17 января 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский

В вашей «минералке» синтетики не обнаружено. Что показала экспертиза купленного масла Elf

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский

Сегодня Onliner размещает продолжение масляного расследования. Публикация посвящена экспертизе продукции Elf, которая рекомендована для автомобилей Renault, коих в Беларуси немало. Неудивительно, что это масло чрезвычайно популярно у наших водителей. А каков риск нарваться на фальсификат? Во время контрольной закупки мы приобрели четыре канистры, которые точь-в-точь напоминали эталонный образец. Затем жидкость была отправлена на экспертизу. Выводы — поразительные, или, если угодно, поражающие.

Elf Evolution 900 SXR. Что это за масло?

Речь идет об Elf Evolution 900 SXR 5W-40. По данным официального дистрибьютора (компании «Армтек»), это самый востребованный синтетический продукт французского бренда, который рекомендован для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, а также легких фургонов.

— Это масло подходит для применения в девяти из десяти автомобилей Renault, — говорят специалисты. — Оно рекомендовано, например, для Duster, Fluence, Kangoo, Laguna, Logan, Master, Megane (трех первых поколений), Modus, R19, Safrane, Sandero (обоих поколений), Scenic (трех первых поколений), Symbol, Trafic, Twingo, Vel Satis. Исключение — модели, которым необходим новейший допуск RN0720.

Также производитель рекомендует использовать Elf Evolution 900 SXR для Nissan Qashqai и Juke с моторами 1.2 DIG-T, 1.6 DIG-T и другими.

Одно из главных преимуществ — в том, что масло обладает хорошими моющими и защитными свойствами и сохраняет стабильность на протяжении всего межсервисного интервала (10—15 тысяч километров пробега).

Что особенно понравится автомобилистам: Elf Evolution 900 SXR благодаря высокому щелочному числу ведет себя стабильно при использовании топлива неважного качества.

— Масло выполнено с французской точностью, — утверждают специалисты. — Смотришь в заявленные характеристики, сравниваешь с экспертизой — попадание десять из десяти.

От себя заметим: если речь идет об оригинальном продукте.
синтетическое, 5W-30, дизельный, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л

Покупка масла и проверка акцизов

Найти продукцию Elf в строительных и обычных гипермаркетах, а также на заправках нам не удалось. Подобный товар обычно группируется по интересам — в специализированных торговых центрах и на авторынках, где мы и приобрели контрольную партию.

Первая банка была куплена в одной из точек на открытом рынке в Малиновке. Она обошлась нам в 14 рублей. Отметим, что продавец на склад не ходил, канистра имелась у него в запасе.

Затем предстояла процедура оформления. Каждой канистре (всего их, включая другие бренды, получилось более 20) мы присваивали порядковый номер. Банку подписывали со всех сторон, чек — также. В данном случае купленный «эльф» стал образцом №1.

Поскольку вбивать буквенно-цифровой код, указанный на акцизе (или контрольной марке, это одно и то же), прямо при продавце было бы слишком подозрительным, сверку с электронным банком данных бланков документов мы решили производить позже, без посторонних глаз.

Напомним, если ввести данные в форму на сайте blank.bisc.by, то система выдаст название организации или ФИО предпринимателя, которые получили акцизные марки (для импорта). Остается сопоставить список с данными на сайте производителя французского масла, где указаны официальные поставщики.

В Беларусь масло Elf поставляют три официальных импортера: «БелОилгрупп», ЗАО «Комплексснаб» (более известно как «ПС Авто Групп») и «Еврозапчасть» (бренд — «Армтек»).

Имея эти данные, можно делать определенные выводы. Да, полной гарантии нет, но это лучше, чем ничего. Ведь экспертиза стоит недешево, и вряд ли обычные автомобилисты будут заниматься исследованиями.

Акциз на первой купленной банке привел нас к ООО «Город масел». Именно эта организация фигурировала в материалах судебного дела, которое должно было бы стать знаковым для рынка моторных масел. Напомним, на складе в Колодищах (Минский район) была изъята крупная партия канистр Elf и Total.

Экспертиза показала, что под видом синтетики продавалась обычная «минералка».

После окончательного решения областного суда прошло полтора месяца. Однако на рынках по-прежнему продаются канистры от ООО «Город масел». И это не единичный факт!

Вторая банка (образец №3) была куплена в магазинчике автомолла «Торговый мир „Кольцо“».

— Тоже российского розлива? — спросил продавец, ранее предлагавший альтернативу для Total (французское или РФ).

Как позже объяснят специалисты, смазочные материалы Elf для легковых автомобилей в Беларусь поставляются только с двух заводов, расположенных в Бельгии и Франции. В октябре 2018 года в России был открыт завод Total (где будут выпускать и продукцию Elf), но на данный момент поставки оттуда не производятся.

Интересно, что цена второй банки оказалась на два рубля меньше (12 рублей) по сравнению с первой. Код на акцизе выводит на компанию «Белтехноойл», на сайте которой указано, что она является «официальным представителем торговых марок „Волга-Ойл“, „Sintec“, „Sibiria“».

Разумеется, мы покупали масло в разных точках, чтобы понять картину в целом. Третью канистру (образец №4) приобрели у индивидуального предпринимателя за 15 рублей также на рынке в Малиновке. Банк данных сообщил, что акциз выдан опять-таки ООО «Город масел».

Наконец, четвертый «эльф» (выступает в нашем исследовании под номером 16) был приобретен в торговом центре, расположенном на улице Некрасова в Минске. Банка стоила 16,4 рубля. Акцизополучатель — Рунцо Юрий Александрович, который также знаком по судебным материалам масляного дела.

Подчеркнем, ни один из акцизополучателей не указан в списке официальных поставщиков масла Elf в Беларусь. Остается слабая надежда, что продукт качественный, просто импортирован через сеть посредников. Впрочем, экспертиза все покажет...

Сверяем этикетки, канистры, шрифты

После приобретения контрольной партии в спокойной обстановке стали изучать внешний вид канистр. Можно ли по каким-то характерным приметам определить потенциальный контрафакт? Первое впечатление: либо все банки оригинальные, либо упаковка у подделок выполнена очень качественно.

Теперь о том, что нам удалось заметить, поставив канистры рядом друг с другом. Слегка отличается индикатор уровня масла. У эталонного образца (представлен компанией «Армтек») полоска чуть шире, чем у других банок.

Подчеркнем, признак настолько неявный, что, убрав канистру, поставленную для сравнения, вы через минуту уже не отличите эталон от подозрительной банки.
Эталон — справа

Следующее отличие — из того же неочевидного разряда. Можно заметить, что у эталона шрифт маркировки «0,5» несколько отличается от других.

А внизу торца всех банок, кроме образца, представленного официальным поставщиком, заметен небольшой шов. Снова так себе примета.

Если пристально рассматривать лицевую этикетку, то можно заметить еще одно едва видимое глазу отличие. У эталона наклейка имеет слегка синеватый оттенок, у других — фиолетовый или сиреневый.

Очередной слабый признак: у эталонного образца в правом нижнем углу лицевой этикетки имеется имитация QR-кода и буква «е», у других такого нет.

Еще одна малозаметная примета касается крышки канистры. У эталона и образцов под номерами 3 и 16 зубчики меньше, чем у остальных банок.

Контрэтикетки у всех канистр очень похожи. Мы не нашли отличий. Даже самоклеящаяся этикетка совпадает!

Наконец, разливаем масло по пластиковым стаканчикам. Вдруг цвет у какого-нибудь из образцов окажется другим? Но дудки! Все жидкости на вид выглядят одинаково и напоминают скорее пиво, чем моторное масло.

Масло было разлито после проведения экспертизы. На исследование оно поступало в запечатанных канистрах, о чем сделана соответствующая отметка

Пожалуй, отличить оригинальную упаковку от контрафактной не смогут даже профессионалы и изготовители продукции.

Экспертиза: два метода

Все приобретенные образцы, а также эталоны были переданы для исследования в Государственный комитет судебных экспертиз, сотрудники которого видели только цифровые обозначения на канистрах и не знали, где приобретено то или иное масло. Объективность экспертов гарантирована законодательством.

Исследование моторных масел было разделено на два этапа. Во время первого использовался метод газожидкостной хроматографии. Это только звучит по-научному. На самом деле способ довольно простой, хотя и дорогостоящий. Специальный прибор (хроматограф) исследует масло, разделяя пробу на компоненты.

— Специальное устройство отбирает пробу масла, захватывая один микролитр (миллионная литра), — объясняет принцип действия Сергей Громыко, главный эксперт отдела исследования нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов Государственного комитета судебных экспертиз. — Затем проба масла попадает в испаритель, где температура достигает 300 градусов. Поток газа, выполняющий транспортную функцию, толкает образовавшийся в испарителе масляный туман в полую трубку длиной 60 метров, которая заполнена сорбентом. Там происходит разделение пробы. На финише детектор исследует получившийся материал и регистрирует каждый компонент. Цифровую картинку мы получаем в виде хроматограммы (графика).

Получившиеся графики только кажутся одинаковыми. Для специалистов разница очевидна.

— Моторное масло, полученное из нефти, — очень сложная для исследования высококипящая жидкость. Она содержит тысячи компонентов. На графике это выражается в виде так называемой гребенки пиков веществ, соответствующих неразделенным углеводородам, — продолжает эксперт.

При анализе специалисты учитывают симметрию и ширину гребенки пиков, особое внимание обращают на отдельные пики.

Эксперты проводят такое сравнение: один график приглаженный, аккуратный, другой — взъерошенный, его так и хочется подстричь.

— Что видно в данном случае? — спрашиваем.

— Очевидно, все образцы Elf, кроме эталона, имеют химический состав, характерный для минерального масла, — говорит эксперт. — Обратите внимание на характерную особенность для графиков образцов №№1, 3, 4 и 16. В начале гребенки имеются разделенные пики. Это говорит о присутствии в большом количестве парафинов, что несвойственно составу масел, изготовленных по технологии процесса получения синтетических масел.

Верхний график — эталон. Остальные — образцы №№1, 3, 4 и 16 (сверху вниз)

По словам собеседника, масло не в полной мере прошло депарафинизацию, то есть обработка была неглубокой. Чем это чревато? Залитая в двигатель жидкость из купленных нами канистр Elf на холоде может замерзнуть.

А потом все будут грешить на топливо... Вот почему защита рынка моторных масел — не только задача поставщиков!

На то, что предоставленные образцы относятся к минеральному маслу, указывает также ряд других признаков: по сравнению с эталоном наблюдается более широкий профиль гребенки пиков, наличие характерных пиков и т. д.

Вторую часть исследования эксперты проводили с применением метода тонкослойной хроматографии. На пластину с сорбентом наносят образцы исследуемого масла. Затем ее помещают в камеру с растворителями, где происходит процесс разделения компонентов: в зависимости от молекулярной массы вещества растягиваются по зонам. Чем они тяжелее — тем ниже располагаются.

После этого пластину проявляют специальным реактивом. В итоге получается хроматографическая картина.

— Результаты данного метода выглядят более наглядно и понятно, — считает Сергей Громыко. — Сразу заметно, что эталонный образец прошел гидроочистку. В частности, удалены компоненты, которые вызывают коксование, нагары элементов двигателя, а также ускоренное старение масла. Для сравнения: остальные образцы (в качестве контрольного включено дизтопливо — крайний образец справа) имеют факелообразную структуру. Цвет тоже говорит сам за себя: коричневые оттенки, бурые, даже зеленоватые свидетельствуют о наличии полиароматических и гибридных углеводородов. Отсутствие вытянутой от старта, отличающейся от фона пластины бесцветной зоны неправильной формы, свидетельствует о том, что туда определенный пакет присадок не добавлялся. Это обычное минеральное масло.

Слева направо: эталон, образцы №№1, 3, 4, 16 и дизтопливо

Выводы: вместо синтетики — «минералка»

Образцы масел, представленные на исследование в канистрах с номерами 1, 3, 4 и 16, отличаются от эталонного образца по качественному химическому составу, сказано в экспертном заключении.

— В данной группе масел ни одно из представленных не соответствует эталону, — заключает Сергей Громыко. — Все это — обычные минеральные масла, что хорошо демонстрирует, в частности, хроматографическая картина.

По словам специалистов, вряд ли использование «минералки» сразу приведет к поломке двигателя, но спустя несколько тысяч километров могут начаться неочевидные проблемы, а в сильные морозы мотор вообще не заведется.


После выхода первой публикации произошла показательная реакция. В редакцию поступило несколько десятков писем, определился круг тех, кто может иметь отношение к продаже контрафактных масел. Очевидно, должны последовать действия иного порядка. А впереди еще несколько публикаций, посвященных масляному расследованию. Продолжение следует...

Моторные масла в каталоге Onliner

Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by