522
05 апреля 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Максим Тарналицкий, Александр Ружечка

«На 50—60% отличается от первоначальной формулы». Результаты экспертизы масла из двигателей и подозрительных канистр

Стали известны результаты экспертизы масла, которое отбиралось несколько недель назад из двигателей шести автомобилей, а также из подозрительных канистр. Владельцы Volkswagen, Mazda, Renault, Nissan и двух Peugeot обратили внимание на сложности при запуске на холодную, нехарактерный стук и застывание техжидкости. Все это можно было бы списать на мнительность, субъективные ощущения, проблемы с мотором и топливной системой и пр. Однако с выводами экспертов лаборатории, которая аккредитована французской компанией Total, спорить сложно. А оценки специалистов подчас были весьма резкими.

«Образцы, предоставленные на исследование, не соответствуют оригинальным маслам Total»

На наш призыв откликнулось более сотни автовладельцев, обнаруживших, что в двигатель их машин залито подозрительное масло якобы производства французской компании Total (представлено на нашем рынке двумя брендами — Elf и, собственно, Total).

Сомнения возникали обычно после того, как автомобилисты проверяли буквенно-цифровой код, указанный на контрольной марке (акцизе) канистры.

После жесткого отбора поучаствовать в исследовании было предложено шестерым водителям. Из двигателей их автомобилей и из подозрительных канистр с остатками масла планировалось отобрать две пробы. Третий образец взяли из банки от официального поставщика (это масло заливали взамен отработанного), как того требовал регламент.

В качестве акцизополучателей канистр, купленных участниками экспертизы, были указаны уже хорошо знакомые ООО «Город масел», ИП Рунцо и ОДО «Белтехноойл». Подчеркнем, эти организации и предприниматель не указаны в списках официальных поставщиков масел Elf и Total.

«Как будто масло кто-то пьет», «на холодную мотор заводится с трудом», «при замене на масляном фильтре обнаружили странный осадок» — такими наблюдениями поделились водители.

Также они обратили внимание на нехарактерные звуки при запуске двигателя, постукивание гидрокомпенсаторов, подозрительный цвет и осадок техжидкости.

Окончательные выводы можно было сделать после анализа проб в лаборатории ANAC, которая аккредитована компанией Total. Заметим, что эксперты видели только условные обозначения на емкостях для проб. Чистота исследования была гарантирована.

Прокомментировать полученный результат согласился руководитель подразделения технической поддержки компании Total в России Роман Корчагин. Он сразу подчеркнул, что масло производства Total, залитое взамен «отработки», удалось идентифицировать легко, а вот по остальным двум пробам — из двигателя и подозрительных канистр — возникли вопросы:

— С уверенностью могу заявить, что образцы, предоставленные на исследование (как отработанное масло, так и из подозрительных канистр), не соответствуют оригинальным продуктам Total.
Роман Корчагин

Peugeot 407 SW. «Под клапанной крышкой наверняка обнаружится большое количество шлама»

Первым участником эксперимента стал Евгений, владелец Peugeot 407 SW. По его словам, он приобрел канистру Total Quartz 9000 для доливки. А когда проверил акциз, то расстроился: система выдала «ИП Рунцо». Кроме снижения уровня масла, хозяин автомобиля обратил внимание на нехарактерные звуки при работе двигателя на холодную. Во время замены масляного фильтра на нем обнаружили налет, чем-то похожий на воск.

При взятии пробы из подозрительной канистры, в которой еще оставалось масло, специалисты «Армтек» (компания выступает партнером расследования) обратили внимание на то, что жидкость «укладывается» словно слоями.

Что сказано в отчете лаборатории ANAC? Эксперты, в частности, обнаружили небольшое содержание топлива в масле. Однако не это насторожило больше всего.

— По требованиям Total щелочное число должно составлять не менее 9,0 мгКОН/r, — объясняет Роман Корчагин. — В масле из подозрительной канистры — 5,0 мгКОН/r, в образце, взятом из двигателя автомобиля, — 3,5 мгКОН/r. Этого мало.

Как отмечают специалисты, низкое щелочное число может привести к тому, что продукты, образующиеся при сгорании топлива (кислоты, оксиды, пероксиды и др.), не будут нейтрализоваться присадками, в результате чего двигателю может быть нанесен вред. Это чревато коррозией, выпадением компонентов загрязнений в осадок и т. д.

— Если поднять клапанную крышку двигателя данного автомобиля, то там наверняка обнаружится большое количество шлама, — предполагает руководитель подразделения компании Total в России.

Напомним, владелец Peugeot 407 SW жаловался на значительный расход масла, которое постоянно приходилось доливать.

— Советую как минимум вскрыть клапанную крышку и исследовать газораспределительный механизм на предмет чистоты. Он, вероятно, будет загрязнен, — рекомендует Роман Корчагин. — Если это предположение подтвердится, то в поддоне обнаружится число загрязнений в 2,5—3 раза больше нормы. Это последствия применения некачественного горюче-смазочного материала.

Второй существенный вывод касается вязкости пробы, взятой из двигателя.

«Она не соответствует классификации SAE J 300 для класса __W-40. Использование данного масла с низкой вязкостью может привести к повышенной температурной нагрузке на двигатель и износу узлов», — считают эксперты лаборатории.

Также пакет присадок в пробах из мотора и подозрительной канистры не соответствует формуле оригинального продукта. Это может привести к повышенному износу оборудования и недостаточной защите трущихся пар.

— Логично предположить, что данный продукт относится к категории 10W-40, но низкое щелочное число говорит об обратном, — подытоживает руководитель подразделения компании Total в России. — Вообще, высокая вязкость при низком щелочном числе характерна при производстве гидравлического масла с неким загущающим модификатором.

Volkswagen Polo Sedan. «Некий продукт 5W-40, но точно не Total»

На нехарактерный стук, который слышен в течение первых двух минут после запуска двигателя, обратил внимание Валерий, владелец Volkswagen Polo Sedan. В мотор он заливал Total Quartz 9000. Акцизополучатель — ИП Рунцо. На подозрительном масле участник эксперимента проехал 7800 километров.

Специалисты лаборатории ANAC по итогам исследования образцов из двигателя и подозрительной канистры сделали такой вывод: сниженная температура вспышки. Это свидетельствует либо о попадании в масло легких топливных фракций, либо об использовании базового масла низкого качества.

При этом, по мнению экспертов, данное масло можно отнести к классу вязкости 5W-40, как было указано на упаковке. С оговоркой, что это «некий продукт 5W-40, но точно не Total».

Также в отчете сказано, что в образце из подозрительной канистры щелочное число не соответствует спецификации Total. Чем это чревато? Высокая концентрация моюще-диспергирующих присадок может вызвать повышенное образование золы, что в свою очередь приведет к образованию нагара на поршнях, кольцах и свечах, закоксовыванию колец и снизит срок работы сажевого фильтра и катализатора. Также возможно химическое взаимодействие щелочной присадки с металлическими составляющими двигателя.

— Самое критичное в данном случае — это несоответствие присадок, на что, в частности, указывает высокое содержание кальция, — считает Роман Корчагин. — Если бы владелец автомобиля продолжил эксплуатацию на данном масле, то содержание кальция могло бы вырасти еще.

«Это не грозит критическими последствиями, но не является стандартом французской компании»

Что же касается нехарактерного шума при работе двигателя, на который обратил внимание водитель, то специалисты определяют его как неизмеряемый показатель и комментировать посчитали неуместным в контексте исследования моторных масел.

Nissan X-Trail. «Масло деградирует при первых нагрузках и „проваливается“ по вязкости»

Хозяин кроссовера Nissan X-Trail щепетильно подошел к выбору моторного масла, детально изучил вопрос и остановил выбор на Elf 900 SXR. Предоставленную для исследования канистру мужчина приобрел в торговом центре Минска. Когда проверил буквенно-цифровой код, то оказалось, что акциз выдавался ИП Рунцо.

На данном масле Александр проехал 1200 километров. Заметил, что зимой автомобиль прогревался непривычно долго. А прислушавшись, обратил внимание на посторонние звуки.

— В результате анализа образцов из двигателя и подозрительной канистры выявлены низкая температура вспышки и несоответствие классу вязкости, — делает акцент на принципиальных моментах руководитель подразделения компании Total в России. — А значит, этот продукт относится к классу 5W-40, а не 5W-30, как указано на упаковке. Его применение может привести к повышенному износу деталей мотора.

Тут нужно сделать отступление и пояснить, почему это носит принципиальный характер. Масло 5W-40 — более густое, чем 5W-30, а значит, масляная пленка толще. Двигатели некоторых автомобилей просто не смогут прокачать данную техжидкость в силу особенностей конструкции (например, недостаточной ширины масляных каналов).

Как заметил эксперт, падение уровня вязкости на 30% за пробег в тысячу километров может говорить об использовании загущающего модификатора низкого качества: «При первых же нагрузках масло деградирует и буквально „проваливается“ по вязкости. Хотя хороший продукт должен находиться в своем классе вязкости в течение всего времени эксплуатации».

Как и у предыдущих образцов, пакет присадок не соответствует требованиям французской компании, на что указывает низкий уровень фосфора и высокое содержание кальция. А следовательно, противоизносные свойства масла ниже, чем у товарного продукта.

«Влияние данного несоответствия может проявиться только в процессе длительной эксплуатации»

Renault Laguna. «Владельцу нужно решить проблему с топливной системой»

В данном случае были отобраны два, а не три образца. Жидкость из подозрительной канистры владелец Renault залил перед приездом на СТО: уровень масла в двигателе был критически мал.

Поэтому в лабораторию были доставлены только две пробы — из мотора и оригинальной банки Elf. Если в последнем случае подтвердилось очевидное, то первый образец явно смутил экспертов:

— Однозначно владельцу автомобиля нужно что-то делать с топливной системой, в частности решать проблему с калибровкой форсунок. В образце из двигателя обнаружено большое количество топлива.

Опять-таки специалисты лаборатории выявили несоответствие пакета присадок оригинальному продукту Total, о чем говорит низкое содержание цинка, фосфора и молибдена, отвечающих за снижение износа элементов мотора.

Mazda6. «Произошло падение вязкости на треть. Это критично»

Руслан на Mazda6 приехал из Жодино, там же парень приобрел подозрительную банку Elf 900 SXR. Акциз указывает на ОДО «Белтехноойл». Молодой человек недавно за рулем и пока не знает, что именно должно было вызвать подозрение. Однако принадлежность контрольной марки его смутила. И не зря!

Эксперты лаборатории обнаружили, что снижена температура вспышки в образцах, отобранных из двигателя и подозрительной канистры. А оба показателя по вязкости выше, чем у эталонного образца.

— Причем, судя по полученным данным, всего за несколько тысяч километров пробега произошло падение вязкости на 30%, — листает отчет Роман Корчагин. — Это означает, что модификатор, который отвечает за стабильность вязкости, стал сильно деградировать.

Собеседник обратил внимание на схожесть полученных результатов с анализом проб, взятых из двигателя Nissan X-Trail.

— Однозначно продукт не является 5W-30, он скорее относится к 5W-40, а пакет присадок не соответствует спецификации Total, — констатирует эксперт.

Peugeot 307. «Самая грубая подделка, „собранная“ буквально на коленке»

Шестым участником исследования стал Николай, который приехал на Peugeot 307. Канистру Total Quartz 9000 автовладелец покупал в одном из магазинов Минска. Он отметил, что при запуске двигателя в холода постукивают гидрокомпенсаторы.

Специалисты выявили целый букет несоответствий в пробах из мотора и подозрительной канистры: снижена температура вспышки, вязкость не соответствует классификации SAE J 300, щелочное число занижено.

— Это самая грубая подделка, «собранная» буквально на коленке, — был лаконичен в этот раз руководитель подразделения компании Total в России.

Он также обратил внимание на высокое содержание кремния, что характерно и для других проб из двигателей и подозрительных канистр:

— По сути, это обычная пыль, которая каким-то образом оказалась в готовом продукте. Присутствие кремния в таких объемах недопустимо, так как он становится мелкодисперсным абразивом и может повреждать элементы мотора. Ущерб, наверное, не столь критичен, но присутствие кремния во всех образцах свидетельствует об уровне производства подделок.

«Тут есть две версии. Либо производство совсем кустарное и техжидкость, грубо говоря, переливают из ведер в бочки, либо базовое масло длительное время контактирует с воздухом и пылью»

Почему подделки отличаются друг от друга?

Сотрудники лаборатории ANAC поделились дополнительными наблюдениями о том, что именно характерно для всех подозрительных проб. У большинства обнаружилось низкое содержание щелочи, и это не соответствует требованиям международных стандартов.

Значит, моющие свойства такого масла будут «хромать», а в поддоне начнут оседать загрязнения, например сажа, которая может действовать как абразив.

Еще один типичный момент: почти все образцы не соответствуют заявленному классу вязкости. По словам экспертов, использование такого продукта скажется не сразу, а после 50—70 тысяч километров пробега, когда уже потребуется капремонт двигателя.

— Некоторые пользователи жаловались, что масло замерзает даже при минус 8, — напоминает Роман Корчагин. — Зная температуру вспышки образцов, можно предположить, что это все-таки минеральный продукт, а не синтетический.

Наш собеседник высказал следующее предположение о рецептуре производства подозрительной техжидкости: в качестве базового используется гидравлическое масло, подбирается простейший пакет присадок.

— Я бы сказал, что данные продукты на 50—60% отличаются от первоначальной формулы, которую закладывает Total, — подчеркивает эксперт.

— Честно говоря, я полагал, что все образцы, взятые из подозрительных канистр, будут иметь схожие черты. Чем объясняется, что поддельные продукты отличаются друг от друга? — недоумевает начальник группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек» Павел Черногоров.

Павел Черногоров

У представителей французской компании нашлось этому объяснение. Во-первых, производители могут быть разными, то есть контрафакт завозят не из одной точки. А во-вторых — что, пожалуй, ближе к истине, — «ингредиенты» для приготовления масла закупаются в небольших объемах, чтобы не привлекать лишнего внимания: «Крупный поставщик не готов в адрес неизвестного ИП гнать железнодорожный состав с базовым маслом. Поэтому речь, скорее всего, идет о небольших закупках через посредников. А поскольку исходный продукт отличается, этим может объясняться разница в полученных результатах».

На вопрос, как относиться к реакции аудитории (мол, да и подделки не очень-то опасные, только ажиотаж создают), Роман Корчагин отвечает так:

— Знакомая ситуация. В России мы сталкиваемся с похожим отношением. На ум приходит аналогия: можно покупать дешевые и не очень здоровые продукты питания, но через 10—15 лет ведь это неминуемо аукнется. Нам обычно удается убедить в невыгодности использования подделок людей подготовленных, с высшим инженерным образованием. Остальные скорее доверяют советам обывателей. Выход видим в повышении информированности конечного потребителя.


Как заверили представители Total, в ближайшее время будет проведен ряд мероприятий по защите продукта. Правда, специалисты пока не готовы сообщить, каких именно. В то же время они признают, что ответственность за ситуацию на рынке в первую очередь несет владелец бренда. Специалисты намерены повышать уровень информированности автовладельцев, что, по их мнению, может свести продажи контрафакта к минимуму.

Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек».

синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, 5 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, 5 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, 4 л

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by