали всем. Кто захотел — поучаствовал в финансировании, получил право доступа».
Направляемся в ближайший от проезда магазин «Цветы». Заведующая утверждает, что преграду установили без обращения к фирме, которую она представляет: «Просто в один день появились рабочие, а следом — шлагбаум. Теперь у нас непонятная ситуация с привозом товара. Букеты еще можно занести через парадный вход, но другие товары неудобно. Никаких контактов с нами не было. Мы бы, быть может, и поучаствовали в финансировании, но у нас не было возможности даже задаться таким вопросом».
Пока мы осматривали двор, считая автомобили и количество заградительных столбиков, на месте аварии появился еще один местный житель — возрастной мужчина. Завязался спор — уже привычный для «ворот».
«Я не хочу скидываться на шлагбаум — он мне не нужен. Машины у меня нет, — обратился пенсионер к наблюдающим за соблюдением всех норм оформления ДТП. — То, что автомобилей стало меньше, это хорошо. Но по итогу двор оказался отрезан от мира, и такие, как вы, яро отстаивают и охраняют такое положение. Ко мне не могут приехать родственники, товарищи. Всех их отправляют искать парковку где-то вне двора: у вокзала, на паркинге ТЦ „Галилео“. Но территория двора — не частная собственность, на нее имеют право все жильцы домов, а не только те, кто заплатил. Меня еще раздражает постоянное понуждение заплатить. У соседа — лежачая больная в квартире. Он говорит, просил доступ к шлагбауму для скорой, службы доставки, а ему — плати. В целом, я потерял чувство свободы. Почему всем жильцам не выдадут номер телефона, поднимающего стрелу, или какие-нибудь чипы?»
У стражей шлагбаума свои аргументы: «Наверное, неправильно, когда человек пользуется благами за чужой счет. „Я платить не собираюсь, но имею право на профинансированное другими людьми использование устройства и вытекающие из него преференции (чистый воздух, безопасность детей)“ — так это не работает. Телефон шлагбаума распространяется только среди участников закрытой базы номеров. В нее попали исключительно инвесторы. При другом подходе номер будет бесконтрольно тиражироваться среди родственников жителей, друзей родственников, знакомых друзей, и двор в итоге опять заполнится „лишним“ транспортом. Чипы тоже не выдают. Их легко можно „клонировать“, к тому же установленной системой они не предусмотрены».
Логика есть в обеих позициях, а вот консенсуса между ними пока нет.
Глядя на то, что вышло из, казалось бы, благой затеи, становится понятно: так же, как и в предыдущей истории с избыточной парковкой, это не может продолжаться вечно. К тому же, как выяснилось, схема организации движения и установленные столбики находятся в противоречии с нормами МЧС.
Также в нашем распоряжении оказалось письмо из администрации Октябрьского района в адрес ООО «Парковочное пространство». В нем говорится, что необходимо обеспечить проезд на существующих четырех проездах.
И буквально на днях получил распространение еще один документ из администрации, требующий незамедлительно обеспечить беспрепятственный проезд во двор, открыть шлагбаумы, демонтировать столбики.
«Мы не выступаем за снос шлагбаумов и преград, не хотим, чтобы машины вновь заполонили наш двор, — говорит Сергей. — Просто все должно быть сделано грамотно, а не так, как вышло. Во-первых, должно быть четыре шлагбаума для равного и удобного доступа для всех жителей и спецтранспорта. Это удорожает проект, но возможна рассрочка. Во-вторых, плата за установку должна быть дифференцирована: с одинокой бабушки и семьи с двумя и более автомобилями необходимо брать разные суммы. Все финансовые вопросы должны быть открытыми. Человек, который не участвует в финансировании, получает минимальные услуги, но хотя бы один номер в базе за ним должен быть закреплен. Тот же подход должен быть и к юрлицам. Мы надеемся, что ошибки будут исправлены и не повторятся в других дворах».
Дополнено:
Спустя несколько часов после публикации данной статьи требования из последнего письма не были выполнены: шлагбаум работал, столбики стояли. Мы встретились с представителями инициативной группы двора. Они посчитали необходимым уточнить некоторые моменты. Передаем их тезисы:
«1) документ, требующий незамедлительно обеспечить беспрепятственный проезд во двор, открыть шлагбаумы, демонтировать столбики, не имеет объяснений, ссылок на нормативные акты. Для нас непонятно, почему мы должны выполнить эти требования;
2) ООО „Парковочное пространство“ было выбрано в качестве реализатора, потому как при не самой дорогой цене за саму установку там согласились взять объект на баланс, предложили самую дешевую диспетчеризацию. Абонирование сейчас составляет 1,06 рубля в месяц, мы бились за каждую копейку. Платы производятся через ЕРИП, по безналу, суммы указаны в квитках за услуги ЖКХ. Два шлагбаума были установлены фактически в долг, полностью по ним не рассчитались с ООО;
3) из-за долга мы не можем предоставить номер для открытия шлагбаума всем жителям, в том числе тем, кто не участвовал в финансировании. Так происходит именно на этом этапе, когда участники не выплатили необходимую сумму. При этом в ООО „Парковочное пространство“ пошли навстречу двум жителям с инвалидностью и предоставили им по одному номеру;
4) в целом предусмотрено два этапа преобразований. Установка двух шлагбаумов — первый из них. Второй этап подразумевает установку еще двух шлагбаумов — по мере сбора средств;
5) всех юрлиц (45 предприятий) мы пригласили на собрание в администрацию района, на котором собирались обсудить вопрос шлагбаумов, финансирования и выделения номеров, открывающих стрелу. На встречу пришли представители не всех юрлиц. Всем им были высланы письма с договорами. Кто-то отказался, кто-то не ответил. На сегодня оплату произвели 10 компаний. Одна из них внесла двойную сумму — из-за большого количества задействованного транспорта (65 машин);
6) утверждать, что шлагбаумы были установлены для удобства членов инициативной группы, неверно. Барьеры не находятся под окнами представителей: двое живут в доме на Кирова, 2, двое — на Свердлова, 26, еще один — на Свердлова, 24. Места установки были продиктованы вопросами безопасности, экологии, организации движения, а уж потом — парковки. Так называемый Сергей на самом деле включился в работу по шлагбаумам спустя полгода после ее начала. Кроме того, его никто не исключал из инициативной группы, он до сих пор ее участник, вправе выносить на обсуждение свои замечания;
7) для жителей двора создана группа в мессенджере, где публикуются договоры. Любой участник группы может задать вопросы представителям инициативной группы, вынести их на общее обсуждение. Также существует сайт со всеми документами и переписками с администрацией, госслужбами, организациями. Считаем, прозрачность деятельности обеспечена;
8) на днях в МЧС мы направили письмо с фотографиями. На снимках показано, как легко перевернуть (демонтировать) столбики. Видно, что они не представляют собой реального препятствия для машин спасателей;
9) в нашем квартале нет детсада, действительно удобных спортивной и детской площадки — вот главные проблемы двора. Шлагбаумы же — лишь первый этап на нашем пути к нормальному полноценному двору «ворот Минска». Но даже на этом этапе мы встречаем постоянные препоны при сборе нужных документов и при согласованиях. Видимо, иногда проще запретить, чем разбираться.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by