Автовладелец не обязан глубоко понимать устройство своего автомобиля и самостоятельно заниматься его обслуживанием. В конце концов, есть же профессионалы, которые за определенную плату все сделают по высшему разряду. А что, если нет? Что, если после обслуживания на СТО машина выходит из строя и требует дорогостоящего ремонта? Тогда автовладельцу приходится тратить уйму времени, чтобы разобраться, кто же виноват в сложившейся ситуации. В такую неприятную историю попала наша читательница Татьяна, которая пригнала свой Hyundai ix35 на плановую замену масла. С этого все и началось.
Татьяна покупала новый автомобиль. 2014 год, сложная ситуация на валютном рынке в России. Многие воспользовались моментом, чтобы выгодно купить машину.
— Я приобрела Hyundai ix35 2014 года выпуска, все официально, я — первый владелец. Автомобиль работал как надо, я как надо его обслуживала — в течение всего гарантийного периода точно в срок и только у официалов. А когда гарантия заканчивается, все же ищут возможность немного сэкономить. И я обратилась на СТО TyrePlus: они позиционируют себя как качественный сервис. То есть как у официального дилера, только дешевле — именно это и сыграло решающую роль при выборе, — рассказала девушка.
2 декабря 2017 года Татьяна обратилась на эту СТО для замены моторного масла и установки новых фильтров — стандартная процедура. Оформили заказ-наряд. За масло и фильтры девушка заплатила чуть больше 180 рублей, еще порядка 50 рублей — за работу. Провели ТО, все вроде бы было как надо.
— Прошло несколько месяцев, за это время я проехала где-то 5 тысяч километров. И в один из дней, когда я двигалась по МКАД, везла дочь в бассейн, в автомобиле неожиданно загорелась лампочка масла. Ладно, кое-как добралась до ближайшего места стоянки, остановилась. Увидела лужу масла под машиной. Что в такой ситуации делать? Стала звонить на СТО, — отметила девушка.
Раз масло вытекает, на автомобиле ехать нельзя — это было очевидно. Это же подтвердили и специалисты, до которых она дозвонилась.
— По Viber я отправила фотографии и масляного пятна, и масляного щупа. Сначала мне сказали: приезжайте — будем разбираться. Мол, масло всегда можно долить, нужно смотреть по месту, что случилось, — вспоминает Татьяна.
Девушка посчитала, что проблема куда серьезнее, чем рядовая протечка масла. Поэтому решила обратиться за консультацией на официальный сервис — на эвакуаторе машину доставили туда.
— Я решила, что эти специалисты все равно компетентнее в серьезных вопросах, — пояснила наша читательница. — Туда же я вызвала представителей TyrePlus, чтобы все работы производились в их присутствии.
На станции сняли масляный фильтр. Оказалось, что уплотнительное кольцо лопнуло.
— Мастера мне сразу сказали: установленный фильтр не подходит к моему автомобилю. Фильтр накрутился — диаметр резьбы совпал. Но по своим параметрам он предназначен для других машин, — говорит Татьяна. — Изначально представители TyrePlus, как мне показалось, даже согласились с этим утверждением. Но со временем позиция этой компании изменилась. Через некоторое время я обратилась с письмом, в котором требовала компенсацию, и вот тогда разговор пошел уже совсем в другом ключе. Мне сообщили, что ошибки быть не может, они все проверили, фильтр установлен верно. А ситуация возникла из-за проблем с двигателем моего автомобиля. Дескать, сразу сломался мотор, а уже потом, может быть, фильтр.
Между тем ситуация была серьезной.
— Насколько я понимаю, все эти 5 тысяч километров, что машина ездила с неверно подобранным фильтром, циркуляция масла в системе была нарушена, двигатель испытывал масляное голодание и, по сути, сам себя перетирал. А стало обо всем известно тогда, когда лопнуло резиновое уплотнительное кольцо: масло вытекло, и система просигнализировала о проблеме, — поясняет девушка.
Мог ли масляный фильтр, если действительно была установлена неподходящая модель, привести к поломке мотора? Ситуация усугублялась тем, что все произошло в холодное время года. Девушка использует автомобиль для поездок по городу, а это достаточно специфичные нагрузки: машину часто заводят, проезжают на ней небольшое расстояние, после чего глушат. Затем цикл повторяется. Двигателю не хватало масла?
Из судебных материалов:
«12.03.2018 специалистами ООО „Хёндэ АвтоГрад“ была проведена разборка ДВС, в ходе которой было выявлено частичное отсутствие хона на стенках цилиндров ДВС, глубокие задиры на стенках второго цилиндра, износ всех подшипников скольжения (вкладышей шатунных), частичное отсутствие составного маслосъемного кольца поршня второго цилиндра, а также повреждение постелей нижних головок шатунов второго, третьего, четвертого цилиндров».
— Я говорила со многими экспертами. Они сходятся во мнении, что мне еще повезло, что эта уплотнительная резинка на фильтре лопнула. По крайней мере, стало понятно, чем именно вызваны такие проблемы. Потому что у многих автовладельцев точно так же двигатели выходят из строя, а люди даже не догадываются из-за чего. Кто-то все списывает на некачественное масло, кто-то — на стечение обстоятельств, — добавляет Татьяна.
Хозяйка машины рассказала, что обращалась в TyrePlus с требованием расторгнуть договор и возместить ей понесенные убытки.
— Стоимость ремонта моего автомобиля была сопоставима с ценой на подержанные двигатели к нему — примерно $2000. При этом, как мне сказали мастера, ремонт не дал бы никаких гарантий, потому что мотор был сильно поврежден. Но в TyrePlus мои требования отвергли. Пришел ответ, что они считают свою работу выполненной правильно: они опросили сотрудников, выбор фильтра был верным. Более того, мне сообщили, что такой фильтр они постоянно устанавливают на машины этой модели, а таких автомобилей у них обслуживается немало. Что это означает? На мой взгляд, только то, что все эти машины, так же как и моя, находятся в зоне риска, — уверена наша читательница.
К компромиссу прийти не удалось, девушка обратилась в общество защиты прав потребителей и затем в суд. Сумма иска составила около 6300 рублей, плюс судебные расходы, возмещение затрат на проведение экспертизы и компенсация морального вреда (еще 2000 рублей).
— Я фактически на три месяца или больше осталась без автомобиля. При этом я одна воспитываю ребенка, и в этой ситуации вообще оказалась без поддержки. Мое мнение: компания, которая установила в мою машину этот фильтр, повела себя просто непорядочно, заявив по сути, что все это — мои личные проблемы. А я считаю, что они устанавливают лишь бы какие фильтры, которые просто ломают автомобили! — возмущена Татьяна.
В разговоре с корреспондентом Onliner представитель TyrePlus отметил, что на машину заказчицы был установлен фильтр, который оказался в наличии.
— Путем подбора через справочник поставщиков мы определили, что этот фильтр имеет аналогичные характеристики, является аналогом фильтра, который должен стоять на данном типе ДВС. Мы его установили, и после этого клиент обратился к нам спустя почти 5 месяцев. Это негарантийное обслуживание. Если деталь изначально не подходит, то она не подходит, возможно, по габаритам, по конструктивным особенностям. Этот фильтр конструктивно является аналогом, и его установили. Владелица пользовалась автомобилем весь этот период, — пояснили в TyrePlus.
Как рассказали на СТО, когда случилась поломка, хозяйка машины обратилась к ним за консультацией, а на следующий день перезвонила и сообщила, что приняла решение отвезти автомобиль к дилеру.
— Спустя несколько дней поступил еще один звонок от владелицы. Она предложила нашим представителям приехать к дилеру Hyundai. Якобы сотрудники дилера предупредили ее, что на машине установлен не тот фильтр и по этой причине произошла поломка двигателя. В подтверждение они сделали несколько фотографий, — добавили в TyrePlus. — На этих снимках два фильтра, никаких обозначений на корпусах не видно. На одном из них есть разрыв резиновой уплотнительной прокладки. Это все, что нам удалось увидеть. Когда наш сотрудник приехал к дилеру, он не увидел фильтров, а двигатель уже был разобран. Нам было сказано, что мотор сломан по той причине, что фильтр был не тот, масло из двигателя вытекло.
Мы пытались найти общий язык с клиентом, но она бескомпромиссно заявила, что намерена не ремонтировать мотор, а менять его на новый. Мы предложили произвести ремонт двигателя нашими силами. Хозяйка автомобиля ответила, что после ремонта не гарантировано качество, и привела такой аргумент: если фильтр был не тот, то и ремонт может быть не тем.
Насколько нам известно, дилер предложил владелице машины приобрести бэушный мотор и силами дилера его затем установить. Если не ошибаемся, так и произошло. А к нам клиент обратился за компенсацией. Но мы не готовы были выплачивать компенсацию, поскольку не в состоянии были разобраться, по какой причине двигатель вышел из строя. А исследовать мотор за наш счет уже невозможно: большая часть элементов отсутствует, нам, по крайней мере, их предоставить не смогли.
— Как я узнала, под брендом TyrePlus работают два юридических лица: ООО «Торговая шинная компания» занимается подбором и продажей автомобильных запчастей, а ООО «МастерШинаСервис» выполняет их установку. Я считаю, что сотрудники этих компаний проявили некомпетентность: неправильно подобрали запчасть, а затем ее установили. Первоначально мой иск адресовался ООО «МастерШинаСервис», но после экспертизы в качестве ответчика было привлечено ООО «Торговая шинная компания» как организация, которая продала мне масляный фильтр, — пояснила Татьяна.
Состоялось несколько заседаний, весь процесс длился более 9 месяцев. Согласно заключению эксперта приобретенный Татьяной в ООО «Торговая шинная компания» масляный фильтр Knecht OC196 имеет неисправность и конструктивный недостаток перепускного клапана, в связи с чем его использование на двигателе внутреннего сгорания автомобиля Hyundai ix35 2014 года выпуска недопустимо.
— Эксперту на рассмотрение был поставлен всего один вопрос: подходит ли конкретный фильтр конкретному автомобилю. Эксперт подошел к исследованию с технической стороны, сравнив фильтр с тем образцом, который ему предоставил официальный дилер, — отмечает наша читательница.
Представители ответчика, ООО «Торговая шинная компания», настаивали на том, что не раз использовали такие фильтры и проблем впоследствии не было.
Из судебных материалов:
«На автомобили Hyundai мы не впервые устанавливали такие фильтры. У нас автомобили такие обслуживаются очень часто. Такой фильтр мы устанавливали неоднократно, и подобных проблем не возникало».
Есть, кстати, одна любопытная деталь. Татьяна была уверена, что покупала фильтр Knecht — так было указано в документах. Но на самом фильтре она увидела другую маркировку: Mahle.
— Я задала ответчику вопрос: почему я заплатила за фильтр известного бренда, а вместо этого на мой автомобиль установили что-то другое. В ответ на это ответчик заверил меня и суд, что Mahle — это аналог Knecht, — добавила Татьяна.
Из судебных материалов:
«Аналоговый фильтр был подобран посредством перечня сервисных программ. Knecht — это премиальный бренд. Есть сертификаты качества на данный продукт. Мы являемся клиентом данного поставщика, поэтому у нас есть доступ к этой программе. Представлены подборы по номеру двух крупнейших поставщиков, а также подбор из TecDoc. TecDoc — это техническая программа, которой пользуются СТО. Мы взяли вин-номер нашего клиента, скопировали данный вид номера, зашли в сервисную программу поставщика „Армтек“, который позволяет нам в онлайн-режиме подбирать запчасти для автомобиля. Номер ее привел нас к ее автомобилю. Далее выбрали масляный фильтр. Программа нам выдала аналоги».
Татьяна даже сделала запрос в ООО «Мале Рус» с просьбой подтвердить или опровергнуть идентичность фильтров Mahle и Knecht. Официальный ответ снял все вопросы: фильтры на 100% идентичны.
— Но конкретно эта модель фильтра — OC196 — не подходит к моему автомобилю, — настаивает девушка. — Я тоже нашла возможность обратиться к программе TecDoc. И я не нашла там ни одного подтверждения, которое бы указывало на совместимость фильтра и машины.
Из судебных материалов:
«В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь „О защите прав потребителей” вред, причиненный жизни, здоровью, наследственности или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет».
Из судебных материалов:
«Суд приходит к выводу, что требования о возмещении вреда, причиненного автомобилю, и убытков вследствие недостатка товара являются обоснованными».
Суд Заводского района Минска постановил:
А какой видит ситуацию другая сторона этого конфликта? За комментарием корреспондент Onliner обратился в TyrePlus.
— Действительно, эти события происходили, — подтвердили там. — Поскольку ситуация в целом неоднозначная, то была проведена экспертиза, которая не установила нарушений в действиях сотрудников нашей ремонтной организации. Согласно выводам эксперта к поломке двигателя привело то, что на автомобиль нами был установлен фильтр, имевший заводской брак (конструктивный недостаток), допущенный заводом-изготовителем. То есть данный тип фильтра к этому конкретному автомобилю применим, но в силу брака использование такого фильтра не допускается. Но мы фильтры не производим, мы их закупаем у отдельной организации и устанавливаем при осуществлении ремонта (обслуживания автомобиля). Наш специалист подобрал необходимый для замены фильтр, клиент его купил и передал ремонтной организации. Таким образом, услуга нами оказывалась из материала заказчика.
Естественно, мы не могли знать и даже предположить, что этот фильтр имеет конструктивные недостатки, ведь мы и ранее использовали такие фильтры и никаких проблем с ними не возникало. Получается, нам просто попался бракованный экземпляр этого изделия, что и установил эксперт ООО «Судебно-экспертная коллегия».
Суд эти факты во внимание не принял, заявив, мол, раз вы устанавливали, значит, и платите за последствия. Помимо прочего и штраф сопоставимый с суммой иска присужден, так как в интересах клиента выступало общество по защите потребителей и добровольный порядок удовлетворения требований отсутствовал. Мы с этим не согласны.
Тут отдельная история. Расходы общественного объединения, предусмотренные законом, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией), если потребитель до обращения в общественное объединение предъявлял изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) требование о восстановлении своего нарушенного права и имеется подтверждение отказа в удовлетворении этого требования.
Достоверных доказательств направления в адрес ООО «Торговая шинная компания» каких-либо претензий от заказчицы с подтвержденным отказом в удовлетворении требований до дня заключения договора безвозмездного оказания услуг №102 от 20 апреля 2018 года с ОО «Региональное общество защиты потребителей» стороной истца в судебное заседание не предоставлено.
Наоборот, судом первой инстанции установлено, что заказчица не направляла претензию ни в адрес ООО «МастерШинаСервис», оказывавшего услуги по ремонту автомобиля, ни в адрес ООО «Торговая шинная компания», продавшее фильтр, в связи с чем истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании 300 рублей за ее составление, что указано в мотивировочной части решения суда.
Но увы, и этот факт суд не учел. Поскольку все меры правовой защиты в настоящий момент не использованы, мы будем такие меры предпринимать далее.
Еще до нашего обращения ООО «Торговая шинная компания» подало апелляционную жалобу на вынесенное судом Заводского района решение. В этой жалобе, среди прочего, указано: «Считаем, что выводы эксперта не соответствуют поставленному вопросу и не объясняют причину, по которой в качестве объекта исследований был представлен <...> неразборный масляный фильтр с обозначением Mahle OC196, а в выводах дополнительно в скобках указан иной фильтр Knecht OC196, не исследовавшийся экспертом.
Тем более что с учетом установленного судом факта покупки 02 декабря 2017 истцом у ООО „Торговая шинная компания” и дальнейшей установки силами сотрудников ООО „МастерШинаСервис” именно масляного фильтра Knecht OC196 S004, вызывает обоснованное недоумение факт использования экспертом иного фильтра с обозначением Mahle OC196.
Таким образом, отсутствуют основания для взыскания <...>, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между продажей ответчиком истцу масляного фильтра Knecht OC196 S004 и выходом из строя двигателя из-за „бракованного“ масляного фильтра Mahle OC196».
Выходит, фильтр, который называли аналогом, внезапно перестал быть таковым?
На днях стало известно, что апелляционная жалоба ООО «Торговая шинная компания» на решение суда Заводского района была рассмотрена в Минском городском суде. Изучив все материалы, судебная коллегия по гражданским делам оставила в силе решение, которое было вынесено районным судом. Станет ли это точкой в конфликте СТО со своим клиентом?
— Я никогда не пойму такого. Ведь я была постоянным клиентом этой компании — все было хорошо. Но в сложной ситуации, когда возникла реальная проблема, от меня просто отвернулись. Мало того, втянули меня в судебные тяжбы. Для компании проиграть это дело означает не только компенсировать мои убытки, но и выплатить большой штраф. И даже в таких условиях они довели дело до суда, не пожелав признать ошибку, а затем подали апелляцию, утверждая какие-то абсурдные вещи. Неужели репутация сейчас ничего не значит? — задается вопросом Татьяна.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by