Сбил женщину, скрылся, машину спрятал под пледом. Суд по делу о смертельном ДТП в Минске

UPD
20 февраля 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, Александр Ружечка

Сбил женщину, скрылся, машину спрятал под пледом. Суд по делу о смертельном ДТП в Минске

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, Александр Ружечка

Воскресный вечер, 14 октября 2018 года. Шокирующее сообщение: на улице Космонавтов в Минске насмерть сбили женщину, водитель скрылся. Был объявлен план «Перехват», подозреваемого вскоре задержали. Оказалось, что молодой человек спрятал машину в Дзержинском районе, укрыв ее пледом, а сам вернулся в столицу. Дело о резонансном ДТП рассматривает суд Московского района.

О чем пойдет речь:

ДТП на улице Космонавтов

Это случилось напротив дома 23/1 по улице Космонавтов примерно в 19:30. Дорогу переходила женщина 1951 года рождения. По информации ГАИ, шла вне пешеходного перехода. Неподалеку находятся остановка общественного транспорта, нерегулируемый пешеходный переход и искусственная неровность. Проезжая часть улицы Космонавтов на участке между улицами Есенина и Курганной имеет закругление.

Женщина от полученных травм скончалась на месте происшествия, водитель скрылся. Очевидцы сообщили об автомобиле серебристого цвета с неработающей передней правой фарой: предположительно Audi A6 или Audi A8.

Уже на следующий день стало известно о задержании водителя. Им оказался молодой человек 1992 года рождения, житель Минска.

— После совершения ДТП задержанный пригнал автомобиль в один из населенных пунктов Дзержинского района, а затем вернулся в столицу и был задержан вблизи места проживания, — сообщили тогда в ГАИ.

Машину водитель укрыл пледом, чтобы не так бросались в глаза характерные повреждения.

Фото: ГУВД Мингорисполкома

 Скорость, с которой двигался автомобиль, превышала разрешенную на этом участке дороги — около 72 км/ч вместо 40 км/ч, — проинформировали в Генеральной прокуратуре.

Кроме того, в ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что водитель ранее был лишен права управления транспортными средствами. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Водитель-«бесправник» и Audi из Москвы

Уголовное дело рассматривает суд Московского района столицы. Обвиняемый с момента задержания находится под стражей. Он холост, детей не имеет. Ранее был судим по ст. 205 Уголовного кодекса — «Кража».

Государственный обвинитель зачитывает обвинение: «Водитель, двигаясь со скоростью 72 км/ч по второй полосе улицы Космонавтов со стороны проспекта Дзержинского в направлении улицы Есенина, на участке дороги с ограничением скорости 40 км/ч проявил невнимательность и неосмотрительность. <...> Мог и должен был обнаружить пешехода, не принял немедленных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки, в результате чего совершил наезд».

Обвиняемому вменяется нарушение нескольких пунктов Правил дорожного движения, что повлекло дорожно-транспортное происшествие и, как следствие, смерть пешехода.

Молодой человек подтверждает, что не имеет права управления транспортными средствами — был лишен в 2017 году за совершение ДТП. Государственный обвинитель задает вопрос о другом факте лишения водительских прав, обвиняемый отвечает с явной неохотой.

— В 2015 году после Дня города переставил по просьбе сотрудников ГАИ машину на парковке. Находился в нетрезвом состоянии — лишили прав.

При этом до задержания парень работал в компании, которая занимается поставкой автомобильных запчастей: новых и бывших в употреблении. Он рассказал, что много времени проводил по работе в Москве, бывало, пригонял машины на продажу. Audi A8, на которой и было совершено ДТП на улице Космонавтов, предназначалась как раз для этого.

— Автомобиль был у меня в собственности. Я приобрел его летом 2018 года в Москве, не успел переоформить — по документам машина оформлена на гражданина России. Дело в том, что у автомобиля имелись множественные косметические повреждения: я хотел все сделать, а уже потом заниматься переоформлением. К тому же прошлый собственник попросил не торопиться: он ждал выплаты по страховке, машина могла еще ему понадобиться, — рассказал обвиняемый. — По технической части у меня не было вопросов. С момента покупки я использовал эту Audi всего дважды. На эту машину была выгодная цена, плюс у меня были почти все запчасти, чтобы ее восстановить.

— Автомобиль в России сдавался напрокат. Как следствие, его неоднократно били, потом ремонтировали и снова выпускали на линию. После покупки капот, к примеру, ремонтировать уже не имело смысла, нужно было менять — так сказал мастер.

В сентябре 2018 года для Audi были куплены диски с шинами: передняя пара одного производителя, задняя пара — другого, «запаска» — третьего. Государственный обвинитель сообщил, что по заключению эксперта переднее правое колесо машины в момент ДТП было изношено вплоть до появления соответствующего индикатора.

— На момент покупки износ шин был в пределах допустимого. Рискну предположить, что не был сделан развал-схождение, как следствие — такой износ. Либо шины были перекачаны, — пояснил водитель. — Автомобиль тяжелый, с хорошей шумоизоляцией. У меня даже сомнений не возникало, что что-то не так. 

Вместе с тем обвиняемый сообщил, что во время движения машину «немножко тянуло влево», но, по его словам, он списал это на необходимость ремонта подвески.

Важный момент: по заключению эксперта в автомобиле в момент осмотра не работала правая фара — был разъединен один из контактов. При этом водитель считает, что по крайней мере до ДТП обе фары функционировали нормально.

— Никакие индикаторы, сигнализирующие о неисправности световых приборов, не включались, ошибок не было. В машине стоит датчик света. Тогда, 14-го числа, у меня не было никаких сомнений, что все прекрасно освещается.

— Визуально вы бы заметили, если бы одна фара не работала? уточнил гособвинитель.

— Автомобиль эксплуатировался в городской черте. Если бы что-то было не так, на участке без искусственного освещения я бы заметил. В городе ничего такого я не увидел.

При этом обвиняемый рассказал, что в момент покупки у машины были проблемы со светом.

— Я поменял два блока розжига — у меня есть чеки. При этом обратил внимание, что у одного из электрических разъемов, который присоединяется к фаре, было обломано крепление. Я просто надел его. Думаю, что из-за вибрации это крепление могло потихонечку отойти, разъединиться, — предположил он.

Хронология того дня

Обвиняемый рассказал, что 14 октября поехал к ТРЦ Galleria Minsk, чтобы встретиться с девушкой. Поехал на автомобиле, не имея водительских прав.

— У меня была серьезная травма, а метро — далеко, — пояснил он. — Я понимал, что не имею права садиться за руль, но не мог даже предположить, что такое может произойти.

— У меня водительский стаж с 2011 года, открыты три категории, я за год накатывал...

— Да, расскажите нам поподробнее, сколько вы за год накатывали, не имея права управления, сказал судья.

Молодой человек вернулся к событиям в день ДТП.

— Сел в автомобиль, приехал к ТРЦ Galleria. На парковке встретились с девушкой, немножко эмоционально поговорили. Она предложила пройтись по магазинам — я отказался, так как был расстроен из-за этого разговора. Попрощались. Она ушла в магазин, а я поехал к выезду с парковки. Искусственного освещения там не было, у машины горели обе фары. Я ехал в сторону дома, на улицу Есенина. Уже в Московском районе, вблизи парка Павлова, я решил выбрать нестандартный маршрут: свернул на улицу Космонавтов, хотя проще было ехать либо по МКАД, либо дальше свернуть на улицу Есенина. По улице Космонавтов я двигался с предельно разрешенной скоростью, обозначенной знаками.

В этом показания обвиняемого серьезно расходятся с выводами следствия. Напомним, на участке, где разрешенная скорость — только 40 км/ч, скорость автомобиля, как было установлено, составляла 72 км/ч. Когда государственный обвинитель попросил водителя уточнить, с какой все же скоростью он ехал в момент ДТП, возникла заминка.

— Следователь сказал, что это ни на что не влияет, — заявил обвиняемый.

— Вы правда полагаете, что превышение скорости на 32 км/ч ни на что не влияет? переспросил гособвинитель.

Тем не менее факт превышения скорости водитель не признал.

— Я двигался по главной дороге. У края проезжей части там припаркованы машины, в том числе грузовые. Было темное время суток. Я проехал единственный регулируемый пешеходный переход вблизи «Виталюра» и продолжил движение прямо. Впереди был еще один пешеходный переход, нерегулируемый, а за ним — «лежачий полицейский» и, чуть дальше, остановка общественного транспорта. Подъезжая к переходу, я обратил внимание на то, что пешеходов не было, никто не приближался. Немного сбавил скорость, проехал переход и искусственную неровность, далее немного ускорился и продолжил движение по второй полосе. Где-то вблизи автобусной остановки со встречной полосы меня на очень небольшой промежуток времени ослепил дальний свет. Я левой ногой уперся в подставку и чуть приподнялся на сиденье.

Молодой человек не смог объяснить, что было источником этого света: встречный автомобиль либо что-то другое.

— Я проехал немного дальше и почувствовал с правой стороны какой-то глухой удар. Ногу с газа я убрал, но автомобиль находился в движении. Что это было, я сразу не понял. На лобовом стекле появилось несколько трещин, но обзору они не мешали. Через несколько мгновений я осознал, что, скорее всего, произошла беда, — рассказал обвиняемый.

Сыновья

В качестве потерпевших в суде находятся сыновья погибшей женщины. У мужчин уже свои семьи, дети. То воскресенье они провели все вместе на даче — был День матери, вот и собрались.

— Хорошо провели день, поздравили маму. Женщины выпили шампанского. Обычно или я, или брат отвозим маму домой прямо до подъезда. А в тот раз ей нужно было с кем-то встретиться, вот она и попросила отвезти ее на улицу Кузьмы Чорного, оттуда, сказала, доберется сама. В районе 17 часов мы попрощались. Вечером я звонил маме, но не дозвонился: один телефон не отвечал, другой был недоступен. Подумал, мало ли, разрядился. А в 23 часа позвонил брат. Сказал, что у нас больше нет матери, — вспоминает один из братьев.

— Нам потом отдали ее телефон: после ДТП он превратился в какую-то погнутую «восьмерку».

Братья выступили с ходатайством о возмещении им морального вреда: по 50 тысяч рублей каждому.

— Жизнь разделилась на две части. То, как мы пытаемся справляться с этим, нам, на самом деле, не очень удается. Мама была позитивным человеком, объединяла нашу семью. Все наши успехи, достижения — это ее большая заслуга, — выступил в суде один из сыновей погибшей женщины.

Обвиняемый попросил судью предоставить ему возможность позже высказать свое отношение к этому иску. Стало известно, кстати, что за несколько дней до начала суда с потерпевшими связывался отец водителя.

— Он принес извинения и предложил компенсировать затраты на похороны. А вчера я получил извещение на 3500 рублей, — рассказал один из братьев.

Задали вопрос обвиняемому: предпринимал ли он какие-либо действия, чтобы загладить свою вину перед потерпевшими.

— Я долго собирался написать что-то семье погибшей женщины, но не мог найти слов, — начал водитель и обратился к братьям с извинениями. — Я понимаю, что никакие мои слова, никакие деньги не восполнят вам утрату близкого человека. Я хочу, чтобы вы попытались меня простить, я сделаю все от меня зависящее.

— Не знаю, что бы сделал на вашем месте, скорее всего, просто разорвал бы этого человека. Простите меня, пожалуйста.

«Нажал на газ и поехал прямо»

Вернемся к происшествию на улице Космонавтов. Водитель сбивает женщину, которая выходит на дорогу вне пешеходного перехода. Удар сильный — в машине повреждено лобовое стекло. Но водитель, по его словам, еще не знает, насколько все серьезно, у него есть только догадки. При этом он не останавливается, чтобы узнать, что в действительности произошло. Автомобиль уезжает.

— Уехал, потому что струсил, испугался возможной ответственности, — сказал обвиняемый.

— Вы же не знали точно, что произошло. Чего именно в таком случае испугались? — уточнил гособвинитель.

— Я испугался, когда увидел трещину на лобовом стекле. Я работаю с автомобилями, видел много таких случаев, видел машины после ДТП. Честно, я до сих пор не могу самому себе объяснить, почему просто не остановился, — ответил водитель.

— Что вы сделали?

— Нажал на газ и поехал прямо.

— Остановился уже вблизи деревни Озерцо. Осмотрел автомобиль, обошел его несколько раз. Справа на стекле была трещина и след точечного удара, будто от чего-то круглого. На стойке виднелась вмятина, которой раньше не было.

Показания свидетелей

В суде выступили свидетели происшествия. О чем они рассказали?

— Мы с мужем и дочкой ехали с дачи, уже подъезжали к дому. Не видели ничего, что привлекло бы наше внимание, — рассказывает женщина, первый свидетель. — Внезапно впереди остановилась машина. Оттуда выбежал мужчина и спросил, видели ли мы, как только что сбили человека? Но, повторюсь, в тот момент мы ничего необычного не заметили: машины ехали с одинаковой скоростью, никто не вызывал подозрений.

Водители ушли туда, где лежала сбитая женщина.

— Когда супруг вернулся, то рассказал, что она не двигается. Никто не знал, жива или нет. В тот момент приехала скорая, а мы помчались домой, чтобы скинуть на флешку видео с нашего регистратора и передать ее сотрудникам ГАИ. Мы сами раз 20 пересмотрели эту запись. И да, увидели автомобиль серебристого цвета с негорящей правой фарой. Водитель этой машины не изменил скорость, хотя было видно, что кого-то сбил. Один из свидетелей предположил, что это был Mercedes, а нам показалось, что Kia.

Свидетели предоставили видео правоохранителям, а сами даже решили обследовать дворы неподалеку, поискать этот серебристый автомобиль.

— На одной из парковок мы разговорились с охранником. Он нам рассказал, что видел, как серебристая машина со свистом, на огромной скорости выехала на встречную и умчалась в сторону улицы Слободской. Тогда мы поняли, что водитель скрылся.

Свидетель предположила, что водитель Audi мог не увидеть пешехода, которая была одета в темную одежду и вышла из-за припаркованных автомобилей, среди которых были «высоковатые грузовые машины».

— Я сама каждый раз боюсь проезжать это место. И когда проводился следственный эксперимент, я видела пешеходов, которые именно там пытались переходить дорогу. Я кричала им: «Стойте!» — потому что эти люди могли точно так же попасть под колеса.

Еще один свидетель ДТП рассказал, что видел, как женщина приближалась к проезжей части.

— Она подходила к дороге между припаркованных автомобилей. Я увидел в боковое зеркало, что женщина вышла на дорогу и ее сбила машина. Это был автомобиль серебристого цвета. Мне показалось, что Mercedes E-Class, — сообщил суду очевидец. Этот человек ехал во встречном направлении по отношению к Audi, на которой был совершен наезд. — В тот момент ничто не предвещало того, что случится. Это произошло мгновенно. Женщина вышла на дорогу и приостановилась. Автомобиль двигался с приличной скоростью, явно с превышением. Не 40 км/ч — это точно.

Странное поведение

Обвиняемый рассказал, что уже за городом, осмотрев свою машину, нанес по ней удар.

— Я не преследовал этим никакой цели: просто ударил руками в область крыши, а одной рукой попал по лобовому стеклу. От удара по стеклу пошли трещины, — сообщил он.

Со слов молодого человека, потом он вернулся за руль, чтобы переставить автомобиль, но появившиеся на стекле трещины не позволяли ему ничего увидеть. И по этой причине он выбил лобовое стекло, ударив по нему еще несколько раз. При этом водитель сильно порезал руки.

— Я помню, что какие-то люди ходили рядом, спрашивали, что случилось. Я отвечал, что все хорошо.

Машину обвиняемый переставил на территорию дачного кооператива, прикрыв переднюю часть пледом. В Минск он хотел вернуться на поезде, но на станции ему сказали, что в направлении столицы в ближайшее время ничего не едет. Молодой человек попросил вызвать ему такси.

И еще один труднообъяснимый эпизод. В суде выступил таксист, который сообщил, что подвозил обвиняемого. Но вез его не из пригорода в Минск, а наоборот, забрал с улицы Космонавтов, и было это после часа ночи. Таксист рассказал, что клиент попросил его заехать на АЗС, чтобы купить канистры с топливом.

— На одной заправке канистр в продаже не было, мы поехали на другую. Он купил там канистры с топливом и воронку, потом сказал отвезти его в Озерцо, пояснил, что нужно заправить автомобиль. Попросил остановиться в частном секторе, хотя я предложил подвезти его до машины. Он отказался, сказал, что сам дойдет.

— Что вы делали на улице Космонавтов? — вопрос обвиняемому.

— Я этот момент даже и пояснить не могу.

— В ходе ознакомления с делом я читал показания этого свидетеля. Но я не помню, чтобы ездил на заправки, хотя и не исключаю этот факт. В Audi был полный бак, к тому же в машине находилась канистра на 40 литров, полностью наполненная бензином. Автомобиль без топлива остаться не мог, — ответил водитель.

«Не заметить мог либо дурак, либо слепой!»

Судья задал обвиняемому вопрос: признает ли он свою вину в случившемся?

— Полностью признаю и раскаиваюсь, — ответил суду молодой человек.

Водителя задержали в тот момент, когда он выходил из дома — парень собирался встретиться со своей мамой.

— Позвонил, сказал, что нужно срочно увидеться, больше ничего не объяснял. Сказал, что при встрече все объясню, — отметил обвиняемый.

— Почему вы не вернулись на место ДТП? 

— Не вернулся, потому что банально струсил. Испугался ответственности за то, что что-то могло произойти.

— Тогда зачем с мамой разговаривать, если вы не были уверены, что что-то случилось? Я прихожу к выводу, что вы вообще не признаете себя виновным, — сказал гособвинитель.

— Я признаю, что наезд был совершен в результате моих действий — конкретно я же сидел за рулем. Как такое произошло — я сам себе задавал этот вопрос тысячу раз. Может, где-то я проявил невнимательность, может, где-то меня ослепил свет в момент наезда. Возможно, на доли секунды я отвлекся и что-то упустил. Ведь на следственном эксперименте все было настолько очевидно, что не заметить мог либо дурак, либо слепой!


Дополнено. Приговор

Сегодня суд Московского района г. Минска постановил приговор по этому уголовному делу. Водителю назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего режима. Кроме того, он лишен права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет.

Приговор еще не вступил в законную силу.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by